Нужны ли права на мопед: какая категория нужна для управления скутером

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на мопед: какая категория нужна для управления скутером». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Теперь нужно разобраться с какой категорией в/у можно находиться за рулем скутера. В 2014 году были приняты новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, появилась новая категория для скутеров. Ей была присвоена литера «М». Помимо скутеров в этой категории относятся мопеды с такими же характеристиками.

На каких ТС можно ездить без прав

В ПДД прямо не оговаривается, что при определённых условиях допустимо ездить на скутере без прав. Согласно п. 1.2 ПДД мопед – механическое ТС с максимальной скоростью до 50 км/час и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 50 куб. см либо с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт и до 4 кВт. На его управление нужны права категории М. Более мощный мопед следует относить к категории А1 или даже А, и для него права тем более требуются (ч. 1 ст. 25 196-ФЗ).

Из этого следует, что есть скутеры, на которые не нужны водительские права. Для ТС с двигателем внутреннего сгорания права нужны всегда. А вот если на скутер установлен электродвигатель мощностью менее 0,25 кВт, такое ТС не подпадает под определение мопеда и, соответственно, механического ТС, и на нём можно ездить без прав. Кроме того, не требуются права при езде на скутере при прохождении курса обучения навыкам практического вождения в мотошколе.

Нужны ли права на мопед 50 кубов?

Казалось бы, транспортные средства с рабочим объемом ДВС менее 50 см³ отличаются малой мощностью, поэтому в их регистрации, а тем более в получение на них права управления, нет необходимости. Однако на практике оказалось, что даже при таких скромных показателях водители успешно создают аварийные ситуации, причинами которых часто бывает элементарное незнание ПДД.

Получение прав на скутер и мопед всегда сопровождается сдачей экзамена по теоретической части, которая включает не только правила дорожного движения, но и оказание первой доврачебной помощи. Поэтому законодатели и включили скутеры и мопеды с объемом двигателя до 50 кубов в перечень ТС, для управления которыми нужно иметь при себе водительское удостоверение определенной категории. В данном случае это права на скутер или мопед категории «М».

Где должен быть мопед на дороге

Понимать свое положение на дороге важно любому водителю, также и мопедов. При этом, согласно нормам, двигаться можно справа, а если есть отдельная полоса для велосипеда, то по ней. Также допускается движение по обочине. Однако при выборе последнего случая обязательно нужно не допускать помех для пешеходов и тщательно контролировать вождение.

При этом важно, что в случае помехи в виде автобуса на остановке или же иного транспортного средства скутер или мопед могут объехать его с левой стороны. В правилах нет запрета на подобный маневр.

Важный момент в том, что по велосипедной дорожке мопед или скутер ехать не могут, речь идет только лишь о специальной полосе, которая выделена для велосипедистов и обозначена соответствующими знаками, на основании ПДД. Путаница в данном случае недопустима из соображений безопасности.

Нужны ли права на мопед

Мнение о том, что права на мопед или скутер совсем не нужны, уже более 7 лет как неактуально. Это раньше ездить на мопеде без прав мог любой, кому пока не удалось сдать на категорию. В результате появление дешевых скутеров заполнило дороги и дворы безответственными и безбашенными тинейджерами на мотороллерах.

С 2013 года этот пробел в ПДД был устранен. И 5 ноября 2013 года в закон о безопасности ДД внесли понятие категории «М» – мопеды. Еще год потребовался на то, чтобы подготовить все необходимое для начала выдачи новых ВУ. В том числе чтобы переорганизовать учебный процесс в автошколах.

Новые правила приравняли мопеды (а также легкие квадрициклы и скутеры) к механическим транспортным средствам. Соответственно, водителей этих ТС обязали иметь права и предъявлять их по требованию сотрудника ГИБДД.

То есть права на мопед однозначно нужны, за их отсутствие грозит штраф. Существуют некоторые категории маломощных транспортных средств, на которых можно ездить без прав, но об этом в следующей главе.

Как происходит оформление документов на мопед?

Если мопед, а точнее легкий мотоцикл, необходимо регистрировать в ГИБДД, то водителю придется пройти несколько несложных процедур. Для начала необходимо собрать все требующиеся документы: паспорт, договор купли-продажи или чек, ПТС или ГТД.

Если скутер покупался с рук, то у предыдущего владельца нужно узнать, ставили ли его на учет. Без ПТС транспортное средство, стоявшее на учете, переоформить на себя не выйдет. Если продавец говорит, что потерял ПТС, то перед продажей ему следует восстановить этот документ в ГИБДД. Отказ выдавать ПТС будет тревожным сигналом о том, что мопед может быть ворованным. Если же скутер покупается в салоне или у человека, еще не ставившем ТС на учет в Госавтоинспекции, то следует просить не только чек, подтверждающий покупку, но и грузовую таможенную декларацию (ГТД).

Остальные процедуры постановки на учет не отличаются от тех, что проводятся с автомобилями. Покупателю нужно оформить полис ОСАГО, записаться в МРЭО ГИБДД, оплатить гос. пошлины, прийти с необходимыми документами на регистрацию и предоставить ТС на осмотр. После всех процедур новому владельцу мотоцикла выдадут СТС и номерные знаки.

Ответственность за отсутствие водительского удостоверения

Отсутствие водительского удостоверения признается правонарушением, за которое предусмотрена серьезная административная ответственность. Санкция статьи КоАП содержит наказание в виде крупного штрафа от 5 до 15 тысяч рублей.

ВНИМАНИЕ !!! Помимо административного наказания, водителю грозит мера дополнительной ответственности – задержание транспортного средства. Это означает, что мопед будет эвакуирован и отправлен на штрафную стоянку, где будет находиться до момента устранения нарушения.

Предотвратить эвакуацию можно, если рядом будет другой законный пользователь мопеда – лицо, имеющее водительское удостоверение и получившее разрешение. В противном случае нарушитель будет обязан оплачивать Услуги эвакуатора, а затем и штрафной стоянки. В среднем, сутки обойдутся в 1 тысячу рублей. Практике известны случаи, когда в итоге водителю приходилось оплачивать больше, чем сама стоимость недорогого скутера.

Кроме этого, могут возникнуть проблемы со страховыми компаниями, которые подадут гражданские иски на компенсацию причиненного ущерба. При аварийной ситуации с возникшим ДТП, страховые компании должны компенсировать убытки второму водителю. Если виновником был водитель на скутере, страховщики могут перенаправить регрессный Иск, по которому водитель будет обязан оплатить все причиненные убытки. Суммы таких исков могут крайне сильно варьироваться и достигать десятков тысяч рублей.

Постановка мопеда на учет

На сегодняшний день нет требования к обязательной государственной регистрации мопедов с объемом до 50 кубов. По этой же причине государственные регистрационные знаки не выдаются.

Однако для всех остальных транспортных средств с более высокой мощностью, регистрация обязательна, также, как и использование номеров. Поставить мотоцикл на учет можно на совершеннолетнее лицо, которому мотоцикл принадлежит на основании право устанавливающего документа.

Таким образом, до недавнего времени любое лицо, достигшее возраста 14 лет, могло управлять мопедом, даже не получая на это какого-либо разрешения. Из-за этого на дороге оказывалось большое количество неопытных водителей, которые не знали самых базовых правил дорожного движения. Это приводило к огромному количеству аварий с различным исходом. Так как водитель мопеда находится без какой-либо защиты (кроме шлема), для него авария часто заканчивалась крайне тяжелыми последствиями. На сегодняшний день действуют правила 2014 года по которым для управления скутером обязательно предварительно сдать экзамен и получить водительское удостоверение.

ВАЖНО !!! Обучиться на права для мопеда может любое лицо, достигшее возраста 16 лет. Для этого достаточно подходить по состоянию здоровья. Обучение проводится по ускоренной программе, а его стоимость находится в пределе 10-15 тысяч рублей.

Для водителей, уже имеющих водительское удостоверение другой категории (если оно было получено после 2014 года) предусмотрена возможность садиться за руль без дополнительного обучения и сдачи экзаменов.

Как пройти экзамен на получение прав?

Экзамен на удостоверение категории «M» состоит из 2 частей: теоретической и практической. Экзаменатор не должен быть моложе 25 лет, у него должны быть права категории «M» или выше.

Первая часть включает в себя прохождение теста на компьютере. Если она будет успешно пройдена, кандидату необходимо будет подготовиться к сдаче практики, которая осуществляется на площадке и в городе. Отправляться на экзамены можно лишь после прохождения соответствующего обучения в автошколе. Даже если вы уже сами подготовились и у вас есть знания, просто так пройти экзамены не получится.

Если вам не удалось пройти экзамен, можно подготовиться и явиться на пересдачу спустя неделю. Если вы провалите экзамен дважды, до пересдачи вы будете допущены лишь через месяц.

Процедура получения прав на двухколесные ТС достаточно простая. Она не отнимает большое количество времени. Поэтому если вы обожаете мопеды и планируете приобретение этих ТС, вам стоит подумать о том, как получить права на мопед. Конечно, можно управлять ТС где-нибудь далеко за городом, где нет инспекторов ГИБДД. Но если вы решитесь ездить по городским дорогам или по загородной автомагистрали, вам все же понадобится водительское удостоверение.

Достаточно часто покупают малолитражные скутера за рубежом, потому что, как правило, там они стоят дешевле и практически всегда находятся в лучшем состоянии. Однако, это все подходит для сравнения, если человек приобретает б/у мопед. Если же это новый — его состояние будет естественно отличным от бэушного.

При покупке за рубежом оформляется специальный документ, с помощью которого подтверждается тот факт, что мопед был ввезен в страну легальным образом. Не стоит забывать, что документы о «растаможке» должны быть оформлены на владельца скутера.

После этого можно отправляться на регистрацию транспортного средства в ГИБДД. Там, после всей процедуры оформляется технический талон, и выдаются номера, которые закрепляются сзади. Технический талон является тем документом, который должен быть у водителя всегда при движении по дороге.

Подведя итог, следует сказать, что с 2022 года в соответствии с законом, скутера приравниваются к механическим транспортным средствам (даже малолитражные), а это значит, что они проходят регистрацию в ГИБДД. Это возможно, как с наличием всех документов, так и с их отсутствием. Стоит отметить, что во втором случае процедура является гораздо дольше и сложнее. Также следует запомнить, в соответствии с изменениями в российском законодательстве управлять мопедом можно начиная с 16-ти лет.

Если нужны права на мопед: сколько учиться и как сдать экзамен?

Если в ближайшем будущем вы хотите купить мопед, то, чтобы получить права, вам придётся потрудиться не меньше, чем водителю автомобиля. Для начала вам нужно выбрать автошколу. Обучение будет длиться примерно 1,5 – 2 мес.

По окончании нужно будет сдать внутренний экзамен в автошколе, а также теорию и практику в ГИБДД. Как это происходит:

  1. Сдача теоретической части. Согласно п. II пп. 12 Правил проведения экзаменов и выдачи ВУ, в ГИБДД вам нужно будет ответить на 20 вопросов. Ошибиться можно только дважды. Теория сдаётся так же, как экзамен в автошколе. Вы можете попробовать свои силы дома – тренироваться в прохождении теста можно по специальной программе «Экзаменационные билеты ПДД для категорий A,B,M,C,D», которая закачивается абсолютно бесплатно.
  2. Сдача практической части. Практика сдаётся на автодроме по тем же правилам, что и для мотоциклистов. Вы должны показать, что ваша маневренность и реакция находится на достаточном уровне и вы уверенно чувствуете себя за рулём ТС. Согласно п. II пп. 13 Правил, для этого придется выполнить несколько упражнений:
  • 1-й круг – габаритный коридор и полукруг, набор скорости и торможение. В начале дистанции нужно проехать между конусами, затем повернуть налево, разогнаться и притормозить до полной остановки перед знаком «стоп». Здесь главное не забыть указать руками левый поворот и остановку, и переключиться на нейтральную передачу после выполнения упражнения;
  • 2-й круг – змейка, колейная доска и движение по прямой на небольшой скорости. Водитель маневрирует между конусами до поворота, выполняя змейку. Затем он поворачивает и заезжает на доску, проезжая дистанцию так, чтобы оба колеса оставались на ней. Далее нужно закончить упражнение, проехав на небольшой скорости до знака «стоп». Здесь тоже важно указывать повороты и предупреждать об остановке;
  • 3-й круг – габаритная восьмерка. Водитель заходит на дистанцию и выходит из неё между двумя кругами, которые образовывают восьмёрку. Здесь главное проехать по кругу так, чтобы не задеть конусы.

Проходить медкомиссию необходимо до того, как человек отправится на обучение в автошколу на категорию М. Врач имеет право ограничить лицо в некоторых действиях или отказать в оформлении прав из-за медицинских показаний. В результате появляется риск потратить деньги впустую. Средняя стоимость обследования составляет порядка 2.000-2.500 руб.

Выезжая на дорогу, человек обязан соблюдать правила езды на мопеде. Они отражены в ПДД РФ. Категорически запрещено садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения. Водители мопедов обязаны передвигаться по правому краю проезжей части или велосипедной дорожке. Необходимо объезжать троллейбусы и трамваи.

Категорически запрещено держаться за руль одной рукой, пересекать дорогу по пешеходным переходам, перевозить детей без специальных устройств, а также принимать участие в буксировке. Перевозка крупногабаритных выступающих предметов также недопустима.

Возможно ли водить мопед 49-50 кубов без водительского удостоверения?

Необходимость получить права на управление скутером или другим малолитражным средством передвижения появилась после принятия ФЗ-92 от 07.05.2013. Были введены дополнительные категории транспортных средств ст. 25 ФЗ-196 и условия получения прав управления для каждой из категорий ст. 26 этого же закона.

С 2014, согласно ПП 1097, все, кто управляет мопедами или скутерами, должны иметь права на управление данным видом техники – например, с открытой категорией А, А1 или М.

К категории М относят мопеды и скутеры, легкие квадрициклы. Для причисления к категории М средство передвижения должно обладать следующими характеристиками:

К категории М относятся также велосипеды, имеющие двигатель, если показатели их мощности такие же, как у скутеров.

Без прав передвигаться на скутере 49-50 кубов запрещено. Если планируется вождение мопеда, то следует пройти в ГИБДД обучающий курс, после чего можно будет получить ВУ. Программы профессионального обучения водителей для данной категории доступны с 16 лет, согласно ч.2 ст. 26 ФЗ-196.

Можно ли управлять скутером с категорией «B»?

Да, это разрешено. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» прямо дозволяет водителям с любой открытой категорией в правах управлять скутером с двигателем до 50 куб. см. Даже если вы давно не меняли своё водительское удостоверение старого образца, отдельная категория «М» вам не нужна.

Мопед 110 кубов — это какая категория?

Всё до 50 кубов — это категория «М». От 50 до 125 кубов — подкатегория «А1». Мототехника свыше 125 кубов относится к категории «А».

Что нужно, чтобы ездить на мопеде?

Водительские права категории «М», мотошлем. Страховка ОСАГО не требуется, регистрация своего транспорта в ГИБДД — тоже.

Со скольки кубов можно ездить по автомагистралям?

На автомагистрали, отмеченные соответствующим знаком, разрешён выезд мототехнике с двигателем от 125 кубов и выше.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *