Налоги и страховые взносы: что изменится в 2023 г.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги и страховые взносы: что изменится в 2023 г.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Лицо, получившее в дар объект недвижимости обязано уплатить НДФЛ. Данная обязанность обеспечивается поправками в Налоговый Кодекс, которые вступают в силу с января 2022 года. При этом в качестве налоговой базы берется кадастровая стоимость объекта, которая действовала на момент регистрации права собственности.

Налог на подаренную недвижимость

Размер налога на дарение равен 13% от кадастровой стоимости “подарка”. При этом законодатель четко устанавливает сроки уплаты налога: до 30 апреля следующего года. Например, гражданин, не являющийся близким родственником дарителя, получил в дар квартиру 1 августа 2022 года. В данной случае он обязан передать декларацию формы 3-НДФЛ в налоговую службу по месту регистрации не позднее 30 апреля 2022 года.

В соответствии с п.4 ст.228 налог на дарение недвижимости должен быть уплачен до 15 июля года, следующего за отчетным периодов (в случае выше приведенного примера — до 15 июля 2022 года).

Следует учесть, что не все одаряемые должны платить налог на недвижимость с физических лиц.

Часть предприятий познакомились с аббревиатурой «ЕНП» еще в этом году, так как в июле стартовал пилотный проект по использованию Единого налогового платежа юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Но, начиная с 1 января 2023 года, использовать ЕНП обязательно всем организациям.

Суть ЕНП состоит в том, что теперь все платежи юридические и физические лица будут перечислять на общий счет, а далее инспекция будет распределять поступившие средства по целям. Так, в Налоговом кодексе будет введено новое понятие «Совокупная обязанность», которое означает сумму всех платежей, которое лицо обязано перечислить на единый счет.

В совокупную обязанность будут включены налоги, авансовые платежи, взносы, сборы, пени, штрафы и суммы налога, подлежащие возврату.

Приоритетность зачета сумм будет происходить в следующей последовательности:

1. Недоимки, начиная с наиболее раннего момента выявления;

2. Налоги, взносы;

3. Пени;

4. Проценты;

5. Штрафы.

II. Откуда что берется?

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.

По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

VII. Чего ждать в новом году

На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.

В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:

  1. недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
  2. недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
  3. Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:

  4. налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
  5. налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

Ставки налога на имущество физических лиц в 2022 году

Налоговая ставка — это процент от кадастровой стоимости объекта недвижимости, определяемой Росреестром (налоговая база). Ставка за жилые помещения, доли недвижимости, гаражи и машино-места стандартно составляет 0,1% от кадастровой стоимости.

Налог на офисные помещения, помещения в торговых центрах и любую недвижимость дороже 300 млн рублей рассчитывается по ставке 2%. На все другие объекты — 0,5%. Сумма налога и все расчетные данные, включая кадастровую стоимость, указываются в налоговом уведомлении.

Недвижимость
Ставка, %

Жилая недвижимость с кадастровой стоимостью до 300 млн рублей
0,1

Незавершенное строительство под жилье
0,1

Гаражи и место на парковке
0,1

Хозяйственные объекты до 50 кв. м — сараи или кладовки — на дачных участках
0,1

Офисные и торговые помещения
2

Любые объекты недвижимости дороже 300 млн рублей
2

Все остальное
0,5

Это базовые ставки. Налог на имущество относится к местным налогам, то есть он собирается в пользу муниципальных бюджетов. Поэтому муниципалитеты и власти городов федерального значения могут установить свои ставки — как уменьшить их до нуля, так и увеличить, но не более чем в три раза. В Москве, например, ставка дополнительно дифференцируется в зависимости от кадастровой стоимости жилья — от 0,1% до 0,3%. Чем дороже жилье, тем больше налог.

Льготы по налогам на недвижимость для физических лиц

Отдельные категории льготников совсем не платят налог на имущество, но только в том случае, если речь идет о жилом имуществе, гараже, месте на парковке или незавершенном строительстве жилья. За коммерческое жилье, которое используется для заработка, налоги платят все.

Льготу можно использовать только на один объект каждого вида налогооблагаемого имущества, который выберет собственник. Если владелец не сделал выбор, льгота автоматически применится к самому дорогому объекту. Сменить его можно по заявлению до окончания текущего налогового периода.

Есть федеральный перечень льготников, которые освобождены от уплаты налогов на недвижимость:

— герои СССР;
— участники Великой Отечественной войны;
— люди с инвалидностью первой и второй групп;
— военнослужащие;
— пенсионеры;
— участники ядерных испытаний;
— члены семьи военных, которые погибли при исполнении;
— дети с инвалидностью;
— чернобыльцы.

Полный перечень тех, кто не платит налог на имущество, указан в статье 407 Налогового кодекса России.

Также регионы могут полностью или частично освобождать от уплаты налога отдельные категории граждан, которые не упомянуты в кодексе, — например, многодетные или приемные семьи.

Если цена объекта превышает 300 млн рублей, то льготное налогообложение не применяется — ни федеральное, ни местное.

Как рассчитать налог на имущество?

Итоговая сумма, которая должна быть уплачена, формируется на основе ставки и налоговой базы. Первая определяется законом и органами региональной власти, вторая представляет собой цену объекта. Налоговая база умножается на ставку, а в результате получается размер налога.

Российским законодательством было принято решение перейти на кадастровую стоимость, а до 2014 года вычисления производили с учетом инвентаризационной стоимости, в которой учитывались первоначальная цена и износ. Инвентаризационная стоимость не имеет отношения к рыночной цене и определяется Бюро технической инвентаризации. Получить справку о размере этого показателя можно в БТИ.

В 2015 году начали применять кадастровую стоимость – стоимость объекта недвижимости, которая рассчитывается в соответствии со схемой Росреестра. Он же проводит оценку объектов. Данный показатель более приближен к рыночной.

Практически всегда инвентаризационная стоимость ниже, чем кадастровая. По этой причине величина налога возросла, а разница может быть увеличена как в 5, так и в 10 раз.

Как посчитать подоходный налог с покупки и продажи квартиры

Имущественный налог – не единственный, который платят владельцы недвижимости. Если вы совершаете операции с жильем и получаете при этом прибыль, по закону она облагается единоразовым подоходным налогом в размере 13% для резидентов РФ (для нерезидентов – 30 %). Это распространяется на продавцов, владеющих объектом менее пяти лет, и тех, кто получает, например, квартиру или земельный участок в Санкт-Петербурге и Ленинградской области по договору дарения и при этом не является близким родственником дарителя.

Подоходный налог, в отличие от имущественного, выплачивается единоразово. Налогоплательщик самостоятельно вычисляет его размер, заполняет налоговую декларацию и подает ее в налоговые органы по месту жительства не позднее 30 апреля. Сумма должна быть перечислена не позднее 15 июля в год подачи декларации. За неуплату предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Информация Федеральной налоговой службы от 3 марта 2021 г. “Об основных изменениях по налогу на имущество физлиц с 2021 года”

Обзор документа

С 2021 года не производится определение налоговой базы по налогу на имущество физлиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства. Таким образом, во всех субъектах РФ завершился переход к применению в качестве налоговой базы кадастровой стоимости. Для расчета налога за 2020 год инвентаризационная стоимость применяться не будет.

В регионах, где налоговый период 2020 года является первым, вторым или третьим с начала применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы, для расчета налога будет использован коэффициент 0,2, 0,4 и 0,6 соответственно. Для субъектов РФ с третьего года применения кадастровой стоимости налог рассчитывается с коэффициентом десятипроцентного ограничения роста, за исключением случаев, указанных в п. 8.1 ст. 408 НК РФ.

Ранее при обращении с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога перерасчет его суммы производился не более чем за три налоговых периода, предшествующих году обращения. После вступления в силу Федерального закона от 23.11.

2020 N 374-ФЗ отменены условия, ограничивающие количество периодов, за которые может проводиться такой перерасчет. Теперь налоговая льгота применяется с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на её реализацию.

С 2021 года установлена процедура рассмотрения налоговым органом заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения.

По его результатам налоговый орган направляет заявителю уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением такого объекта с указанием основания прекращения исчисления налога, либо сообщение об отсутствии оснований для прекращения его исчисления с указанием причин отказа.

Кроме того, с 2021 года установлен понижающий коэффициент, применяемый при расчете налога начиная с 2020 года.

Так, для объекта, образованного начиная с четвертого года применения в регионе в качестве налоговой базы кадастровой стоимости, сумма налога подлежит уплате с учетом коэффициента 0,6 применительно к первому налоговому периоду, за который исчисляется налог в отношении этого объекта.

Правило не применяется при исчислении налога для объектов, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, а также предусмотренных абзацем 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ. Исключение — гаражи и машино-места, расположенные в таких объектах налогообложения.

О реформировании налога на имущество

Реформирование налога на имущество связано с выделением из объектов налогообложения части недвижимости и взиманием по ней налога на недвижимость. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ «О бюджетной политике в 2009 — 2011 годах» сказано: необходимо принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующую взимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной цены объекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобы налоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующем уровне (разд. III «Основные направления налоговой политики»).

Более быстрому введению налога на недвижимость препятствует тот огромный объем работ, который должен быть произведен с объектами недвижимости по всей территории России. Речь прежде всего идет о создании единого кадастра недвижимости. Кроме этого, следует утвердить методику оценки рыночной стоимости недвижимости. Все это задерживает принятый в первом чтении законопроект N 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», который и предусматривает включение в Налоговый кодекс главы «Местный налог на недвижимость» (см. также Письмо Минфина России от 17.06.2008 N 03-05-06-02/41).

Согласно этому законопроекту, кроме налога на имущество физических лиц, реформирование затронет и налог на имущество юридических лиц, и земельный налог. Речь идет не об отмене вышеуказанных налогов, а о выведении части объектов из-под обложения данными налогами и замене их для этих объектов налогом на недвижимость. Под обложение налогом на недвижимость планируется ввести объекты недвижимости жилого назначения (квартиры, жилые дома, дачи), гаражи, находящиеся в собственности физических лиц, товариществ собственников жилья и других объединений собственников жилья, дачные и садовые участки, земельные участки, на которых расположены указанные объекты недвижимости или которые предоставлены для их строительства.

После выведения из объектов обложения налогом на имущество вышеуказанных категорий недвижимости в перечне облагаемой налогом на имущество недвижимости останется коммерческая недвижимость и другие категории нежилой недвижимости.

В законопроекте предусмотрен налоговый вычет для физических лиц, равный средней стоимости 5 кв. м общей площади жилья на каждого проживающего, совместно проживающего с налогоплательщиком. Налоговую ставку планируется установить в пределах от 0,1 до 1% налоговой базы.

Налоговые послабления − 2023

Будет или нет в 2023 году налоговая амнистия для физических лиц, подобная проходившим в 2014 и 2018 гг, неизвестно – планы по этому мероприятию государство заранее не озвучивает.

В 2022-2023 гг государством широко анонсирован другой вид подобного рода инициатив – четвертый этап амнистии капиталов, проводимый в рамках Федерального закона «О добровольном декларировании…» от 08.06.2015 № 140-ФЗ. В результате у граждан появилась дополнительная возможность сообщить государству о своих иностранных активах, банковских счетах и вкладах. Добровольно задекларировать их можно путем подачи специальной налоговой декларации до 28.02.2023.

Есть и другие налоговые инициативы, направленные на снижение налогового бремени граждан и, как следствие, снижение общей суммы долгов по уплате имущественных налогов. К примеру, по федеральному законодательству мобилизованным гражданам предоставлено право на налоговую льготу по налогу на имущество в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, указанного в п. 4 ст. 407 НК РФ и не используемого ими в предпринимательской деятельности. А регионы вправе устанавливать иные налоговые льготы по имущественным налогам в отношении мобилизованных граждан (например, освобождение от уплаты транспортного налога – закон Республики Татарстан от 21.10.2022 № 73-ЗРТ, Областной закон Ростовской области от 28.10.2022 № 753-ЗС и др.).

Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, снегоходы и прочие транспортные средства, указанные в ст. 358 НК РФ.

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 ст. 359 НК РФ), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Проблема в том, что для всех автомобилей налоговая база по транспортному налогу определяется в виде мощности двигателя в лошадиных силах независимо от марки, страны изготовления и года выпуска. Однако, не совсем понятно, почему берется именно этот показатель, ведь лошадиные силы напрямую не связаны ни с габаритами, ни с массой, ни с токсичностью автомобиля, ни с его ценой, т.е. не определяют его экологичность, вред, наносимый дорожному покрытию и т.д. Но при этом стоит отметить, что в 2009 году были внесены изменения в транспортный налог, одно из которых допускает установление дифференцированных налоговых ставок с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

В других государствах налоговая база по транспортному налогу определяется из иных критериев. Например, транспортный налог в Латвии рассчитывается исходя из полной массы транспортного средства; в Германии он привязан к габаритам автомобиля; в Белоруссии — входит в стоимость бензина, то есть чем больше километраж поездок, тем большая сумма налога уплачивается. Во Франции налог исчисляется также с лошадиных сил, только не с максимальной мощности двигателя по паспорту, а с номинальной (так называемой «налоговой»). Например, Пежо-206 имеет налоговую мощность 4 л. с., с которых и берется налог.

Очевидно, что существующая тарифная сетка по транспортному налогу неадекватна. Градация автомобилей по мощности с разницей в 50 лошадиных сил устарела и нуждается в доработке.

По действующей редакции Налогового кодекса 101-я л. с. сразу переводит автомобиль в категорию «до 150 л. с.». То есть автовладельцу в Республике Марий Эл 101 придется умножать уже не на 25 рублей, а на 35. При этом владелец машины с мощностью двигателя в 150 л. с. заплатит по той же ставке. А владелец автомобиля с мощностью двигателя 151 л. с. уже по 50 рублей с л. с. Так, владелец автомобиля Ford Focus-2 (100 л. c.) заплатит в бюджет 2500 рублей, а за Ford Fiesta (101 л. с.) перечислит в бюджет 3535 р. Таким образом, разница в мощности двигателя на 1 л. с. приводит к повышению суммы уплачиваемого налога на 1035 р., что явно можно считать несправедливым.

Необходимо внести в закон существенную поправку: считать не «ступенями» по принципу «от и до», а «за каждую дополнительную лошадиную силу». Если ставка будет единой, то зависимость величины налога от мощности будет линейной, а не скачкообразной, как в настоящий момент. Плавное увеличение ставки налога более понятно и более справедливо.

Также высказываются предложения дифференцировать ставки налога для машин с двигателем от 100 до 150 л. с., так как данная категория по статистике является в стране самой популярной. Можно, например, разбить интервал на более мелкие: от 100 до 120 и от 120 до 150 л. с.

Возможно введение прогрессивной шкалы, подобно той, которая применялась для взимания подоходного налога. За основу берутся постоянные величины 125, 150, 200 л. с. и т.п. За автомобиль мощностью, например, 154 лошадиные силы будет взиматься налог как за 150-сильный автомобиль плюс добавка за дополнительные силы. Таким образом, будет осуществляться плавный переход от одной категории к другой, что позволит избежать пограничных ситуаций.

На сегодняшний момент в России действуют два налога – это земельный налог, а второй – налог на имущество физических лиц. Оба этих налога местные, причем первый из них регулируется 31 главой Налогового кодекса, а второй – Федеральным законом «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 N 2003-1. Несмотря на то, что объектом перечисленных налогов является недвижимость, эти налоги основаны на разных методах исчисления, базы рассчитываются, исходя из разных стоимостных показателей, которые зачастую не соответствуют реальным ценам на недвижимость.

Недостатки действующих земельного налога и налогов на имущество, в частности, отсутствие унификации налогообложения объектов недвижимости, неполный учет и несоответствие реальным ценам оценки недвижимости. Учитывая то, что земельный участок и находящиеся на нем строения неразрывно связаны между собой и образуют единый объект недвижимости, возникает необходимость в унификации методов налогообложения земельного участка и находящихся на нем строений.

Теория и практика взимания в России земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц в условиях современных экономических отношений показывают, что методы взимания этих налогов не обеспечивают надлежащей мобилизации доходов в бюджеты (фискальная функция) и не выполняют регулирующую функцию.

Налог на имущество физических лиц практически не используется в качестве механизма перераспределения доходов населения. Причиной тому является несовершенство определения налоговой базы.

Действующая система определения инвентаризационной и балансовой остаточной стоимости не обеспечивают соответствие оценки налоговой базы реальным стоимостям. Поэтому инвентаризационная стоимость жилья не имеет ничего общего с его реальной, т. е. рыночной стоимостью.

В данный момент уже на протяжении нескольких лет ведется работа по замене земельного налога и налога на имущество физических лиц единым налогом – налогом на недвижимость (этот налог так же будет местным). Сроки введения единого налога на недвижимость переносились неоднократно: его планировалось ввести в 2009-м, потом в 2010 году, теперь становится ясно, что раньше 2013 года он точно не появится.

Сейчас ведется активная работа по подготовке изменений во вторую часть Налогового кодекса. Однако для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости.

При этом в настоящее время законодательно не урегулированы вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Требуется принятие проекта, устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определяющего порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Массовая оценка недвижимости предполагает, что каждый населенный пункт будет разбит на кварталы с похожими характеристиками, в рамках которых затем будет определяться удельная кадастровая стоимость объектов недвижимости. После чего результаты оценки будут утверждать местные законодательные органы, и публиковать в открытом доступе.

Планируется, что новый налог будут платить физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, жилыми и нежилыми помещениями на праве собственности, а также владельцы земельных участков с правом собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследства. Льготы коснутся в первую очередь социально чувствительных категорий — пенсионеров, героев, ветеранов войны, инвалидов 1 и 2 группы, чернобыльцев, афганцев, воинов-интернационалистов, членов семей военнослужащих и другие. Но какие нормы социального минимума или социальных вычетов при уплате налога на недвижимость установят для других категорий населения и что в них войдет, пока вопрос дискуссионный.

Государственные органы не дают информацию о возможном размере ставки по налогу на недвижимость, ссылаясь на то, что необходимо сначала провести кадастровую оценку всех объектов недвижимости на территории страны.

Предполагается, что с включением в Кодекс главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.

Планомерное и постепенное введение изменений в НК РФ

Интересно отметить тот факт, что такие правила станут внедряться не сразу – до 2020 года их планируют распространить по всей России. Во избежание полномасштабных недовольств граждан в случае, если новоиспечённый вычисленный налог получится намного большим прежней ставки, то стоит использовать другой специальный метод расчёта. Также вводятся дополнительные условия:

  • ​ когда рассматриваемые легитимные новшества стали действовать в 2015 году, то через год людям полагалось уплачивать пятую часть от налоговой ставки;
  • ​ если законодательные коррективы вступили в действие в 2016 году, то в уходящем 2017 россиянам уже было положено платить 40% от общей суммы;
  • ​ в свою очередь, величина налога на имущество для физических лиц станет равняться уже 60% с 2023;
  • ​ таким образом, в 2023 году он составит 80%, а с 2020 и позднее – 100%.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *