Пострадал автомобиль или имущество

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пострадал автомобиль или имущество». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.

Где взять бланк европротокола?

Европротокол при ДТП оформляется с использованием специального бланка, который страховой агент бесплатно обязан выдать владельцу транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО. Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании. Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать на любом принтере (рекомендуется загружать форму документа только с официальных авторитетных источников, например с сайтов справочно-правовых систем «Гарант» или «Консультант»). Образец заполнения европротокола также можно найти на различных ресурсах.

Можно ли оспорить сумму выплаты?

Если вы считаете, что сумма выплаты оказалась занижена, а также в случае, когда страховая компания вообще отказывается платить или ремонтировать автомобиль, обращайтесь в адрес страховщика с письменной претензией. Подготовьте ее в двух экземплярах, один останется у вас (на нем должны поставить дату и подпись ответственного лица).

В случае, когда компания не отвечает вовремя или ответ вас не устраивает, обращайтесь к финансовому омбудсмену. С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.

Если и это не имеет эффекта, можно обращаться в суд. Для разбирательства подготовьте все доказательства, которые у вас есть, а также по возможности найдите свидетелей, чтобы они повторили или дополнили свои показания о том, что произошло. Любые документы, относящиеся к делу, могут помочь вам доказать свою правоту.

Лимиты ответственности при оформлении аварии по Европротоколу ОСАГО

Ранее оформить и получить выплаты ОСАГО по Европротоколу могли только водители республики Татарстан, Москвы и Сантк-Петербурга, а также областей этих городов. Это было связано с внедрением и опробованием новой системы. Теперь же выплаты и их размеры распространяются на всех россиян, имеющих ОСАГО, вне зависимости от региона.

Изначально лимит выплат при таком алгоритме действий после происшествия составлял 100 тысяч рублей. Потом максимальные выплаты по ОСАГО по Европротоколу повысили до 400 тысяч рублей. Но есть поправки – меньшую сумму получают водители, которые провели фотофиксацию, но имеют разногласия на тему причин аварии. Сто тысяч максимально выплатят и если водители отказываются фиксировать на фото машины. Если получится заснять на фото (а лучше и на видео) столкнувшиеся автомобили, то максимальная выплата ОСАГО по Европротоколу составит 400000 рублей. Это при отсутствии разногласии между сторонами.

Как заполнить европротокол при ДТП?

Европротокол, который нужно заполнить при ДТП, имеет установленную форму. Когда вы заключаете договор со страховой, она выдает бланк извещения с самокопируемым вкладышем. Заполняя верхний лист, вы одновременно составляете экземпляр для второго участника аварии. Оба экземпляра равны по юридической силе. Если по какой-то причине у вас нет бланка, скачивать его из интернета не рекомендуется, так как, не зная формы, вы можете скачать документ, не соответствующий требованиям. В этом случае можно вызвать аварийного комиссара, который в числе прочих услуг предоставит вам бланк за отдельную плату. Поэтому, если представитель страховой при заключении договора не выдал вам бланк извещения, требуйте его, чтобы избежать лишних расходов.

Заполнять бланк протокола ДТП нужно синей не мажущей ручкой. Карандаш использовать нельзя! Исправлений желательно избегать, но, если вы вынуждены что-то исправить, нужно составить отдельный комментарий с подписями обеих сторон. Каждый заполняет свои данные так, как они указаны в документах. Форма документа предполагает возможность внести свои отдельные замечания по поводу случившегося.

Что такое Европротокол и когда его можно оформить?

Европротокол – это упрощенная процедура оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД, при которой необходимо всего лишь заполнить бланк-извещение о дорожно-транспортном происшествии. Воспользоваться процедурой можно в случае:

  • если в ДТП участвуют только 2 автомобиля и нет пострадавших;
  • если при столкновений двух автомобилей не пострадало другое имущество (забор или столб, например);
  • ущерб по предварительной оценке не превышает максимальную сумму страховой выплаты по ОСАГО;
  • оба участника ДТП имеют действующий полис ОСАГО (или Грин Карту);
  • оба участника согласны оформить ДТП без участия ГИБДД и подписать европротокол.

Если все вышеупомянутые условия соблюдены, можно приступить к заполнению извещения о ДТП. Важный момент при оформлении европротокола – не должно быть разногласий между участниками аварии, водители должны определить, кто из них виновен в ДТП и зафиксировать это в документе. Если обстоятельства аварии вызывают сомнения, адекватно оценить ущерб не получается, а со вторым участником ДТП имеются разногласия – оформлять ДТП следует с помощью сотрудника ГИБДД.

От чего зависит этот лимит в ОСАГО?

Почти 5 лет в системе автогражданки размер выплаты зависел от нескольких факторов:

  1. в каком городе произошел страховой случай,
  2. как были зафиксированы обстоятельства происшествия

Но с 01.10.2019 года территориальный фактор упразднили. И в 2020 году по новому закону не важно, где вы попали в ДТП: в Москве или в какой-нибудь деревне под названием «Васюки».

Главное, как будете всё фиксировать.

Утверждены даже Требования к техническим средствам контроля, в основном, там про взаимодействие с системой «ЭРА-ГЛОНАСС» и соответствие ГОСТу Р 57484-2017.

Но в Законе об ОСАГО всего этого пока ещё нет, здесь более доступным языком изложены способы фиксации:

  1. с помощью техсредств контроля, которые взаимодействуют с глобальной навигационной спутниковой системой и позволяют передать данные о ДТП (сам факт столкновения и координаты),
  2. с помощью специального программного обеспечения, которое будет взаимодействовать с системой ГОСУСЛУГ.

Специальная программа уже разработаны. Вот только зафиксировать ДТП удаётся далеко не всегда – проще говоря, приложение пока ещё сырое. А называется оно «Помощник ОСАГО». Порядок оформления происшествия с его помощью для получения наибольшего лимита выплаты мы приводили в специальной статье.

Так вот, если всё фиксировать технически, то лимит составляет 400 000 рублей. Если только заполнить извещение, то 100 000 рублей. Но нужно помнить, что не должно быть разногласий между участниками об обстоятельствах ДТП, характере и перечне повреждений, иначе для получения даже 100 000 рублей надо всё фиксировать техсредствами.

Действия в случае отказа страховой по европротоколу

Обоснованные причины отказов в приеме европротоколов со стороны страховой компании в 2023 году могут быть обусловлены:

  • ошибками, неточностями и исправлениями в бланке извещения, составления его неразборчивым почерком;
  • отсутствием подписи второго водителя;
  • нарушением условий, при которых допускается оформление европротокола;
  • просроченной датой предоставления документации;
  • отсутствием подтверждений с использованием специальных технических средств, при несогласии участников аварии относительно обстоятельств происшествия;
  • свидетельствами, подтверждающими, что документ был подготовлен при условиях оказания давления на составителя.

Страховщик не вправе отказывать клиенту, необоснованно требуя предоставления второго экземпляра европротокола, заполненного другим пострадавшим водителем, или в прочих случаях, не предусмотренных законодательством.

Если СК в 2023 году отказывается принимать оформленный европротокол по неправомерным причинам, автовладелец должен отстаивать свои интересы в суде.

Особенности оформления аварии по Европротоколу

Сам Европротокол представляет собой извещение в виде бланка. Документ считается официальным, его составлением занимаются сами водители сразу после ДТП без вызова на место столкновения сотрудников ГИБДД. Бланк протокола международного образца выдается в двойном экземпляре сразу при покупке полиса ОСАГО.

Нужно иметь в виду, что Европротокол в случае аварии могут использовать только те водители, которые заключили договор автогражданской ответственности. При отсутствии полиса доступна только процедура оформления ДТП с вызовом госавтоинспектора.

Получение компенсации от страховой компании возможно только в том случае, если все пункты бланка-извещения будут заполнены правильно, грамотно, информация о происшествии будет изложена точно и полно. Для перечисления выплат по ОСАГО в случае аварии к участникам ДТП в 2023 году предъявляется целый ряд требований. Возмещение можно будет получить при соблюдении следующих условий:

  • на дороге столкнулись только две машины, при этом прочее имущество не пострадало;
  • водители автомобилей имеют на руках действующие полисы ОСАГО;
  • в ходе столкновения жертв не обнаружено, увечья никто не получил, пассажиры не пострадали, погибших нет;
  • ущерб, причиненный автомобилю потерпевшего, не превышает установленный государством лимит по страховым выплатам;
  • участники ДТП вместе заполнили лицевую сторону извещения;
  • точно обозначены координаты места аварии с использованием установленной в каждом авто спутниковой системы ГЛОНАСС (касается регионов федерального значения – Москвы и Питера);
  • для заполнения бланка допускается использование шариковой ручки;
  • обратную сторону извещения каждый из водителей должен заполнить сам;
  • при наличии КАСКО лучше оформить происшествие с инспектором ГАИ.

В каких случаях требуется приложение или ЭРА-ГЛОНАСС?

6. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

а) с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;

б) с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «б» статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов:

  • с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
  • с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.

Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.

Как зафиксировать ДТП через «Помощник ОСАГО»:

  • Зайдите в приложение. Заполните одно извещение в электронной форме. Информация о водителях и транспортных средствах подтянется автоматически из личного кабинета пользователей.
  • Введите данные второго участника и получите QR-код. Дайте считать QR-код второму участнику.
  • Второй водитель получит электронное извещение в своем личном кабинете на портале госуслуг, ему нужно проверить указанные вами данные.
  • Координаты места ДТП приложение определит само.
  • Нарисуйте схему ДТП на листе бумаги и сфотографируйте через приложение.
  • Сфотографируйте положение обеих машин с четырех сторон, повреждения и расположение автомобилей относительно друг друга. Фото места аварии сделайте с трех ракурсов. Следуйте подсказкам мобильного приложения.
  • Сделайте снимок бумажного бланк извещения о ДТП.
  • Проверьте все введенные данные, нажмите кнопку «Подписать». Если второй участник это подтверждает, он подписывает извещение через свой личный кабинет.
  • Дождитесь уведомления об успешной регистрации извещения. Присвоенный номер вашему ДТП сообщите страховой компании.

Не ремонтировать и не утилизировать автомобиль в течение 15 дней с момента ДТП

Это ещё одно требование от страховой компании, то есть вы оформили ДТП по европротоколу, то вы не имеете права ремонтировать Ваш автомобиль или утилизировать его в течение 15 календарных дней с момента ДТП, обратите внимание, что это не рабочие, а календарные дни. То есть если ДТП произошло 15 июня, отсчет дней начинается следующего дня, то есть 16 июня, срок 15 дней в данном ситуации заканчивается 1 июля, после чего вы можете, как ремонтировать, так и утилизировать автомобиль и с ним делать всё что вы захотите.

Здесь ситуация такая если страховая затребует на осмотр Ваш автомобиль до истечении 15 дней с момента ДТП, а вы его не сможете его предоставить по причине того чтобы авто утилизирован, либо Вы уже отремонтировали автомобиль, то в такой ситуации страховая компания обязательно предъявит вам регрессные требования, это случится рано или поздно.

Даля я расскажу вам о каждом случае подробнее и приведу ссылки на законодательство.

Обязан ли виновный водитель сообщить о ДТП своей страховой

Водителям, которые виноваты в дорожном инциденте, очень важно правильно действовать. Не все виновники аварий знают, какие действия при ДТП по ОСАГО они должны предпринять. Одно из них – уведомить страховщика. Это регламентирует закон «Об ОСАГО» в статье 11. Иначе страховая организация может отказать в компенсации или взыскать с виноватого водителя свои расходы через судебное разбирательство.

При общении с представителем страховой организации, автомобилист обязан сообщить, что он оказался виновным в дорожно-транспортном происшествии. Водитель должен предоставить такую информацию:

  • Количество участников в дорожном инциденте
  • Информация об автотранспорте: госномера, марки и даты изготовления
  • Место и время аварии
  • Сведения о наличии жертв и пострадавших, их состояние и степень причинённого здоровью и смерти вреда

Внимание! Страховщик имеет право отправить на место ДТП своего эксперта, он может участвовать в оформлении аварии.

Что делать в аварии по ОСАГО, если автотранспорт полностью разрушен

Когда восстановление автомобиля нецелесообразно либо не представляется возможным, тогда страховщик часто настаивает на его уничтожении. Обычно подобное происходит, когда на ремонт необходимо потратить более 60% стоимости машины. Последнее слово за экспертным заключением о стоимости восстановления.

Если принято решение уничтожить транспортное средство, нужно определить, кому будут принадлежать его остатки. В ситуациях, когда они будут принадлежать страхователю, тогда он должен получить финансовую компенсацию. Все тонкости в отношении конструктивного уничтожения автотранспорта должны быть оговорены в договоре со страховщиком. Поэтому его важно внимательно прочитать перед тем, как подписать.

Итак, мы подробно рассмотрели, что делать при наступлении страхового случая по ОСАГО. Важно познакомиться с действующим порядком и запомнить основные этапы. Это поможет не растеряться в сложной ситуации, ничего не забыть и без проблем получить положенную страховую выплату.

Если виновник не известил страховщика о мелком ДТП, рублем его не накажут

Виновнику аварии, если он не передал в свою страховую компанию в установленные сроки извещение о ДТП, опасаться нечего. Наказания за это не предусмотрено, и страховщик не выставит ему регрессные требования. То есть не будет требовать покрыть расходы на возмещение вреда пострадавшему. Права не имеет. Это подтвердил Верховный суд, разбирая Иск страховой компании к автомобилисту.

Напомним, что в случае мелкой аварии, которую можно оформить без автоинспектора по европротоколу, оба участника заполняют извещение о ДТП. Это извещение в течение пяти дней они должны передать каждый своему страховщику.

До 1 мая 2019 года в законе об ОСАГО было предусмотрено, что за непредоставление этого извещения страховщик может выставить виновнику аварии регрессные требования — в полном объеме компенсировать сумму, выплаченную компанией пострадавшему. Но с 1 мая ситуация изменилась.

Такая возможность законом больше не предусмотрена.

В Верховный суд с кассационной жалобой обратилась некая гражданка Никифорова. Ей страховая компания предъявила регресс именно за то, что она не предоставила извещение о ДТП, в котором была виновата. Авария произошла еще в ноябре 2018 года. То есть когда возможность выставления такого регресса еще действовала и страховщики активно этим пользовались, а суды вставали на их сторону.

Никифорова вину в аварии признала, с пострадавшим они оформили извещение о ДТП, и тот подал его по прямому возмещению ущерба в свою страховую. Там его направили на ремонт. В марте 2019 года страховщик пострадавшего оплатил ремонт, а затем выставил требования страховщику Никифоровой.

Ее страховая возместила расходы прямому страховщику в апреле. А в сентябре 2019 года обратилась в суд о взыскании с Никифоровой в порядке регресса выплаченного страхового возмещения, сославшись на подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 закона об ОСАГО в редакции, действовавшей на момент аварии.

Суд признал эти требования законными и взыскал с автоледи возмещение ущерба в порядке регресса.

Эти выводы суда первой инстанции были поддержаны и апелляционной, и кассационной инстанциями. Однако судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда с ними не согласилась.

ВС указал, что ДТП было признано страховым случаем, потерпевшему предоставлено возмещение в виде направления на ремонт. При этом экземпляр извещения потерпевшего был признан достаточным документом для осуществления выплаты страховки. Не поставлены под сомнения обстоятельства ДТП, факт и размер причиненного ущерба. Доказательств обратного не представлено.

Вместе с тем страховщик Никифоровой, принимая решение о компенсации страхового возмещения страховщику пострадавшего, не воспользовался правом ознакомиться с материалами выплатного дела, оценить обоснованность факта и размера выплаты, осуществленной потерпевшему. Требование о предоставлении на осмотр транспортного средства виновника также не направлялось.

Кроме того, имея один из двух бланков извещения о ДТП, представленный потерпевшей стороной, страховщик не доказал нарушение его интересов со стороны виновника аварии непредставлением своего бланка извещения о ДТП, поскольку данных документов оказалось достаточно для принятия решения о возмещении выплаты, произведенной потерпевшему.

Обязанность у виновника аварии в течение пяти дней направить извещение о ДТП страховщику есть. Но ответственности за невыполнение этого — нет

Суды же не приняли во внимание, что на момент обращения страховщика с иском подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 закона об ОСАГО признан утратившим силу.

Обратной силы не имеют только те положения законов, которые ухудшают положение граждан. Улучшающие их действуют и в обратном направлении.

Поэтому Верховный суд отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Верховный суд напомнил, что обязанность у виновника аварии в течение пяти дней направить извещение о ДТП своему страховщику есть. Но если он ее не выполнит, то и ответственности никакой за это не понесет. Это перестало быть основанием для регресса.

А у нас, как это принято, если есть обязанность, но за ее невыполнение нет наказания, то и выполнять ее не обязательно. Так что, по сути, виновников аварии освободили от необходимости после ДТП обращаться к страховщику, хотя бы для передачи ему извещения о ДТП.

И единственное наказание для виновника мелкого ДТП, оформленного без ГИБДД — это подорожание полиса ОСАГО на следующий год.

Коэффициент бонус-малус, который увеличивает стоимость страховки, если водитель попадал в аварии, и снижает цену полиса, если аварий не было, никто не отменял.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *