Как и кто принимает законы в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и кто принимает законы в России». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу субъектами законодательной инициативы с сопроводительным письмом, содержащим название законопроекта, обоснование необходимости его принятия, характеристику законопроекта, изложение его целей, основных положений и места в системе законодательства Российской Федерации.

Именно второе чтение считают основным. Если законопроект был принят во втором чтении, то с огромной вероятностью его одобрят и в третьем. К тому же, именно второе чтение позволяет понять, как именно законопроект повлияет на жизнь в стране — большое количество непринятых поправок даёт понять логику потенциального закона.

Кто на самом деле принимает законы в России? Разбираемся

Исключение из общего правила составляют федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению СФ в соответствии со ст. 106 Конституции РФ. Их рассмотрение в СФ с учетом п. 1 Постановления Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 «По делу о толковании части 4 статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации» должно начаться не позднее 14 дней после их передачи в СФ.

Ст. 107 Конституции РФ предусматривает, что принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В течение 14 дней он подписывает федеральный закон и обнародует его.

Увеличен для них и период выплаты пособия. Его можно получать в течение 12 месяцев каждые 18 месяцев.

Нормативно-правовые акты РФ имеют разную юридическую силу. Первостепенной значимостью обладает Конституция – главный закон страны имеет наивысшую юридическую силу. Служит базой для разработки других норм. Никакие нормативно-правовые акты не могут противоречить Конституции.

Та­кая фор­ма сис­те­ма­ти­за­ции – ко­ди­фи­ка­ция, при­ня­тая в РФ, от­ра­жа­ет при­над­леж­ность Рос­сии к груп­пе стран ро­ма­но-гер­ман­ско­го пра­ва.

Как принимают законы в России. Описание всей системы принятия законов

Если при рассмотрении Советом Государственной Думы предложений профильного комитета по законопроекту выявятся обстоятельства, требующие дополнительного изучения, Совет Государственной Думы вправе вернуть законопроект в профильный комитет и установить срок повторного представления данного законопроекта на рассмотрение Совета Государственной Думы.

Рос. за­ко­но­да­тель­ст­во фор­ми­ру­ет­ся пре­иму­ще­ст­вен­но по от­рас­ле­во­му прин­ци­пу. Это оз­на­ча­ет по­строе­ние сис­те­мы за­ко­но­да­тель­ст­ва в за­ви­си­мо­сти от клас­си­фи­ка­ции то­го или ино­го за­ко­но­да­тель­но­го пра­ви­ла по объ­ек­ту его ре­гу­ли­ро­ва­ния, т. е. с учё­том со­дер­жа­тель­ной сто­ро­ны об­ще­ст­вен­но­го от­но­ше­ния.

Больше половины членов Совета Федерации должны проголосовать за подписание документа, а если речь идёт о конституционном законе – то три четверти органа.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Если Президент РФ в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом РФ.

В первом – документ анализируется в целом, и на этой стадии велики шансы, что его «завернут». Во втором чтении – вносятся поправки, идут дебаты о финальном тексте проекта. Инициативу, облечённую в форму документа, рассматривают в Госдуме. I этап – общее обсуждение, «дорога в жизнь». II чтение – работа с поправками, предложенными депутатами.

Статья 96

  1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет .
  2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Принятие некоторых законов вызывает большое внимание со стороны общественности — законопроекты обсуждают, критикуют, поддерживают. Однако сам механизм принятия законов в России известен далеко не всем. Некоторые люди и вовсе уверены, что за это отвечает только президент.

Отцы-основатели современной России предусмотрели довольно сложный порядок принятия законов. По замыслу тех, кто задумывал облик страны, это должно было помешать негодяям, аферистам и диктаторам узурпировать власть и ухудшить жизнь людей.

N 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 31 декабря 2008 г. (Российская газета, 2008, 31 декабря).

Даже весьма непопулярные инициативы (повышение пенсионного возраста, запрет мата в интернете) принимаются очень быстро. А сколько спорных и странных предложений не доходит до голосования! Это с одной стороны.

Каждый поступающий в Госдуму законопроект и все материалы к нему отправляются на имя председателя Думы и регистрируются там в Управлении документационного обеспечения, где получают регистрационный номер. Потом на документ заводится электронная регистрационная карта.

Подготовка и обсуждение законов

Значительная доля законов – это акты, устанавливающие статус наиболее значимых государственных институтов и органов. Они не могут быть отклонены президентом.

Для поиска необходимого правового акта можно воспользоваться информационным интернет-порталом online-zakon и разделом: «Федеральные законы».

Если Конституционный Суд РФ подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент РФ подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом РФ соответствующего решения. Если Конституционный Суд РФ не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент РФ возвращает его в ГД без подписания.

Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения.

Субъекты права законодательной инициативы и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу определены статьей 104 Конституции Российской Федерации.

Председатель Государственной Думы направляет зарегистрированный законопроект и материалы к нему в профильный комитет, который определяет соответствие законопроекта требованиям статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьи 105 настоящего Регламента.

Первое чтение носит информационный характер: рассказывается о законопроекте, его потенциальной пользе, необходимости, своевременности. Депутаты голосуют, если проект не набирает необходимое количество голосов, то его снимают с обсуждения. Если его одобряют, то проводятся поправки.

Допустим, МВД готовит свои поправки в законы, Минфин – свои. В этом случае каждая система стремится выжать для себя максимум из инициативы.

Статья 99

  1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
  2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
  3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
  4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Действие закона во времени и пространстве

Статья 101

  1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
  2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
  3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
  4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
  5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Назначение официальных представителей Президента Российской Федерации при рассмотрении законопроектов в Государственной Думе оформляется распоряжениями Президента Российской Федерации.

Все от­рас­ли права тра­ди­ци­он­но под­раз­де­ляются на два круп­ных бло­ка: пуб­лич­но-пра­во­вые и ча­ст­но­пра­во­вые от­рас­ли.

Решение Совета Федерации оформляется постановлением, принимаемым большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Как правило, инициаторами принятия новых законов выступает Государственная Дума — это её основная задача.

Последним этапом будет подписание и обнародование закона президентом РФ. Это происходит после поступления документа из Совета Федерации. Если глава государства отклонит закон, то обе палаты парламента будут рассматривать его повторно.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

При втором чтении предусматривается более детальное обсуждение законопроекта с разными вариантами поправок, составленными ответственным комитетом в виде таблиц. Если документ будет принят во втором чтении, то он отправится в ответственный комитет «для устранения возможных противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки».

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы осуществляют право законодательной инициативы лично.
Совет Федерации при осуществлении права законодательной инициативы на своем заседании принимает решение о внесении в Государственную Думу законопроекта (поправок к законопроекту), а также о назначении из числа членов Совета Федерации официального представителя Совета Федерации при рассмотрении в Государственной Думе данного законопроекта.

Рассмотрение законопроектов ГД осуществляется, как правило, в трех чтениях. По результатам рассмотрения ГД может принять следующие решения: одобрить законопроект в качестве федерального конституционного закона, принять законопроект в качестве федерального закона, отклонить законопроект.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 9, ст. 1299; в ред. постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2020 года № 9426–7 ГД — Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, № 51, ст. 8372).

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Совет Думы может вернуть законопроект назад в профильный комитет или инициатору закона. А может сразу включить его в примерную программу работы Госдумы. При этом будет назначен ответственный за документ комитет. А иногда и несколько комитетов. Далее комитет выступает перед Думой и рекомендует депутатам проголосовать «за» или «против» по отношению к законопроекту. Однако и тут не всё так просто.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *