Земли водного фонда правовой режим

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли водного фонда правовой режим». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Общего пользования – территории, находящиеся во владении муниципалитета, федеральных органов или государства, которые могут использоваться для бытовых целей всеми желающими. При этом беспрепятственно доступ открыт только физическим лицам.

Возможность получить во владение участок, относящийся к водному фонду, зависит от целевого использования данного объекта. Невозможно, чтобы участок находился в собственности одного лица, а водоем, расположенный на этом участке, — в собственности другого.

Водные объекты можно разделить на поверхностные и подземные, учитывая все особенности их использования, местоположения и прочие характеристики.

Земли водного фонда в 2022 году

Согласно ст. 15 ВдК РФ водопользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору водопользования, по истечении срока его действия имеет преимущественное перед другими лицами право на заключение договора на новый срок, за исключением случая, если договор водопользования был заключен по результатам аукциона.

Эта группа включает в себя наземную и водную территории в зоне береговой линии:

  • морские территории;
  • реки, крупные ручьи;
  • водохранилища;
  • водоемы;
  • болота;
  • естественные снеговые отложения;
  • ледники.

Участки, относимые к водному фонду, определяются как возобновляемые, но из-за уязвимости природных ресурсов и их ограниченности, на территориях действует особый правовой режим, регулируемый законодательством.
Поскольку порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ЗК РФ и водным законодательством (п. 4 комментируемой статьи), важно взаимодействие этих отраслей российского законодательства. Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты согласно ст. 3 ВК РФ основываются на относящихся к земельным отношениям принципах.

Водные объекты и их классификация

Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, регламентируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы ВК РФ.

К категории поверхностных причислены воды и земли, которые они покрывают в пределах береговой линии. Эти воды можно разделить на родники, гейзеры, моря и заливы, проливы и бухты, водотоки и водоемы, болотистые местности.

Вместе с тем, законодательство предусматривает возможность формирования так называемых «искусственных земельных участков, созданных на водных объектах».

Все выше перечисленные объекты являются собственностью государства. Их водные и береговые границы определяются законодательно в каждом отдельно случае индивидуально.

При заключении договора водопользования на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон. Договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ВдК РФ (ст. 16).

Если исходить из буквальной трактовки положений ст.102 ЗК РФ, то может возникнуть искаженное мнение, будто преобладающая часть земель водного фонда занята водными объектами. Официальная статистика свидетельствует: общая площадь земель под водой в пределах границ Российской Федерации составляет 71,7 млн га.

В соответствии с нормами Федерального действующего сегодня закона №172, земля, документально находящаяся в реальной собственности не государственных структур, может быть вполне законно изъята и в процессе переведена в иную категорию. То есть, изначально земля, которая не относилась к водному фонду, может быть причислена к нему и впоследствии изъята, если это необходимо для государства.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено в ВК РФ. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Правовой режим земель водного фонда. Водное право

Водным кодексом РФ устанавливается, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ВК РФ.

В целях охраны водных объектов от негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности человека ВК РФ предусматривает специальные охранные зоны: водоохранные зоны и прибрежные полосы, которые охватывают земли различных категорий, примыкающие к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер и водохранилищ.

Земли водного фонда включают в себя множество самостоятельных и отдельных объектов, находящихся под строгим контролем государственных органов и внесенных в действующее ныне российское принятое законодательство. Помимо указанных категорий, свои подкатегории имеют и объекты, которые в соответствии с Водным кодексом разделены на поверхностные и подземные.

В целях охраны водных объектов от негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности человека ВК РФ предусматривает специальные охранные зоны: водоохранные зоны и прибрежные полосы, которые охватывают земли различных категорий, примыкающие к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер и водохранилищ.

Земли водного фонда включают в себя множество самостоятельных и отдельных объектов, находящихся под строгим контролем государственных органов и внесенных в действующее ныне российское принятое законодательство. Помимо указанных категорий, свои подкатегории имеют и объекты, которые в соответствии с Водным кодексом разделены на поверхностные и подземные.

Водные объекты могут быть использованы для размещения таких сооружений, как: плотины, водосбросы, водозаборные, водовыпускные и другие гидротехнические сооружения, мосты, подводные и подземные переходы, очистные сооружения, причалы, судоподъемные, судопропускные и судоремонтные сооружения, рыбозащитные и рыбопропускные сооружения, насосные станции, дамбы, берегозащитные сооружения и др.

Территории, относимые к землям водного фонда, делятся на 2 большие группы:

  1. Естественные водоемы и заполненные водой площади.
  2. Участки, прилегающие к водным объектам и используемые физическими и юридическими лицами для обслуживания.

Защита данных земель от нерационального использования и несоблюдения норм экологической безопасности осуществляется природоохранными службами. Особенный охранный режим устанавливается на территориях федеральными и муниципальными законодательными актами.

Решение о предоставлении водного объекта в пользование. Предоставление водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства осуществляется на основании решения Правительства РФ.

Аренда части водного фона для собственных нужд возможна при заключении договора водопользования. Аренду часто используют с целью получения ресурсов, использование территории для проведения профилактических и восстановительных оздоравливающих мероприятий, использование территории для генерации электроэнергии.

Впервые земли водного фонда были выделены в самостоятельную категорию в Основах земельного законодательства 1968 г. Под водным фондом понимается совокупность водных объектов в пределах территории РФ (ст. 1 ВК РФ).

— разведки и добычи полезных ископаемых;

В зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфологических и других признаков водные объекты подразделяются на поверхностные и подземные.
Невозможно разделить территорию на несколько частей самостоятельно, если при этом требуется проведение границы по воде.

В качестве эксплуатирующих организаций гидротехнических сооружений выступают государственные или муниципальные унитарные предприятия либо организации любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

Земли водного фонда и поверхностные воды представляют единый водный объект, правовой режим которого определяется как земельным, так и водным законодательством.

Что можно делать и что нельзя на водных территориях, находящихся под охраной?

При этом земельные участки, в границах которых расположены пруд или обводненный карьер, не подлежат разделу, если при этом потребуется раздел и пруда или обводненного карьера.

Водный госкадастр является центральной базой всей информации, имеющейся о водных объектах и их применении, отдельных ресурсах и водопользователях.

В целях строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов осуществляется резервирование земель.

Сам водный фонд состоит из отдельных объектов, находящихся в Российской Федерации. В него включён каждый из видов. Соответственно, получить такие объекты в частную собственность или даже аренду не всегда представляется возможным, но это всё же вполне реально и для этого есть несколько вариантов.

Ширина указанных полос зависит от уклона берега водного объекта. Так, при уклоне 3 и более градуса она составляет 50 метров, при уклоне до 3 градусов — 40 метров, а для обратного или нулевого уклона — 30 метров.

Под действие водных отношений подпадают различные водные объекты или же их части. Это могут быть и воды, расположенные на поверхности и земли, которые ими покрываются, а также граничащие с ними берег и дно водного объекта.

Контролем и надзором за охраной земель водного фонда, а так же за соблюдением норм и регламентов в данной сфере осуществляет государственная инспекция в области использования и охраны природных объектов.
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Принципы смены категории участков водного фонда

Земли водного фонда – это территории, на которых имеются разнообразные водные объекты, охранные утверждённые зоны, отводные полосы, водоразборные участки, которые охраняют сооружения гидротехники, и прочие структуры, представляющие собой водное хозяйство.

Предоставление водных объектов или их частей в пользование на основании договоров водопользования либо решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами.

— срок действия договора водопользования;

Административные образования, физические и юридические лица имеют отдельные права на обособленные водные объекты. К водному фонду субъектов Российской Федерации относят только те водные территории, которые полностью располагаются в рамках данного субъекта и не принадлежат собственности федеральной.

В качестве общего положения Водный кодекс РФ закрепляет, что на водные объекты устанавливается федеральная собственность. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. Все данные о водном фонде заносятся в специальный госреестр. В этой системе имеются сведения о месте расположения водоемов, о сфере их применения и об отдельных ресурсах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *