Растаможка автомобилей в Беларуси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Растаможка автомобилей в Беларуси». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Утилизационный сбор на транспортные средства был введен в целях обеспечения рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья указом Президента РБ № 64 от 4 февраля 2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Оплату должны производить физические и юридические лица. Увеличение ставок происходило в 2016, 2017, 2018, 2019 годах. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.2020, подписанного главой правительства, внесло изменения в перечень видов и категорий транспортных средств, облагаемых утилизационным сбором и размеры ставок.

Какие транспортные средства освобождается от уплаты

Указом Президента № 402 от 4.10.2018 г. внесены изменения в Указ Президента от 4.02.2014 г. Новый Указ вступил в силу 10 января 2019 года.

В соответствии с ним, к ТС, которые не являются объектом обложения утилизационным сбором в 2019 году, относятся:

  • произведенные (изготовленные) на территории Республики и отчуждаемые производителем (изготовителем) за пределы Беларуси;
  • переоборудованные на территории Беларуси на базе ТС, ранее зарегистрированных на территории страны;
  • переоборудованные на территории страны на базе ТС, ранее ввезенных и в отношении которых утилизационный сбор уже был уплачен;
  • ТС, достроенные на территории Беларуси производителями, которые изготовили транспортное средство на территории Республики и осуществили его отчуждение либо используют его для собственных нужд, на базе шасси, в отношении которого утилизационный сбор бы уплачен ранее.

Также к ТС, освобождаемым от уплаты утилизационного сбора, будут относиться:

  • ввозимые (ввезенные) и помещаемые (помещенные) под таможенную процедуру отказа в пользу государства;
  • ввозимые (ввезенные) в Беларусь и обращенные в собственность государства;
  • ввозимые (ввезенные) в Беларусь и находящиеся под таможенным контролем, на которые обращено взыскание в целях погашения неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней и (или) процентов, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
  • предназначенные для применения в целях обеспечения национальной безопасности, обороны, правоохранительной деятельности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, приобретение которых осуществляется государственными органами системы обеспечения безопасности Беларуси, за исключением ТС, выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых утилизационный сбор был уплачен;
  • задержанные органами таможни при проведении таможенного контроля и не востребованные в установленный законодательством период времени.

Последний случай. Владимир

В качестве примера возьмем один из последних прецедентов. Владимир решил вернуть сумму уплаченного утильсбора спустя три с половиной года после оформления документов на автомобиль. Как и множество других грузоперевозчиков, он поехал за машиной в Россию — там выгоднее и дешевле даже с учетом переплат при постановке на учет в РБ. «В 2015 году пригнал грузовой Renault из РФ, — вспоминает мужчина. — Процедура регистрации типичная, список документов — стандартный. И в этот перечень входила квитанция об уплате утильсбора. Для грузовиков сумма относительно немаленькая — приближалась к эквиваленту 4,5 тысячи долларов. При регистрации не уточняют обстоятельства (хотя стоило бы), а сразу требуют квитанцию. Все воспринимают такое положение дел как должное: надо — значит, надо. Даже подозрений по поводу того, что может быть иначе, не возникает».

Покупка авто в Белоруссии гражданами России

Покупка авто в Белоруссии гражданами России — уже довольно распространённое явление. Покупать в Белоруссии автомобили — выгодно, цены на авто в Беларуси ниже чем в России. Выбрать и купить авто в Белоруссии совсем не сложно. Есть специальные сайты, на которых продавцы выкладывают свои автомобили. Наиболее распространёнными являются: «Автобизнес», «Автобарахолка» и av.by, который является самым крупным. Можно приехать в Белоруссию и на месте самому выбрать автомобиль.

На авторынке Белоруссии огромный выбор как новых, так и б/у автомобилей. Машины ввозятся из Европы (Германии, Швейцарии, Франции, Италии, Испании, Польши, Литвы и др.), Америки (США, Канады), Азии (Японии, Южной Кореи). На нём представлены автомобили европейских, американских, азиатских торговых марок: AC, Alpina, Audi, Bentley, BMW, Brilliance, Buick, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Citroen, Fiat, Ford, Genesis, Honda, Hyundai, Infiniti, Iveco, Jaguar, Jeep, KIA, Land Rover, Lexus, Lifan, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Nissan, Opel, Peugeot, Porsche, Renault, Skoda, Smart, Suzuki, Toyota, Vector, Venturi, Volkswagen, Volvo, Vortex, VW и многие другие.

Перед покупкой авто в Белоруссии важно:

  • по базе МВД проверить его на угон,
  • в таможенном комитете Беларуси установить дату таможенного оформления ввезённого из-за рубежа авто,
  • в реестре движимого имущества, проверить авто на залог.

Оформление авто из Беларуссии — получение СБКТС и ЭПТС

На ввозимый автомобиль необходимо получить российский электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС), бумажные ПТС в России уже давно не выдаются. ЭПТС нужен для постановки автомобиля на учёт в ГИБДД. Электронный документ содержит в себе всю необходимую информацию, для того, чтобы отличить автомобиль от других, похожих на него. ЭПТС нужен при покупке и продаже авто, он служит подтверждением права собственности на автомобиль. Он применяется при розыске угнанного автомобиля.

Подробнее про оформление электронного ПТС (ЭПТС) в России.

Без СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) получить ЭПТС нельзя. СБКТС нужен для подтверждения, что техническое состояние ввезённого из Белоруссии автомобиля соответствует требованиям и на нём можно безопасно ездить по российским дорогам общего пользования.

Нужно оплатить утильсбор и оформить ЭПТС на авто из Белоруссии? – Мы поможем Вам!

Наша компания оказывает услуги по оперативной оплате утильсбора и оформления ЭПТС на ввезённые из Белоруссии автомобили.

Для получения льготы должен быть предоставлен оригинал одного из следующих документов

  • инвалидность I или II группы, – удостоверения инвалида;
  • статус родителя (усыновителя, удочерителя) в многодетной семье, – удостоверения многодетной семьи, при этом ввезти автомобиль с 50% уплатой таможенной пошлины могут оба родителя;
  • статус родителя (усыновителя, удочерителя) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, – удостоверения инвалида и свидетельства о рождении ребенка (копии решения (выписки из решения) суда об усыновлении (удочерении) – для усыновителя (удочерителя), не указанного в качестве родителя в свидетельстве о рождении ребенка);
  • статус опекуна (попечителя) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, – удостоверения инвалида и удостоверения на право представления интересов подопечного.

ВАЖНО!

В соответствии с Решением Коллегии от 30.05.2017г. №74 к транспортным средствам для личного пользования относятся.

  • Автомобили легковые (за исключением автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей) и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС.
  • Квадроциклы, снегоходы, снегоболотоходы, мотовездеходы и иные моторные транспортные средства, не предназначенные для движения по дорогам общего пользования (за исключением гоночных автомобилей, не предназначенных для движения по дорогам общего пользования), классифицируемые в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС.
  • Мотоциклы, мопеды, мотороллеры, классифицируемые в товарной позиции 8711 ТН ВЭД ЕАЭС.
  • Моторные транспортные средства для перевозки не более 12 человек, включая водителя, классифицируемые в товарной позиции 8702 ТН ВЭД ЕАЭС, моторные транспортные средства для перевозки грузов с полной массой до 5 тонн включительно, классифицируемые в субпозициях 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
  • Прицепы (за исключением прицепов для перевозки автомобилей) с полной массой до 3,5 тонны включительно, классифицируемые в товарной позиции 8716 ТН ВЭД ЕАЭС, прицепы типа «дом-автоприцеп» для проживания или для автотуристов, классифицируемые в субпозиции 8716 10 ТН ВЭД ЕАЭС.

Двойной сбор при покупке в России

Многие жители Беларуси отправляются покупать автомобиль в Россию, поскольку стоимость транспорта там, как правило, ниже. Однако стоит учесть, что в стоимость автомобилей в Российской Федерации уже несколько лет как закладывается утилизационный сбор. Это значит, что, по сути, покупая там автомобиль, человек уплачивает его дважды.

Какое транспортное средство подлежит обложению данным налогом?

  • произведенное на территории Республики Беларусь и отчуждаемое либо используемое изготовителем для собственных нужд;
  • достроенное на территории Республики Беларусь на базе шасси, предоставленного заказчиком, если в результате такой достройки изготовитель в установленном законодательством порядке присвоил завершенному изготовлением транспортному средству идентификационный номер (VIN);
  • ввозимое в Республику Беларусь в качестве товара для личного пользования, выпущенное в свободное обращение;
  • ввозимое в Республику Беларусь и помещаемое под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
  • ввезенное в Республику Беларусь с территорий государств – членов Евразийского экономического союза и подлежащее государственной регистрации на территории Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Стоимость утилизационного сбора

Суммы утверждаются законодательно, указываются в белорусских рублях и зависят от:

  • категория автотранспорта;
  • объем/тип мотора;
  • год выпуска (для авто до 3 лет сумма меньше, чем для остальных).

Но для физлиц, ввозящих машины для личного пользования, итоговая сумма зависит только от года выпуска автомобиля.

С 2021 года выделяют 3 категории возраста транспортного средства::

  • до 3 лет;
  • от 3 до 7 лет;
  • более 7 лет.
Виды и категории транспортных средств Размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (бел.рублей)
до 3 лет от 3 до 7 лет свыше 7 лет
1. Транспортные средства категории Ml, в том числе повышенной проходимости категории MlG, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:
1.1 с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 544,5 816,7 816,7
1.2 с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортных средств с гибридной силовой установкой:
– не более 1000 куб. см 1 652,2 5 771,7 8 657,6
– свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см 6 115,2 8 995,1 13 492,7
– свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см 9 652,7 17 554,7 26 332,1
– свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см 8 898,6 31 036,5 46 554,8
– свыше 3500 куб. см 15 253,7 38 125,9 57 188,9
1.3 ввозимые (ввезенные) с территорий государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, вне зависимости от рабочего объема двигателя 544,5 816,7 1 225,1
1.4 ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя 544,5 816,7 1 225,1
2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу: – не более 3,5 т. (категория N1) – свыше 3,5 т, но не более 12 т. (категория N2) – более 12 т. (категория N3), в том числе повышенной проходимости категорий N1G, N2G, N3G, а также специализированные транспортные средства этих категорий:
транспортные средства полной массой:
– не более 2,5 тонны 4 083,7 7 187,4 10 781,1
– свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны 6 534,0 10 209,4 15 314,1
– свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн 8 167,5 13 068,0 19 602,0
– свыше 5 тонн, но не более 8 тонн 8 984,2 37 243,8 55 865,7
– свыше 8 тонн, но не более 12 тонн 10 944,4 56 437,5 84 656,3
– свыше 12 тонн, но не более 20 тонн 12 006,3 82 165,0 123 247,5
– свыше 20 тонн, но не более 30 тонн 12 600,0 86 300,0 129 450,0
– свыше 30 тонн, но не более 50 тонн 23 685,7 96 376,5 144 564,8
3. Транспортные средства категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий:
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой 4 900,5 8 167,5 8 167,5
объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой:
– не более 2500 куб. см 4 900,5 8 167,5 12 251,3
– свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см 9 801,0 24 502,5 36 753,8
– свыше 5000 куб. см, но не более 10 000 куб. см 13 068,0 35 937,0 53 905,5
– свыше 10 000 куб. см 16 335,0 42 471,0 63 706,5
4. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой:
свыше 50 тонн, но не более 80 тонн 111 078,0 253 029,1 379 543,7
свыше 80 тонн, но не более 350 тонн 204 187,5 261 360,0 392 040,0
свыше 350 тонн 302 197,5 326 700,0 490 050,0
5. Прицепы (полуприцепы) категории O4, а также специальные и специализированные прицепы (полуприцепы) указанной категории:
прицепы полной массой свыше 10 тонн 38 640,0 57 960,0
полуприцепы полной массой свыше 10 тонн 38 640,0 57 960,0

Машина из Белоруссии в Россию: как оформить

Машину из Белоруссии для последующего перемещения в Россию следует оформить так:

  • Заключить договор купли-продажи с владельцем у нотариуса. Машина должна быть снята с регистрации в Беларуси. И если россиянин собирается ехать домой на ней, следует иметь действующие транзитные номера. Срок их годности в Беларуси – 3 месяца, если он вышел, водителя могут оштрафовать.
  • Проконтролировать наличие экологического сертификата Евро-5. Авто точно соответствует стандартам и имеет его, если выпущено в США или одном из государств ЕЭС после 2010 г., либо оно азиатского производства, изготовлено в 2013 г. и позже. В иных случаях сертификат должен оформляться отдельно и прилагаться продавцом к остальным бумагам на машину.

Цена растаможки авто из Белоруссии для физических лиц

Цена растаможки авто из Белоруссии для физических лиц не будет высокой, если таможенные платежи уже были уплачены. При ввозе авто из Республики Беларусь (РБ) в Россию потребуется уплатить только утилизационный сбор, размер которого зависит от возраста автомобиля и заплатить за подключение автомобиля к системе «ГЛОНАСС».

Таблица 1. Утилизационный сбор на авто из Белоруссии для физических лиц

Утилизационный сбор
автомобиль возрастом не более 3 лет: 3400 рублей
автомобиль возрастом старше 3 лет: 5200 рублей

Сбор за таможенное оформление

Сумма сбора зависит только от стоимости автомобиля.

Новые ставки таможенных сборов действуют с 1 августа 2020 года.

Стоимость автомобиля, руб. Стоимость оформления, руб.
до 200 000 775
до 450 000 1 550
до 1 200 000 3 100
до 2 700 000 8 530
до 4 200 000 12 000
до 5 500 000 15 500
до 7 000 000 20 000
до 8 000 000 23 000
до 9 000 000 25 000
до 10 000 000 27 000
свыше 10 000 000 30 000

Особенности уплаты утилизационного сбора

Утильсбор уплачивается в валюте России, для каждого автомобиля должен быть индивидуальный платежный документ. Нюансы уплаты утильсбора всегда актуальны, поскольку почти каждый транспорт, независимо от страны производителя, подлежит обложению этим сбором. Все особенности учтены в действующем законе «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 No 89-ФЗ, в особенности пунктом п. 1 ст. 24-1, утвержденным в 2012 году.

Чтобы не допустить ошибку при уплате утильсбора, нужно учесть:

  • список категорий техники, на которую распространяется сбор;
  • перечень налогоплательщиков и освобожденных от уплаты физлиц и юрлиц;
  • правила проведения расчета утильсбора.

Законодательные акты по теме

Законодательные акты представлены следующими документами:

п. 1 ст. 24-1 закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) Об обязанности граждан уплачивать утилизационный сбор
Письмо ФНС РФ от 22.01.2014 № ГД-4-3/749 О необходимости сдавать расчет утилизационного сбора в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (с 1.07.2014)
Письмо ФНС РФ от 25.12.2013 № ГД-4-3/23318@ Рекомендуемая форма расчета утилизационного сбора
Постановление Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года Утверждение коэффициента расчета суммы утилизационного сбора
Указ Президента РБ «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» № 64 от 04.02.2014 года Об утверждении обязательств по уплате утилизационного сбора на ТС
ст. 12.1 КоАП РФ О штрафных санкциях за неуплату утилизационного сбора
Письмо ФНС РФ от 19.07.2013 № ЕД-18-3/810@ Об отражении в бухгалтерском учете уплаты утилизационного сбора
подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ,

Письмо Минфина РФ от 12.03.2014 № 03-03-10/10650

Об учете утилизационного сбора при расчете налога на прибыль

Наиболее частые ошибки представлены следующим списком:

Ошибка № 1: Попытка проведения зачета излишне уплаченных в счет утилизационного сбора средств в счет перечисления других платежей.

Комментарий: Зачесть излишне перечисленные в счет утилизационного сбора деньги можно только в счет будущих платежей по этому же виду сбора.

Ошибка № 2: Отражение уплаты утильсбора на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Комментарий: Отправка денег в счет исполнения платежных обязательств по утилизационному сбору должна отражаться на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», поскольку сбор по определению не может быть причислен к обязательным платежам и налоговым сборам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *