Льготы жертвам политических репрессий в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы жертвам политических репрессий в 2023 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Основным законодательным документом, регламентирующим вопрос предоставления преференций, является Федеральный закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1 (ред. от 09.03.2016) «О реабилитации жертв политических репрессий», который определяет возможность получения преференций, предоставляемых из государственного бюджета.

Кого признают репрессированным?

Действующими законодательными документами четко определены параметры, по которым присваивается статус жертвы политических преследований.

Репрессированными гражданами признаются, если отмечаются следующие условия:

  • Произошло нарушение прав и свобод человека, а также преследование;
  • Заключение в лагерях, либо психбольницах;
  • Изгнание или принудительное переселение на территории проживания;
  • Незаконные ссылки и принуждение к трудовой деятельности.

Каждый из граждан, который подвергся политическому преследованию, не сразу получает статус жертвы. Сотрудники госучреждений проводят расследование, определяя правомерность осуждения гражданина.

Федеральными законами определены категории граждан, которые принадлежат к репрессированными.

Таковыми являются:

  • Лица, имеющие гражданство Советского Союза или других стран, к которым были применены наказания на основании их политических взглядов;
  • Пострадавшие от действий российский специальных службы за весь период существования СССР;
  • Иностранцы, изгнанные из государства по причине не поддержания политической системы Советского Союза и деятельность против властей СССР;
  • Преференции положены детям родителей, которых повезли вместе с репрессированными родителями в места отбывания наказаний.

Также, федеральными нормативно-правовыми документами определены причины вынесения отрицательного решения при получении такого статуса и оформлении преференций.

Он не предоставляется, если отмечаются следующие факторы:

  • Была освидетельствована измена Родины;
  • Осужденный проявлял насилие по отношению к другим гражданам в период политических преследований (убийство, терроризм, бандитизм, подрывники, десантники);
  • Лицам, являющимися преступниками по законам военного времени;
  • Тунеядцы, попавшие в ссылку по причине безработицы, что принималось в то время за незаконные действия;
  • Иные преступники, виновность которых доказана.

Региональные изменения

Преимущественное множество преференций оплачивается из муниципального бюджета. Каждому реабилитированному предоставляется возможность выбрать наиболее необходимые ему льготы, которые будут начисляться ежемесячно.

Особенности для некоторых регионов страны приведены в таблице ниже.

Округ Описание
Московский Пятидесятипроцентная скидка на коммунальные платежи, компенсация за пользование городским телефоном
СПБ ЕДВ суммой в 3907 рублей. Дети, чьи родители погибли по причине политических преследований получают выплату размере в 1955 рублей
Алтайский Безвозмездная медицинская помощь, пятидесятипроцентная скидка на лекарственные препараты и оплату услуг ЖКХ
Астраханский Безвозмездная медицинская помощь, 50% скидка на медпрепараты и оплату услуг ЖКХ

Жертвам репрессий создали невыполнимые условия

Общественная палата РФ раскритиковала правительственные поправки к закону «О реабилитации жертв политических репрессий». Речь идет о праве репрессированных и их детей на бесплатное жилье в том городе, где семья проживала на момент ареста.

В прошлом году Конституционный суд потребовал исправить закон так, чтобы граждане смогли наконец получить обещанное государством жилье.

В Общественной палате констатируют, что получившийся законопроект «невозможно признать соответствующим позиции Конституционного суда» — и он не поможет жертвам репрессий.

Вчера Общественная палата (ОП) РФ опубликовала отрицательное заключение к правительственному законопроекту о праве репрессированных на бесплатное жилье (.pdf). «Нулевые чтения» на эту тему прошли в ОП еще 4 августа 2022 года. В итоговом документе говорится, что проект «невозможно признать обоснованным и достаточным для восстановления нарушенных жилищных прав реабилитированных лиц».

Напомним, в декабре 2019 года Конституционный суд постановил исправить закон о жертвах репрессий. Сейчас эти люди имеют право на бесплатное жилье в городе, где семья находилась на момент ареста и высылки.

Но полномочия распределять квартиры были переданы регионам, которые выставили зачастую невыполнимые условия. Летом правительство РФ одобрило законопроект, разработанный Минстроем.

Он убрал некоторые ограничения, но при этом оставил регионам полномочия по распределению жилья. Более того, в нем не был прописан конкретный механизм финансирования.

В случае его принятия жертвы репрессий должны будут встать в конец общей очереди на жилье — чтобы получить квартиру в Москве, им придется ждать около 30 лет. Документ вызвал шквал критики со стороны правозащитников, но 14 июля был внесен в Госдуму.

«Общественная палата выступает за справедливое, окончательное разрешение вопроса о посильной в настоящее время компенсации нанесенного ущерба реабилитированным жертвам политических репрессий, членам их семей,— говорится в отзыве на законопроект.— Однако решение такой задачи посредством предлагаемой поправки в данном случае не может считаться достаточным».

Прежде всего авторы документа указывают, что Конституционный суд постановил решить проблему на федеральном уровне, чтобы у репрессированных из разных регионов были одинаковые права.

А значит, правительственный законопроект не должен был передавать этот вопрос на уровень региональных властей. «Предлагаемый подход невозможно признать соответствующим позиции Конституционного суда», прямо говорится в документе.

Эксперты ОП обращают внимание на заявление, что правительственный законопроект не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. «Данное утверждение представляется спорным»,— говорится в отзыве. Дело в том, что возмещение подобного вреда необходимо «отнести к расходным обязательствам РФ».

«Кроме того, материалы к законопроекту не содержат сведений об общем количестве лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями»,— указывает ОП.

Согласно регламенту пояснительная записка законопроекта обязательно должна содержать «финансовый, экономический и (или) статистический анализ текущей ситуации, (…) прогноз экономических и иных последствий реализации таких решений».

В отзыве указано, что правительственный законопроект сохраняет существующий порядок «очереди» для репрессированных.

При этом КС указывал, что РФ обязана стремиться к «возможно более полному возмещению вреда», причиненного жертвам политических репрессий, «на основе максимально возможного использования имеющихся средств и финансово-экономического потенциала».

«Принимая во внимание зачастую затягивающиеся сроки предоставления жилых помещений в порядке общей очередности», ОП приходит к выводу, что репрессированные, «как правило, люди преклонного возраста», могут не дожить до получения квартир.

«Представляется целесообразным обеспечить жильем реабилитированных лиц в возможно короткий срок, путем разработки и реализации специального порядка предоставления жилых помещений,— заявляет ОП.— Однако представленный законопроект не предусматривает подобных положений».

«Мы удовлетворены результатами нулевых чтений в Общественной палате,— заявил “Ъ” Юрист Григорий Вайпан, представляющий интересы трех заявительниц иска в КС.— Палата указала на главные недостатки правительственного законопроекта. Во-первых, отсутствие федерального регулирования и финансирования жилья для жертв репрессий.

Во-вторых, предоставление жилья жертвам репрессий в порядке общей очереди. Рассчитываем на то, что депутаты учтут позицию Общественной палаты. Законопроект концептуально не соответствует постановлению КС и поэтому должен быть отклонен уже в первом чтении». Господин Вайпан добавил, что создал онлайн-петицию в поддержку права жертв репрессий на получение жилья.

Правительственный законопроект будет рассмотрен 23 сентября на заседании профильного комитета Госдумы.

Региональные особенности льготной программы

Так как большинство льгот реабилитированным переданы на региональный уровень, то в различных субъектах РФ объем предоставляемой социальной помощи может значительно различаться. Например, в Санкт-Петербурге размер ежемесячной выплаты составляет от 2237 до 4472 руб. (зависит от категории репрессированного, сумма ежегодно индексируется), а в Кабардино-Балкарии — 10879 руб. В Московской области ежемесячных выплат не предусмотрено вовсе, реабилитированные граждане получают ежегодную выплату в 6500 руб. В Свердловской области размер ежегодной выплаты составляет 1050 руб.

Также в отдельных субъектах РФ устанавливают дополнительные виды соцобеспечения для реабилитированных граждан. Например, в Москве осуществляется бесплатная установка стационарных телефонов и компенсируются расходы за связь. В Краснодарском крае и Башкирии реабилитированные граждане, в ходе репрессий утратившие жилье и в настоящий момент нуждающиеся в нем, вправе рассчитывать на жилищные субсидии. Отдельные виды помощи установлены и в других регионах.

Список льгот реабилитированных граждан РФ может значительно различаться — многое зависит от региона проживания льготника. Федеральное законодательство гарантирует лишь восстановление в гражданских правах, возвращение доброго имени и небольшую денежную компенсацию реабилитированным. Остальные льготы лицам, пострадавшим от репрессий, отданы на откуп регионам.

Какие документы нужны для переселения

По словам Марии Спиридоновой, для переселения достаточно иметь следующие документы:

  • заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
  • в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;
  • заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения;
  • заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.

Получив права на льготы по программе реабилитации репрессированных, автоматически человек получает доступ к возможности приобретать билеты на железнодорожный транспорт со скидкой. Пользоваться этим шансом можно всего лишь один раз в год, зато съездить разрешено в направлении цели поездки и обратно, совершенно ничего за это не заплатив. Если пострадавший от политических репрессий человек заинтересован в альтернативном варианте, он может обратиться в социальную защиту за предоставлением половинной скидки на билет на воздушный, морской, автомобильный транспорт.

А вот общественным пострадавшие в сталинские времена могут пользоваться совершенно бесплатно. Это условие не распространяется на маршрутное такси, а вот прочие средства передвижения – к услугам жертв прежних лет.

Льготы в зависимости от сложности ситуации

Разность в ежемесячных выплатах может разниться не только в зависимости от региона, но также от причиненного ущерба. Чтобы понять, кто и сколько может получить в зависимости от данного фактора, стоит изучить выплаты репрессированным Санкт-Петербурга:

  1. Лишение свободы и насильственное помещение в психиатрические лечебницы 4301 р.
  2. Дети, которые находились в заключении вместе с репрессированными родителями 4301 р.
  3. Граждане, которые подверглись политическим гонениям, которые выражались в виде ссылки, высылки и специальные поселения. Сюда же можно отнести привлечение к принудительным работам, направление в рабочие колонны. За это и за ограничение свободы прав и обязанностей в области платят 2152 р.
  4. Дети, находящиеся с родителями в ссылке или в спецпоселении 2152 р.
  5. Дети, которые будучи несовершеннолетними остались без родителей или без папы и мамы отдельно, могут претендовать на выплату в размере 2152 р.

Подобные выплаты региональные власти в обязательном порядке индексируют. Данный процесс осуществляется посредством умножения на коэффициенты. Его размер должен быть не ниже индекса роста цен на товары, входящие в потребительскую корзину. Сам коэффициент устанавливается на региональном уровне.

Каждый человек, который относится одновременно к нескольким категориям льготников, не может получать несколько начислений одновременно.

Какие доплаты предлагаются региональными властями

Льготы репрессированным предлагаются федеральным законом, но дополнительно местные власти разных субъектов РФ часто увеличивают количество предлагаемых преференций. У властей регионов имеются полномочия для разработки собственных социальных программ. Некоторые такие мероприятия призваны компенсировать потери лиц, которые были незаконно и несправедливо репрессированы. К самым популярным региональным мерам помощи относится:

  • Москва. Льготники ежемесячно получают 190 руб. в качестве компенсации оплаты телефонной связи. Дополнительно их бесплатно подключают к стационарной телефонной сети и оказывают услуги по протезированию зубов.
  • Санкт-Петербург. Реабилитированные до конца жизни получают ежемесячное пособие в размере 3907 руб., если они находились в тюрьме или психиатрической лечебнице. Для бывших поселенцев и ссыльных назначается 1955 руб. Дополнительное такое же пособие выплачивается детям, оставшимся без попечения родителей.

Меры социальной поддержки, предоставляемые уполномоченным органом в сфере социальной защиты населения

Меры социальной поддержки и льготы для граждан Омска и Омской области установлены Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, в дальнейшем по тексту — Кодекс:

  1. ветеранов труда (статья 21);
  2. лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (статья 22);
  3. реабилитированных лиц (статья 23);
  4. лиц, пострадавших от политических репрессий (статья 24);
  5. Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров ордена Славы, полных кавалеров ордена Трудовой Славы и членов их семей (статья 25);
  6. граждан, принимавших участие в боевых действиях на территории СССР, территории Российской Федерации, территориях других государств, и членов их семей (статья 26);
  7. женщин — участниц Великой Отечественной войны (статья 27);
  8. вдов участников Великой Отечественной войны — Героев Советского Союза, полных кавалеров ордена Славы (статья 28);
  9. лиц, потерявших родителей (родителя) в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года (статья 28.1);
  10. граждан, награжденных медалью «За оборону Ленинграда» (статья 29);
  11. граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда» (статья 30);
  12. отдельных категорий пенсионеров (статья 31);
  13. лиц, награжденных государственными наградами Омской области, удостоенных почетных званий Омской области (статья 32);
  14. членов семьи погибшего (умершего) лица, удостоенного почетного звания Омской области «Почетный гражданин Омской области» и (или) награжденного золотой медалью «За особые заслуги перед Омской областью» (статья 32.1);
  15. граждан за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Омской областью (статья 33);
  16. граждан, ранее замещавших отдельные должности в органах государственной власти и управления Омской области (статья 33.1);
  17. работников образовательных организаций, пенсионеров, уволенных в связи с выходом на пенсию из образовательных организаций (статья 34);
  18. работников отдельных видов государственных и муниципальных учреждений Омской области, а также неработающих пенсионеров, уволенных из таких учреждений (статья 36);
  19. молодых специалистов, впервые поступивших на работу в государственные и муниципальные учреждения Омской области (статья 38);
  20. многодетных семей (статья 41);
  21. приемных семей (статья 43);
  22. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 44);
  23. родителей за присмотр и уход за детьми, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования (статья 46);
  24. детей-инвалидов, детей с ограниченными физическими и (или) психическими возможностями (статья 47);
  25. отдельных категорий обучающихся в государственных образовательных организациях Омской области (статья 47.1);
  26. граждан, имеющих детей, и беременных женщин (глава 6);
  27. отдельных категорий граждан, связанные с оказанием медицинской помощи (статья 58);
  28. доноров крови и (или) ее компонентов (статья 59);
  29. отдельных категорий граждан, связанные с обеспечением лекарственными препаратами для медицинского применения и изделиями медицинского назначения (статья 60);
  30. отдельных категорий граждан по обеспечению протезными изделиями (статья 61).

Основаниями для социальной поддержки и предоставления льгот гражданам являются:

  • принадлежность гражданина к определенной социально-демографической или профессиональной категории;
  • причинение гражданину вреда политическими репрессиями или воздействием радиации;
  • выполнение гражданином семейных обязанностей;
  • особенности профессиональной деятельности гражданина;
  • трудная жизненная ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно;
  • наличие у малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан по не зависящим от них причинам среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума, установленного для соответствующих социально-демографических групп населения Омской области.

Виды мер социальной поддержки, установленные Кодексом:

  1. меры социальной поддержки, предоставляемые в денежной форме:
    • ежемесячная денежная выплата;
    • денежная выплата к пенсии;
    • материальное обеспечение;
    • пособие;
    • компенсация;
    • иные меры социальной поддержки;
  2. меры социальной поддержки, предоставляемые в натуральной форме:
    • социальная льгота;
    • иные меры социальной поддержки;
  3. социальные услуги (глава 8).

Право на социальную защиту и льготы имеют российские граждане, проживающие на территории Омской области, при наличии установленных Кодексом оснований.

Выплаты репрессированным немцам поволжья в 2021году

  • водоотведения;
  • природного газа;
  • отопления;
  • на приобретение сжиженного газа и твердого топлива;
  • бесплатный проездной на все виды городского общественного транспорта (либо проезд без приобретения билета по удостоверению);
  • предоставление путевок в лечебно-оздоровительные учреждения в первоочередном порядке;
  • устройство в дома для престарелых;
  • скидку на приобретение лекарственных средств по рецепту врача (в каждом регионе своя).
  • Для сведения: указанные виды преференций финансируются за счет бюджета того уровня, который принял соответствующий закон:
  • общероссийские — из федерального;
  • субъект федерации оплачивает свою социальную программу.

Пенсионные преференции Время ограничения свободы передвижения включается в трудовой стаж при назначении пенсии.

Лица, павшие жертвой политических репрессий, в большинстве своем утрачивали не только правовой статус гражданина, но также лишались имущества и материальных благ.

С целью компенсации ранее причиненного ущерба реабилитированным в 2021 году предоставляются следующие виды выплат материального характера:

  1. Предоставление жилья, если ранее гражданин лишился такового по причине политических гонений.
  2. Если было утрачено имущество недвижимого характера, вернуть которое по ряду причин не представляется возможным, предоставляется материальная компенсация. Как правило, ее объем соответствует стоимости утраченного ранее имущества.
  3. Если гражданин, будучи несправедливо осужденным, находился в тюрьме или психиатрической лечебнице, предоставляется денежная выплата, являющаяся единовременной, размер которой не может превышать 10 000 руб.

Для получения материальных выплат репрессированному требуется предоставить документальные свидетельства, подтверждающие приведенный факт. На основании исключительно заявлений компенсации не выделяются.

ЕДВ ветеранам боевых действий в 2023 году

Выплаты для ВБД тоже проиндексируют с 1 февраля 2023 года (предварительно на 12,4%). После индексации ветеранам боевых действий будут ежемесячно выплачивать:

  • по 3913,60 руб. в случае отказа от НСУ;
  • по 2437,29 руб. при сохранении соцпакета полностью.

При частичном отказе от набора соцуслуг будут выплачиваться следующие суммы:

Какие льготы сохранены ЕДВ ВБД с 01.02.2023 г.
Лекарства + санаторий 2600,61
Лекарства + проезд 2613,20
Лекарства 2776,52
Проезд + санаторий 3574,37
Санаторий 3737,69
Проезд 3750,28

Стоит также рассказать о законопроекте, который в начале 2022 года внесли на рассмотрение в Госдуму. В нем были предложены новые льготы и меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, а также изменение порядка индексации ЕДВ для ВБД начиная с 2023 года. Депутаты предложили определять процент повышения выплат по схеме «инфляция + 1%», то есть применительно к февралю 2023 года это была бы индексация на 13,4%.

Повышение пенсий и социальных выплат будет происходить поэтапно.

Кому полагаются послабления

Выделяют разные категории лиц, попавших под репрессии. Наиболее многочисленной является группа граждан, пострадавших от действий НКВД. Официальные и псевдосудебные органы советского времени вынесли очень много приговоров по таким делам. Руководствуясь приблизительными подсчетами, называют цифру в 5 500 000 человек.

Вторую по численности категорию составляют крестьяне, подвергшиеся коллективизации и раскулачиванию. Это примерно 3 000 000-4 000 000 граждан. Лиц обеих упомянутых групп приговаривали к переселению, ссылке, расстрелу.

В третью категорию входят депортированные народы. I половина прошлого века ознаменовалась тем, что огромное количество жителей небольших республик принудительно переселяли в районы Севера и Средней Азии. Особенно частыми такие репрессии были в период ВОВ, когда представителей малочисленных народов считали пособниками немецкой армии.

Преследованиям также подвергались жители режимных объектов и приграничных населенных пунктов.

Дополнительные преференции

Некоторые регионы предоставляют носителям такого статуса право бесплатного пользования городским транспортом. Иногда эту льготу заменяют денежной компенсацией.

Жертвам политического преследования полагается единовременное возмещение расходов на установку стационарного телефона. Счет за оплату телефона для такого абонента также компенсируется в половинном размере.

Рассматриваемой категории граждан полагаются преференции на покупку лекарств (50% от стоимости чека), а также компенсируются затраты на приобретение, установку зубных протезов. Прием таких пациентов, оказание им врачебной помощи происходит вне очереди.

Ежегодно возмещается стоимость одной поездки по железной дороге.

Если граждане лишены централизованной подачи тепла, им компенсируется половина стоимости приобретенного топлива.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *