2.14 Государственный бюджет

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2.14 Государственный бюджет». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.

Комментарии к ст. 11 БК РФ

В правовом смысле бюджет (в соответствии со ст. 84, 104, 105, 106, 114 Конституции Российской Федерации; ст. 11 БК РФ) — это прежде всего закон, разработанный в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительством, рассмотренный и утвержденный Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и подписанный Президентом РФ.

Президент России обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции, ст. 170 БК РФ).

Статья 114 Конституции Российской Федерации определяет полномочия Правительства РФ в области бюджетной деятельности, установив, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета. Непосредственную же работу по составлению проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Статья 105 Конституции Российской Федерации регламентирует порядок принятия федеральных законов, в том числе по вопросу принятия закона о федеральном бюджете. Особое значение в деятельности Федерального Собрания имеет рассмотрение законопроектов о федеральных налогах, являющихся ресурсовыми источниками бюджета, и некоторых других финансовых вопросов — ч. 3 ст. 104 Конституции. Это наглядно проявляется в порядке их внесения в Государственную Думу.

Статья 106 Конституции Российской Федерации декларирует обязательность рассмотрения в Совете Федерации законопроектов, касающихся федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии. Это говорит о важности и первостепенности данных направлений деятельности государства.

Все законы, подлежащие обязательному рассмотрению верхней палатой, относятся к предметам исключительного ведения Федерации (ст. 71 Конституции). Перечень составлен с учетом мировой практики федеральных государств, где именно такие вопросы решаются с учетом мнения представителей субъектов федерации. Ведь финансовые законы, какого бы вопроса они ни касались, безусловно затрагивают интересы населения каждой территории.

Следовательно, Конституция Российской Федерации предусматривает распределение функций в области бюджетной деятельности на основе конституционного разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей, что закреплено в БК РФ (ст. 153 — 154, 171 и др.).

Конституция Российской Федерации (ст. 132) определила и полномочия органов местного самоуправления в области бюджета, установив, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы.

Но бюджет является только проектом, пока он не утвержден высшим органом государственной власти, «он получает высокий титул бюджета только в результате официального утверждения. В данном случае под бюджетом понимается уже государственный акт, устанавливающий финансовый план государства» .

———————————

Пискотин М.И. Бюджетное право. М.: Юридическая литература, 1971. С. 16.

Бюджет определяет социально-экономическую деятельность государства, основные направления бюджетной и налоговой политики и, наконец, подробную роспись доходов и расходов государства. В бюджете закреплены права и обязанности участников бюджетных правоотношений.

Согласно ст. 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Мероприятий в сфере организации финансового оборота с целью обеспечения страны денежными вливаниями для поддержания своего статуса называются бюджетной политикой. Она предполагает формулировку целей, разработку механизма управления налогами, регулирование экономико-социальных процессов.

Задачи определяют направления политики. Это создание эффективно работающей системы межсубъектных отношений для управления финансами. Основными инструментами выступают фискальные рычаги воздействия, трансферты, госзакупки, госзаймы.

Важно. По Бюджетному кодексу РФ, Президент ежегодно докладывает Федеральному Собранию о финансовой политике на очередной и планах на ближайшие три периода. Послание определяет стратегические ориентиры, согласованные с общими задачами государства.

Доходы государственного бюджета

Рассмотрим детальней, из чего складываются доходы государственного бюджета.

Слово «бюджет», «доходы» и «расходы» хорошо знакомы каждой семье. Доход семейного бюджета состоит из зарплаты работающих членов, пособий, пенсий, дополнительного дохода, единовременной продажи части имущества, полученных кредитов, наследства и т.д.

Чтобы завершить финансовый период без значительного перерасхода, т.е. чтобы не ходить с протянутой рукой «до зарплаты», необходимо четко понимать: сколько ваша семья получит, скажем, за месяц, и на что вы можете эти деньги потратить. Т.е. правильно составить бюджет.

Если при составлении бюджета вы сразу видите, что дохода не хватит, а сокращать уже нечего (если не заплатить за аренду могут выселить, не заплатить за электричество — отключат и т.д.), значит, нужно заранее поискать дополнительный источник дохода. Это может быть продажа части имущества (бытовой техники, одежды, ювелирных украшений, автомобиля, квартиры ….) или получение займа (ссуды под залог, банковского кредита).

Госбюджет похож на семейный бюджет по планированию, только его масштабы куда значительней, и для удобства его планируют сразу на год, внося по мере необходимости корректировки.

Итак, из чего состоит доходная часть государственного бюджета:

  1. Налоги — НДС, подоходный налог, налог на прибыль, налог на собственность и многие другие.
  2. Неналоговые поступления — штрафы, административные сборы, доходы от предпринимательской деятельности и прочие.
  3. Доходы от операций с капиталом — продажа основного капитала, доход с продажи земли, доход с продажи государственных запасов, капитальные трансферты из негосударственных источников.
  4. Эмиссия фиатных денег.
  5. Кредиты и займы — размещение бондов, кредиты МВФ, ЕБРР, Всемирного банка и др.
  6. Приватизация госсобственности.
  7. Дивиденды от компаний, акционером в которых является государство.
  8. Прибыль от деятельности государственных компаний.

определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.

В современной России эти мероприятия должны быть завершены до 15 июля. После этого до 15 августа Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.

Государственная Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

– доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

– распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;

– дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

– общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Что такое государственный бюджет

Для того, чтобы обеспечивать защиту страны, производство общественных благ, содержать государственный аппарат и выполнять многие другие функции, государству необходимы финансовые средства, который оно может получить из разных источников.

Государственный бюджет – это…

  • … совокупность денежных средств, которые поступают из ряда источников в распоряжение правительства и в течение года расходуются по законодательно установленным правилам.
  • … финансовый план доходов и расходов страны, ежегодно утверждаемый Государственной думой РФ.

Понятие бюджета государства.

Понятие бюджета чаще всего ассоциируется с каким-то огромным хранилищем с несметным количеством денег, принадлежащих государству, а правительство иногда снисходит до того, чтобы взять оттуда немного средств на социальные нужды, пенсии, строительство дорог и т.д. На самом деле бюджет государства – это документ. Самый важный финансовый документ страны, который представляет из себя комплекс финансовых смет всех государственных ведомств, служб, программ правительства и т.д. Эти сметы представляют из себя потребности страны, которые могут быть удовлетворены за счет государственной казны. Кроме того, там указаны также источники дохода страны: деньги ведь нужно откуда-то брать.

Формирование и утверждение государственного бюджета на следующий год называется бюджетный процесс.

Мировоззрение. Понятие и классификация.

Понятие мировоззрения. Мировоззрение. Понятие и классификация.

Образование. Понятие, структура, система и функции образования.

Образование, согласно словаря Ушакова, — это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение Образование. Понятие, структура, система и функции образования.

ЛЕКЦИЯ № 14. Государственные внебюджетные фонды.

Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:

1) социальное обеспечение по возрасту;

2) социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;

3) социальное обеспечение в случае безработицы;

4) охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

Государственными внебюджетными фондами РФ являются:

1) Пенсионный фонд РФ;

2) Фонд социального страхования РФ;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

4) Государственный фонд занятости населения РФ.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

1) обязательных платежей, установленных законодательством РФ;

2) добровольных взносов физических и юридических лиц;

3) других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы РФ налоговые доходы от следующих налогов:

1) единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения:

А) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

Б) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

В) в бюджет Фонда социального страхования РФ;

2) минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения:

А) в бюджет Пенсионного фонда РФ;

Б) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

В) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

Г) в бюджет Фонда социального страхования РФ;

3) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности:

А) в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

Б) в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

В) в бюджет Фонда социального страхования РФ;

4) единого сельскохозяйственного налога:

А) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Б) в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;

В) в Фонд социального страхования РФ.

Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Расходы государственных внебюджетных фондов.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется только на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ, в порядке, установленном БК РФ для соответствующих бюджетов.

Порядок утверждение бюджета и его рассмотрения. Стадия планирования

Процесс подготовки бюджетов начинается с определения ответственных лиц:

  • за подготовку,
  • за исполнение.

Подготавливать проект бюджета может определенный сотрудник, назначенный руководителем ЦФО. Ответственными за исполнение являются руководители различных уровней, в зависимости от вида бюджета (ЦФО, бизнес-направление, предприятие в целом).

Утверждают бюджеты специальные коллегиальные органы – бюджетные комитеты.

Все этапы планирования выполняются в соответствии с календарным планом. Регламент рассмотрения и утверждения бюджетов компании в Москве или другом городе РФ отражает все этапы планирования, ответственных за выполнение, функции бюджетного комитета, сроки исполнения и другие исполнительные аспекты.

Стадия планирования

Этап

Ответственный за выполнения

Функция бюджетного комитета

1. Постановка целей в рамках периода планирования

Высшее руководство предприятия

Разработка регламента

2. Сбор исходных данных и другой информации, необходимой для составления проекта бюджета

Структурные подразделения предприятия

Утверждение документальной формы составления бюджета. Утверждение категорий и критериев оценки бюджетов

3. Анализ информации, подготовка проекта бюджета

Сотрудники, назначенные ответственными за составление бюджетов

Координация деятельности структурных подразделений в рамках составления бюджетов

4. Оценка проекта бюджета, корректировка

Бюджетный комитет

Рассмотрение проекта, оценка показателей, корректировка, анализ и установление бюджетов

5. Утверждение бюджета

Высшее руководство предприятия

Ознакомление всех участников бюджетного процесса с соответствующими планами (приказ об утверждении бюджета)

Понятие и структура государственного бюджета Российской Федерации

Государственный бюджет — это законодательно установленная форма формирования и расходования средств государственного бюджета на определенный период времени.

Государственный бюджет обычно составляется на финансовый год, который в настоящее время совпадает с календарным годом, то есть годовой государственный бюджет составляется на период с 1 января по 31 декабря. В истории России был период с 1922 по 1930 год, когда бюджетный год начинался 1 октября и заканчивался 30 сентября. Это был период восстановления экономики после Первой мировой и последующей гражданской войн, когда доходы бюджета во многом зависели от сельского хозяйства, а сельскохозяйственный год (прежде всего, сбор урожая зерновых и овощей) в нашей стране заканчивался в среднем к началу октября.

С количественной точки зрения государственный бюджет не следует отождествлять с государственными финансами. Во-первых, государственный бюджет, при всей его важности, является лишь частью государственных финансов, поскольку последние включают также финансы государственных организаций. В этом смысле государственный бюджет — это лишь централизованный фонд денежных средств государства. Во-вторых, нельзя забывать о государственных финансах, объектом которых является государственная собственность. Доходы от этой собственности включаются в доходы государственного бюджета, но сама собственность по-прежнему отделена от него.

Организационное отличие государственного бюджета от финансов государственных организаций состоит в том, что первый представляет собой фонд денежных средств, управляемый непосредственно государством как аппаратом власти, а финансы государственных предприятий и организаций управляются государственной властью лишь опосредованно, через назначаемые государством (или в установленном им порядке) органы управления этими организациями.

Понятие государственных финансов имеет экономический уклон, понятие государственного бюджета носит преимущественно практический или юридический характер. Государство должно обеспечивать свое собственное существование и существование возглавляемого им общества. В этом заключается фундаментальная цель государственного бюджета. За нормативно-правовым процессом его формирования и использования неизбежно скрываются процессы перераспределения стоимости в виде денег, то есть, в конечном счете, материальных благ в обществе. Однако эти процессы (и в этом специфика их проявления в форме государственных финансов) происходят не добровольно и не по воле участников рынка, а принудительно, по воле государства в результате той материальной принудительной власти, которой оно обладает.

В отличие от внебюджетных фондов государственных фондов, бюджеты органов государственной власти характеризуются тем, что использование их доходов заранее не предопределено и соответствующий орган государственного управления каждый год самостоятельно определяет, как будет расходоваться его бюджет.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней. Первый уровень бюджета включает федеральные фонды и государственные внебюджетные фонды. Второй уровень включает бюджеты субъектов Российской Федерации, а также территориальные внебюджетные фонды. Что касается третьего уровня, то он состоит из местных бюджетов. Свод или объединение бюджетов всех трех уровней на определенной территории называется консолидированным бюджетом. Таким образом, он состоит из федерального бюджета и консолидированных (сводных) бюджетов субъектов Российской Федерации. Последние представляют собой сочетание бюджета субъектов РФ и местных бюджетов. Государственные внебюджетные фонды — это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Деньги из этого бюджета поступают в государственные социальные фонды. Доходы бюджета могут быть налоговыми и неналоговыми. При этом основная часть доходов (от 70 до 90%) формируется за счет налоговых поступлений.

Расходы бюджета принято делить на капитальные и текущие. В частности, капитальные расходы направлены на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности государства. К таким расходам относятся взносы в существующие или новые организации, бюджетные кредиты на инвестиции законного назначения.

Что касается текущих расходов, то они обеспечивают денежными средствами органы государственной власти, бюджетные учреждения, а также поддержку бюджетов других секторов экономики и бюджета других уровней.

Проблемы формирования государственного бюджета в современной России

Формирование доходов бюджета обычно осуществляется в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации. Это основной принцип формирования государственного бюджета. Доходы обычно формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. Кроме того, доходы бюджета обычно зачисляются на баланс предыдущего года. Налоговые доходы формируются за счет сбора установленных законом федеральных, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов. Неналоговые доходы формируются за счет использования имущества, доходов от оказания платных услуг, доходов от продажи имущества, а также доходов, которые были получены из бюджетов других уровней.

Реализация бюджетной политики в 2014 году и первой половине 2015 года осуществлялась в качественно новых экономических условиях. Падение цен на традиционные товары российского экспорта, введение экономических санкций и замедление потенциальных темпов роста российской экономики на фоне накопленных структурных дисбалансов определяют внешние и внутренние условия, не соответствующие тем ожиданиям, которые были заложены при формировании бюджета на предыдущий трехлетний период.

В условиях стремительного роста волатильности на финансовом рынке в конце 2014 года главной задачей экономической политики стало сохранение финансовой стабильности. Важную роль в этом сыграла бюджетная политика. Своевременные решения по рекапитализации банковской системы и повышению потолка государственной гарантии по вкладам физических лиц позволили укрепить доверие к банковской системе. В результате ситуация на финансовом рынке стабилизировалась, заметно снизилась волатильность курсовой динамики, отток депозитов из банковской системы сменился притоком, снизилась неопределенность девальвационных ожиданий экономических агентов, что в конечном итоге позволило избежать более глубокого и продолжительного шока.

По мере стабилизации ситуации в финансовой системе в начале 2015 года акцент государственной экономической политики сместился на смягчение негативных последствий резкого изменения внешних условий для реального сектора экономики. Комплекс первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, с одной стороны, позволил в определенной степени сгладить эффект от резкого роста процентных ставок для наиболее уязвимых секторов российской экономики, а в части социальной политики сконцентрировать ресурсы на поддержке наиболее уязвимых слоев населения — пенсионеров Проект Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Важная роль в реализации мер по поддержке экономики и социальной сферы отводится формируемому в федеральном бюджете «антикризисному фонду», средства которого используются по решениям Правительства Российской Федерации на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей промышленности, малого и среднего бизнеса, рынка труда, моногородов, а также социальной поддержке граждан.

Принятие комплекса антиинфляционных мер в бюджетной политике — отказ от индексации заработной платы и части социальных выплат на «разогретую» курсовую инфляцию — остановило риски раскручивания инфляционной спирали, выступив «якорем» для инфляционных ожиданий в экономике.

Таким образом, своевременная реализация антикризисного бюджетного маневра наряду с другими элементами экономической политики государства позволила быстро стабилизировать ситуацию на финансовом рынке и минимизировать негативные последствия для реального сектора. Уже на рубеже первого и второго кварталов российская экономика практически завершила структурную адаптацию к внешним шокам, и, соответственно, негативный импульс от корректировки внутреннего спроса, необходимый для такой корректировки, был исчерпан. Ко второй половине года негативный циклический импульс начал ослабевать, поскольку инфляционные ожидания продолжали снижаться на фоне консервативной политики индексации бюджетных расходов.

С 2015 года в целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов, определения финансовых возможностей для реализации государственных программ, оценки бюджетных рисков и своевременной разработки мер по их минимизации в Бюджетный кодекс включено требование о разработке и представлении в законодательные органы проекта долгосрочного бюджетного прогноза одновременно с проектом бюджета.

В целях совершенствования контроля за использованием выделенных средств и повышения ликвидности счета федерального бюджета в 2015 году решением Правительства Российской Федерации установлен порядок предоставления средств из федерального бюджета в виде субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на капитальные вложения), бюджетных инвестиций и взносов в уставный капитал юридических лиц, а также авансовых платежей по отдельным сведениям.

В 2015 году значительно расширен перечень межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, перечисление которых из федерального бюджета осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты.

В целях формирования ответственной бюджетной политики и повышения качества финансового менеджмента органов власти при подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих расходы и доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, внесены изменения в законы Правительства Российской Федерации, устанавливающие требования к форме финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых для принятия соответствующего законопроекта, и данная форма утверждена приказом Минфина России от 19 марта 2015 г. № 42н.

Одним из направлений повышения эффективности расходования бюджетных средств является повышение качества работы контрольных органов.

С разработкой и принятием Правительством Российской Федерации уточненных основных направлений на период до 2018 года установлены основные особенности реализации бюджетной политики в плановом периоде.

Ожидается, что бюджет, как основной инструмент государственной экономической политики, усилит структурные изменения в экономике в ближайшие годы.

В настоящее время создаются базовые условия для реструктуризации российской экономики. С одной стороны, происходит постоянное перераспределение национального дохода от населения к предпринимательскому сектору, что создает финансовую основу для возможных инвестиций. С другой стороны, корректировка обменного курса и последующее изменение уровня цен частично способствуют исправлению ряда накопившихся структурных перекосов и обеспечивают переток финансовых и трудовых ресурсов в торгуемые сектора, где заметно повысилась отдача на вложенный капитал Основные особенности бюджетно-налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

В то же время жесткая ограниченность ресурсов, как трудовых, так и финансовых, позволяет реализовать выгоды от снижения обменного курса только за счет перераспределения скудных фискальных ресурсов. Если правительству не удастся скорректировать внутренний спрос, повышается риск дальнейшего структурного сокращения частного сектора, что неизбежно приведет к снижению эффективности распределения ресурсов в экономике и, следовательно, к снижению перспектив роста.

Таким образом, необходимость структурной трансформации экономики определяет необходимость приведения уровня бюджетных расходов в соответствие с новыми реалиями. Бюджет не должен вытеснять частный сектор в расходах или в конкуренции за ресурсы на финансовых рынках, поэтому необходимо ограничить разовые антикризисные меры, принятые в этом году в ответ на внешние потрясения.

Структура доходной части бюджета

Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступившие в безвозвратном и безвозмездном порядке в соответствии с законодательством государства. Формируется доходная часть из:

  • Налоговых выплат, включающих налоги и сборы на собственность, на внешнюю торговлю, на прибыль и другие сферы деятельности, пошлины и отчисления.
  • Неналоговых поступлений, основанных на доходах от коммерческой деятельности, штрафах, административных сборах, поступлениях от санкций и других платежей, не являющихся налоговыми.
  • Доходов от операций с капиталом. Торговые операции с землей, государственными запасами, основным капиталом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *