Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие брака по семейному праву теории сущности брака». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Договор в его первом значении — основания для возникновения прав и обязанностей — является элементом в классификации юридических фактов. Соответственно он должен отвечать основополагающим признакам последних (имеется ввиду способность порождать права и обязанности.
При всём разнообразии обычаев и обрядов, связанных с подготовкой и заключением Б., в истории человечества зафиксировано несколько гл. видов брака.
Самым распространённым видом Б. в обществах как традиционного, так и совр. типа является моногамия, которая получила в разное время в разл. культурах правовое (светское) и церковное (священное) узаконение.
Исторические виды и традиционные регулирующие принципы брака
Традиционная форма брака, где жена исключительно является домохозяйкой, сменяется новой формой брака- партнерством.
Терминологическая близость конструкций «брак как договор» и «брачный договор» (а в странах романской филологии и совпадение) отнюдь не ведет ни к смешению, ни к противопоставлению понятий и обозначаемых ими явлений, хотя и предполагает общность их природы. Первый воспринимается как правоотношение преимущественно лично-правового порядка, второй – имущественно-правового.
Религиозные и нравственные сущности брака рассматривались многими цивилистами старой российской школы, как правило, в единстве. «С точки зрения религии, – писал Д. И. Мейер, – брак представляется учреждением, состоящим под покровительством божества; по учению же православной церкви – даже учреждением, совершаемым с его участием, – таинством.
Уравнивание прав между мужчинами и женщинами на требование расторжения Б., упрощение процедур развода в немалой степени способствовали и способствуют учащению разводов по сравнению с 19 в., когда расторжение Б. было явлением исключительным.
Не может вступить в брак гражданин, признанный судом недееспособным вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия). Недееспособный гражданин не в состоянии осознанно решить вопрос о вступлении в брак, с душевнобольным невозможна нормальная семейная жизнь, рожденные в таком браке дети могут также оказаться умственно неполноценными.
В той или иной форме родительское или семейное участие в выборе будущего супруга и материальные условия заключения Б. (позже в бóльшей степени утвердилась форма приданого со стороны семьи невесты) воспроизводились у всех народов и во все времена вплоть до наших дней.
Прекращение брака Брак и семья являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др.
Это означает, что по спорам, вытекающим из семейных отношений, права могут защищаться судом вне зависимости от давности правонарушения.
Но важно выяснить и правовой смысл этого понятия. В научной литературе выделяют три ключевые юридические концепции брака: брак-договор, брак-таинство, брак — институт особого рода.
Брак, являясь стержнем всех брачно-семейных отношений, представляет собой форму регулирования сексуальных отношений в обществе от промискуитета до эгалитарного союза.
Общая норма о применении гражданского законодательства к семейным отношениям закрепляет принцип субсидиарности.
Существование в юриспруденции различных теорий объясняется дуализмом самого понятия «брак», что представляется абсолютно верным. Так, С.В. Сивохина, соглашаясь с П.М. Бромли, М. Планьолем, Ш. Беданом, М.В. Кротовым, указывает на двойственность концепции брака: юридический факт и отношение.
1.1. Понятие брака по семейному праву
Более того, большинство имущественных прав и обязанностей неотделимы от личности управомоченного лица и поэтому непередаваемы другим лицам (например, право на получение алиментов).
Это особый социальный институт, значимость которого исходит из необходимости упорядочивания межполовых взаимоотношений людей и взаимного союза и создания определенных гарантий существования стабильного союза, обеспечивающего наиболее благоприятные условия для рождения детей. Цель брака – не только создание брачных отношений, но и формирование союза, основанного на взаимоуважении и любви.
До последнего времени вопрос о соотношении семейного и гражданского права затрагивал весьма узкий круг вопросов, лежащих за пределами законодательства о договорах.
Государственная регистрация заключения брака имеет правоустанавливающее значение: с этого момента возникают взаимные права и обязанности супругов.
До последнего времени вопрос о соотношении семейного и гражданского права затрагивал весьма узкий круг вопросов, лежащих за пределами законодательства о договорах.
При этом назначается день церемонии регистрации брака. В случае если кто-либо их вступающих в брак не имеет возможности явиться в органы загса для подачи заявления, основанием для заключения брака будет подача одним из лиц, вступающих в брак, раздельных заявлений, причем подпись отсутствующего заявителя должна быть нотариально удостоверена.
Отец Сергей Булгаков подчеркивает единение духовного, нравственного и естественного начал, утверждает, что полнота образа Божия связана с двуполостью человека и что «полный образ человека есть мужчина и женщина в соединении в духовно-телесном браке, девственное соединение любви и супружества есть “внутреннее задание христианского брака”».
В той своей части, которая лежит в религиозно-этической или просто этической среде, справедливо замечает М. В. Антокольская, брак может рассматриваться «как таинство, как мистический союз, как союз, предполагающий наиболее полное общение» – все это находится за границами права и составляет сугубо личное дело каждой супружеской пары.
Свои выводы они основывают на целях брака (наличие хозяйственного интереса не доказывает того, что брак есть только хозяйственный союз).
В новейшей русской теологии, отмечал Н. С. Суворов, получил господство взгляд, что «не самый брак, как союз, есть таинство, а церковное священнодействие». Отсюда были неизбежны выводы о непризнании таинством браков раскольников, браков нехристиан и т. д. В то же время в число дозволенных последовательно трех браков включались и те, которые впоследствии признавались недействительными.
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. Брак и семья являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др.
4. Артельная (трудовая) теория
Оформление брака должным образом является доказательством вступления граждан в брачную общность, которую государство берет под свою защиту. Так, исходя из основных начал семейного законодательства, в РФ признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
Авторы: А. Б. Синельников (Современные представления о браке); Г. К. Дмитриева, Л. Б. Максимович (Брак в праве); Л. В. Литвинова, В. Цыпин (брак христианский); Д. В. Вальков, С. Б. Яблонская (брак в иудаизме); В. О. Бобровников (брак в исламе); В. Г.
Как заключил Радбрух Густав, право и брак находятся в состоянии конфронтации. Представляется такое утверждение ошибочным, поскольку именно право превращает фактическое сожительство мужчины и женщины в брак, посредством специального оформления отношений.
Позднее социолог С.В. Дармодихин предлагал считать семью субъектом права. Эта концепция была подвергнута справедливой критике со стороны А.М.
Понятие брака по семейному праву в России
Брак — это равноправный союз. Лица, вступающие в брак, равны между собой как в отношении личных прав (право на свободный выбор фамилии, места жительства, профессии, на решение всех внутрисемейных вопросов, воспитание детей), так и в отношении имущества, нажитого во время брака.
Подчинённое положение и второстепенные роли женщин в семье воспринимались как естеств. продолжение различий положения мужчин и женщин в обществе.
Тем не менее во многих мусульманских и африканских странах традиционно признается полигамная модель брака, при которой устанавливается союз нескольких женщин с одним мужчиной либо нескольких мужчин с одной женщиной. М.В.
Понятие брака. Теории правовой природы брака.
Исходя из культурно-исторических традиций российское законодательство признает только моногамный брак между мужчиной и женщиной. В то же время некоторые страны признают и другие формы брака. Так, подавляющее число государств (80 %) не признают гомосексуальных отношений и сохраняют уголовную ответственность за них (например, в Иране за это предусмотрена смертная казнь).
Понятие брака в теории современного отечественного права. Исследование главных черт категории брака, как социального явления, его правовой природы. Нормальная полноценная семья возникает и развивается лишь на основе брака, но не вне брака и не ранее его.
Брак – это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности. Перечень уважительных причин, с учетом которых может быть снижен брачный возраст, законодателем не предусмотрен.
Брак по российскому семейному праву. 2-е издание
Предпринята попытка дать правовое определение брака, выявить его признаки, которые позволяют отграничить правовую конструкцию брака от квазибрачных моделей и конкубината. Рассмотрены основные теории правовой сущности брака: брак — договор, брак-таинство, брак — институт особого рода.
Не существует запрета на заключение брака между боковыми родственниками более отдаленной степени родства: двоюродными братьями и сестрами (третья степень бокового родства), дядей (тетей) и племянницей (племянником) (четвертая степень бокового родства) и т.п., а также между сводными братьями и сестрами (детьми каждого из супругов), поскольку последние состоят не в родстве, а в свойстве.
Понятие брака. Теории правовой природы брака
Церковная власть в конце концов уступила Гражданскому кодексу Наполеона и другим актам светской власти. Однако, как отмечал К. П.
Регистрация брака производится только в присутствии лиц, вступающих в брак, поскольку заключение брака в отсутствие одной стороны или через представителя не допускается. Однако с момента принятия декрета 1917 г. заключение брака было полностью изъято из компетенции церкви.