Положение о проверке контрагентов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о проверке контрагентов». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если налоговики решат, что сделка фиктивная и направлена лишь на получение налоговой выгоды, они отменят затраты по налогу на прибыль (УСН, ЕСХН) или вычеты по НДС, которые связаны со спорным контрагентом. Соответственно, придётся доплачивать налоги. Такое может случиться, даже если у вас все чисто.

В 2017 году в Налоговом кодексе появилась статья 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов», которая ставит во главу угла реальность сделки.
Согласно этой статье, организация может получить вычет или уменьшить базу по налогу, если не было искажения информации, у сделки была деловая цель, и исполнил ее действительно контрагент.

Где взять информацию о контрагенте

Генеральный директор не позднее 2-х рабочих дней принимает решение о вступлении в хозяйственные отношения с проверяемым контрагентом, путем внесения резолюции в досье контрагента.

Любую сделку с банкротом, в том числе вашу, вправе оспорить в суде кредиторы. Чтобы получить деньги назад, нужно включаться в реестр кредиторов и ждать окончания процедуры банкротства, которая может длиться несколько лет.

Часто бывает, что покупатель принимает товар и не платит. Или наоборот: поставщик получает аванс и не отгружает товар. Проверка поможет решить, стоит ли сотрудничать с контрагентом, или есть риск, что он не выполнит свои обязательства.
Кроме того, руководитель налогоплательщика должен быть готов рассказать инспектору ФНС, откуда он узнал о контрагенте: получил рекомендацию, увидел рекламу в интернете, взял буклет на выставке и т.д.

Сотрудник должен получить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП о контрагенте через интернет-ресурсы, предоставляющие подобные сведения.

Налоговики решили, что сделка была нереальной, а работы заказчик выполнял сам. Но организация предоставила полный набор доказательств, что отношения с контрагентами были реальными: первичные документы, переписка, свидетельские показания, списки пропусков на объекты, документы СРО и т.д.

Почему же проявление должной осмотрительности оказывается одним из ключевых вопросов непосредственно для самого налогоплательщика? Потому что предпринимательская деятельность ведется на свой страх и риск. То есть негативные последствия, возникающие из-за неправильного выбора контрагента, тоже становятся риском налогоплательщика.

Понятие «должной осмотрительности» при выборе контрагента (введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53) подразумевает использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей и инструментов для получения и проверки информации о контрагенте на предмет его благонадежности.

Сегодня разумный подход заключается в выстраивании определенной системы мер, которая должна включать не только сбор и анализ общедоступной информации, но и доказательств того, что деловой партнер располагает достаточным количеством ресурсов, у него есть квалифицированные сотрудники и т.д.

Больше практических советов по должной осмотрительности и проверке контрагентов вы найдете в Готовом решении от КонсультантПлюс.
Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента— категория, интересующая, прежде всего, налоговые органы, выявляющие ситуации, влекущие за собой получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Игнорировать запрос кредитной организации о предоставлении документов не стоит. Это может стать для банка основанием для непроведения вызвавшей у него сомнение операции (п. 11 ст. 7 закона № 115-ФЗ).

В регламенте следует указать:

  • с какой целью он создан и каков порядок его применения;
  • список документов и сведений, которые необходимо запрашивать у потенциального контрагента;
  • список документов и сведений, которых будет достаточно для заключения договора на основе системы рисков, предусмотренных Регламентом;
  • указание, при каких условиях договор не может быть заключён (но не ставьте себе слишком жёсткие рамки, т.к. несоблюдение Регламента — аргумент против вас);
  • какие подразделения и/или лица будут исполнять Регламент.

Ведомство начало выпускать письма, раскрывающие внутренний регламент проверки контрагентов. В том числе был сформулирован так называемый риск-ориентированный подход, в соответствии с которым все налогоплательщики делятся на группы и для каждого из них рассчитывается риск-фактор. От риск-фактора и зависит строгость налогового контроля.

Компания передала на субподряд другим фирмам работы по ремонту технологического оборудования. Налоговики решили, что у этих фирм не было материальных и трудовых ресурсов для таких работ, а значит сделки были фиктивные, и сняли вычеты. Но суд решил, что у налоговиков недостаточно доказательств, чтобы это утверждать.

Инспекторы стремились обнаружить фирмы, которые открывались на небольшой срок и без намерения вести реальную хозяйственную деятельность. Война с однодневками стала полигоном, на котором налоговики отработали методику проверки контрагентов.

Но бывает и наоборот. Если налоговики не докажут, что сделка была фиктивной, суд встанет на сторону налогоплательщика.

У вас должен быть документ, регулирующий порядок отбора контрагента, а также документы, отражающие процесс принятия решения о сотрудничестве.

Ваш контрагент может совершать финансовые преступления, например, заниматься обналом или набирать незаконные кредиты. В таком случае правоохранительные органы будут проверять не только контрагента, но и вас как его партнера.

На конференции «Снижение налоговых рисков: тренды 2020» ассоциированный партнер EY Ольга Одинцова описала 4 этапа, которым нужно следовать.

Форма предназначена исключительно для сообщений о некорректной информации на сайте ФНС России и не подразумевает обратной связи. Информация направляется редактору сайта ФНС России для сведения.

На первом этапе взаимодействия с потенциальным контрагентом рекомендуется запросить у него стандартный комплект справок, выписок, свидетельств и других документов, позволяющих убедиться в реальности предприятия.

Допускается вариант с изучением последней бухгалтерской отчетности. Отказать в этом вопросе контрагент не может – отчетные документы законодательно отнесены в группу публичных сведений.
При этом контролеры в своих письмах и разъяснениях всегда уточняют, что не должно быть формального подхода. Нельзя обвинить налогоплательщика в том, что он не проявил осторожность и получил необоснованную налоговую выгоду только потому, что имеет место какое-то из вышеперечисленных обстоятельств.

Поскольку банкам грозит достаточно серьезная ответственность за непринятие мер по противодействию легализации доходов, получаемых преступным путем, они могут ориентироваться на любые (не только приведенные в числе обязательных) признаки, делающие сделку подозрительной (Методические рекомендации, прилагаемые к письму Банка России от 13.07.2005 № 99-Т).

Копилась судебная практика. Главной проблемой было то, что налогоплательщики плохо понимали, какие средства могут послужить доказательством добросовестности при подборе контрагентов.

Метод отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок изменился ещё до 2010 года. Минфин и ФНС начали публиковать письма с ответами на наболевший вопрос, какие действия должна предпринять компания, чтобы доказать налоговым инспекторам, что была достаточно осмотрительной при подборе партнёра.

Так, суды могут сделать вывод, что для признания налогоплательщика добросовестным недостаточно подтвердить статус юридического лица контрагента.

Практика говорит о том, что какие бы документы налогоплательщик ни запросил у контрагента, ФНС это не устроит. Но запрашивать документы необходимо, потому что если их не запросить, то это однозначно говорит о том, что должной осмотрительности не было. Так решат и ФНС и суд.

Бизнесмен мог избежать налоговой ответственности при работе с подозрительными контрагентами, только если докажет, что принял все меры для их проверки.

Даже самая добросовестная компания, которая работает по закону и исправно платит налоги, может иметь проблемы с налоговой инспекцией, если свяжется с недобросовестным контрагентом.

ФАС ЗСО от 29 марта 2011 г. по делу № А27-9150/2010). Конечно, законом не регламентированы требования к сроку между моментом получения выписки и моментом ее предоставления налогоплательщику – однако чем меньше этот срок, тем лучше.

На практике отсутствует какой-либо исчерпывающий алгоритм проверки потенциального контрагента, тем не менее, при принятии решения о заключении договора с новым (незнакомым) поставщиком, необходимо соблюдать минимум основных негласных правил.

Контрагенты-«однодневки» способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

Заключая сделку с новым контрагентом, нужно сначала тщательно его проверить. И не только для того, чтобы не нарваться на мошенников, а чтобы избежать налоговых рисков. Узнайте, как проверять контрагентов и что будет, если этого не делать.

В случае необходимости обязательного наличия лицензии у контрагента лицензии, сотрудник должен проверить её наличие посредством обращения на интернет-сайт лицензирующего органа или СРО.

Дополнительной мерой подстраховки от споров с контролирующими органами может стать оформление акта выезда к потенциальному поставщику. Документ подтверждает реальность пребывания предприятия по адресу, прописанному в документах.

При заключении сделок необходимо помнить, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск и все негативные последствия необдуманных решений ложатся на плечи самого налогоплательщика.

Осуществляйте мониторинг изменений в статусе того контрагента, которого выбрали для сотрудничества. Не забывайте следить за выполнением транзакций, операций и фиксируйте те факты хозяйственной деятельности, которые имели место быть. Важно отсутствие факторов, которые могут негативно повлиять на репутацию контрагента. Исходя из текста постановления, сам факт, что ваш контрагент не исполняет свои обязательства перед бюджетом – еще не повод для доначислений, ведь вашей вины в этом нет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *