Сроки заключения контракта с единственным поставщиком по 44 ФЗ 2023 г.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сроки заключения контракта с единственным поставщиком по 44 ФЗ 2023 г.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Напомним читателям, что в 2018 году в Законе № 223-ФЗ появилась отдельная ст. 3.6, посвященная этому виду закупок. Сформулирована она крайне лаконично – порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Собственно, единственное требование закона заключается в том, чтобы заказчик в своем положении о закупке установил закрытый, а не открытый перечень случаев, когда он может провести такую закупку.

Что изменится в закупках с апреля 2023 года

Предстоят такие изменения:

  • закупку товаров, работ, услуг для подготовки и проведения выборов, референдума, деятельности избиркомов и комиссий референдума проводят у единственного поставщика. Важное условие: перечень таких ТРУ утверждает правительство по предложению центризбиркома;
  • у заказчиков появилась возможность закупать по госконтракту с едпоставщиком не только товары, произведенные на территории региона, но и услуги, которые оказывают с использованием имущества, созданного или реконструированного на территории этого региона;
  • процедура покупки зданий, нежилых помещений, земельных участков проводится напрямую, если в отношении таких объектов запущено исполнительное производство, банкротство или операция проводится в рамках земельного законодательства;
  • ценности, которые выпустили из государственного резерва, закупают у единственного поставщика;
  • у единственного поставщика закупают спортинвентарь и оборудование, спортивную экипировку для подготовки и участия сборных по Олимпийским и Паралимпийским видам спорта, в международных спортивных соревнованиях по Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий.

Кроме того, закупки малого объема любых товаров, работ и услуг разрешены для:

  • дипломатических представительств России;
  • российских консульских учреждений;
  • российских торговых представительств;
  • представительств России при международных организациях.

О жесткой позиции контролирующих органов.

Нельзя не отметить, что на практике позиция отдельных контрольных органов по отношению к закупкам у единственного поставщика по Закону № 223-ФЗ может быть и «огульно жесткой». Такие контрольные органы считают, что установленный в п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принцип отсутствия необоснованного ограничения конкуренции не нарушается только в трех случаях:

  • когда производится закупка ТРУ на низкоконкурентном рынке;

  • когда закупка проводится в результате признания конкурентной закупки несостоявшейся;

  • когда закупка носит экстренный характер (например, для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации).

Еще один важный вопрос, имеющий отношение к закупкам у единственного поставщика, касается темы дробления закупок. Не секрет, что закупки одних и тех же ТРУ посредством заключения нескольких договоров с одним и единственным поставщиком вместо проведения конкурентной закупки и заключения одного крупного договора не так уж редки. Как правило, в ситуации, когда заказчик ограничен стоимостным порогом однократной закупки у единственного поставщика, установленным в его положении о закупке (см. выше).

Следует помнить, что в самом Законе № 223-ФЗ не содержится норм, которые запрещали бы такое дробление, но одним из принципов закупок является отсутствие необоснованного ограничения конкуренции (п. 2 ч. 1 ст. 3). При рассматриваемом дроблении конкуренция однозначно отсутствует: заключая несколько «мелких» договоров с одним поставщиком, заказчик лишает возможности других поставщиков принять участие в «крупной» конкурентной закупке. Поэтому ключевое значение здесь имеет вопрос о том, обоснованно ограничивается конкуренция или нет.

Применение Закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ

Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.

Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.

закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);

контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;

закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;

закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;

контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;

заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;

закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);

закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;

некоторые виды закупок в области культуры и спорта;

закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.

Планируемые изменения

Во-первых, согласно проекту Федерального закона N 502221-6 предлагается внести следующие изменения в Закон N 44-ФЗ:

  • расширить перечень оснований для проведения запроса предложений, предоставив возможность заключать контракты на поставку спортивного инвентаря и оборудования для спортивных сборных команд субъектов РФ, муниципальных районов и городских округов. В настоящее время возможность такой поставки предусмотрена только для спортивных сборных команд РФ;
  • предоставить возможность заказчикам — центрам спортивной подготовки сборных команд или центрам физкультурно-спортивной направленности заключать контракты с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 400 тыс. руб., при условии, что совокупный годовой объем закупок в этом случае не превысит 50% размера средств, которые предусмотрены на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составит не более 20 млн руб. в год;
  • включить в перечень случаев заключения контракта с единственным поставщиком заключение контракта на оказание услуг, связанных с организацией и обеспечением участия спортивных сборных команд в официальных физкультурных мероприятиях. К таким услугам следует отнести проезд к месту проведения данных мероприятий, наем жилого помещения, обеспечение питания и транспортное обслуживание.

Во-вторых, проектом Федерального закона N 467816-6 предусматривается возможность заключения договора аренды спортивных объектов (стадионов, футбольных полей, плавательных бассейнов и т.п.) в целях организации тренировочного процесса и проведения спортивных мероприятий с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Для малого бизнеса – субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) – требования к ОИК более простые:

  • ОИК устанавливается не от НМЦК, а в виде процента от цены победителя. Такие меры исключают случаи, когда СМП обязан внести ОИК, превышающее стоимость самих обязательств по договору.
  • СМП может быть освобожден от ОИК, если подтвердит свою добросовестность — 3 контракта из реестра, выполненные им за прошедшие 3 года, до того как была подана заявка. Эти контракты должны быть выполнены без штрафов и их сумма должна быть больше стоимости нынешнего договора.

Подготовка к проведению

Основная задача этого этапа — выбрать организацию, которая станет исполнителем контракта. Когда заказчику предоставлена возможность выбора, как правило, он обращается к поставщику, которому доверяет или с которым работал раньше. Если провести самостоятельный отбор нельзя, как, например, в случае, установленном в пункте 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, единственного поставщика определяют согласно вышедшему правовому акту.

На этом этапе заказчик готовит следующие документы для закупки:

  • отчет о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами;
  • расчет цены и обоснование;
  • обращение о согласовании закупки;
  • проект контракта;
  • извещение о проведении закупки у единственного поставщика.

В каждом отдельном случае могут понадобиться только некоторые из указанных документов.

Уведомление в контрольный орган

В большинстве случаев заказчику не требуется согласование на проведение закупки у единственного поставщика с контролирующим органом.

Однако при осуществлении закупок по подпунктам 6, 9, 34 и 50 пункта 1 ст. 93 44-ФЗ необходимо уведомление контролирующего органа, а при заключении контракта с поставщиком на поставки, предусмотренные подпунктами 24–25 этой же статьи, требуется согласование закупки с контролирующим органом.

При необходимости уведомления, ФАС, орган местного самоуправления или иные лица, уполномоченные производить контроль в сфере закупок, должны быть уведомлены не позднее 1 рабочего дня с момента заключения контракта.

К уведомлению должна быть приложена копия заключённого контракта с основаниями его заключения.

Проведение проверки закупки контролирующим органов не имеет чёткой регламентации в законе. При получении уведомления сотрудник контролирующего органа оценивает действия заказчика по заключению контракта на их соответствие положениям 44-ФЗ и по итогам подготавливает докладную записку. Если нарушений не было выявлено, заказчика об этом не информируют. Если нарушения были обнаружены, то заказчику будет направлено уведомление о проведении внеплановой проверки.

Расширяется перечень оснований для изменения контрактов на выполнение работ.

Нормы об изменении контрактов на выполнение строительных работ с 2023 года распространяются на контракты, предметом которых является выполнение работ по геологическому изучению недр.

(п.п. 1.2, 1.3, 8 и 9 ч.1 ст.95 Закона № 44-ФЗ)

На 2023 год продлена возможность изменения существенных условий контракта на основании решения соответствующего органа власти, если при исполнении возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых контракт невозможно исполнить.

Данная норма позволяет изменять существенные условия любых контрактов.

(ч.65.1 ст.112 Закона № 44-ФЗ)

В 2023 году заказчики вправе по контрактам на поставку лекарственных препаратов, медизделий и расходных материалов увеличивать или уменьшать количество товаров не более чем на 30% с соответствующим изменением цены контракта.

Данная норма позволяет изменять условия контрактов на закупку лекарств, медизделий и расходных материалов.

(ч.65.2 ст.112 Закона № 44-ФЗ)

Закупки у единственного поставщика

С 2023 года расширен перечень оснований для заключения контракта с единственным поставщиком.

Пункт 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ применяется к заключению контрактов на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности. Контракты на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности можно заключать с единственным поставщиком по п.8 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ.

(п.8 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ)

Заказчик вправе заключить с единственным контрагентом контракт на оказание услуг по подготовке космонавтов, по организации и обеспечению запусков космических аппаратов и управлению ими в полете, по созданию (разработке, изготовлению и испытанию) космической техники на основании п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ

(п.61 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ)

До 31 декабря 2023 года заказчики вправе проводить закупки у единственного поставщика, основания для которых устанавливает Правительство РФ, высший орган государственной власти субъекта РФ.

Заказчики могут провести закупку у единственного поставщика по п.2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, если региональный орган власти принял акты, в которых указал случаи закупок у единственных поставщиков в регионе и порядок их проведения

(изменения в ч.1, ч.2 ст.15 Закона № 46-ФЗ внесены Законом № 420-ФЗ)

До 31 декабря 2023 заказчики могут изменять существенные условия контракта с единственным поставщиком по мобилизационной подготовке, закупке товаров для внешней разведки, обеспечению обороны страны, указанные в п.п. 3, 40, 41, 46, 52, 56, 59, 62 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

По соглашению сторон заказчики могут изменять существенные условия указанных контрактов

(ч.65.3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ)

Инструкция по заключению прямого договора с поставщиком через ЕАТ

Заключение договора с единственным поставщиком возможно не только на бумаге, но и в электронной форме. Такая возможность предоставляется через единый агрегатор торговли (ЕАТ) «Берёзка». Алгоритм действий несложный.

  • Для начала следует позаботиться об издании приказа о том, что закупка будет проводиться именно таким способом.
  • Закупочный отдел берёт на себя задачу предварительного расчёта стоимости и обоснования НМЦК, составляет шаблон договора.
  • Оператор ЕАТ берёт на себя задачу поиска поставщика. Надлежит также направить ему в цифровом формате требуемые документы по сделке вместе с предложением подписать контракт.
  • Исполнитель должен получить и проект прямого договора по 44 ФЗ.
  • При достижении обоюдного согласия происходит непосредственно заключение сделки.
  • При наличии в условиях договора пункта об обязательном обеспечении контрагенту нужно позаботиться о внесении оговорённой суммы в установленный срок.

Международные обязательства РФ по установлению случаев закупки у единственного поставщика

В ч. 4 ст. 2 Закона о контрактной системе установлен приоритет норм, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а потому уместно обратиться к тексту Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 г., заключенного между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее — Соглашение) . Характеризуя данное Соглашение, Л.В. Андреева отмечает, что оно содержит в себе императивные правила по наиболее важным и общим вопросам закупок, а установленные им требования в целом соответствуют положениям Закона о контрактной системе .

СЗ РФ. 2012. N 5. Ст. 540. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 176-ФЗ. В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. N 9 Соглашение вступило в силу с 1 января 2012 г.
См.: Андреева Л.В. Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции // Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (14 июня 2013 г., МГУ им. М.В. Ломоносова). М., 2013. С. 16, 17.

Среди прочего в ст. 13 Соглашения сторонам предписывается пользоваться единым Перечнем случаев закупки способом из одного источника (у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)), установленным в приложении N 1 к Соглашению.

Стороны могут сократить данный Перечень в одностороннем порядке путем внесения изменений в национальное законодательство о публичных закупках. А вот дополнение перечня закупок у единственного поставщика новыми случаями допускается только при соблюдении определенной процедуры: орган государственной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере закупок, либо национальный контролирующий орган в сфере закупок, либо высший орган исполнительной власти заблаговременно, но не позднее 30 календарных дней до принятия соответствующего решения, в письменной форме уведомляют Комиссию Таможенного союза и каждую из сторон.

Библиографический список

  1. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М., 2009.
  2. Андреева Л.В. Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции // Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (14 июня 2013 г., МГУ им. М.В. Ломоносова). М., 2013.
  3. Дон В. «Третья реформа госзаказа»: противоречие договорам РФ // Аукционный вестник. 2013. N 144(06.96).
  4. Интервью с главным научным сотрудником Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, заслуженным юристом РФ, профессором Н.И. Клейн // Конкурентное право. 2012. N 1.
  5. Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения. М., 2012.
  6. Наумов И. К процедуре госзакупок подключили нового регулятора // Новая газета. 2013. 22 авг.

Когда можно вносить изменения в контракт

Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

  • такое право предусмотрено документацией о закупке,
  • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

  • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.

Обеспечение контракта для малого бизнеса

Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

  • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
  • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

Когда победителя признают уклонившимся

Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.

Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.

В случае отказа от заключения контракта:

  1. Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
  2. Возвращает участнику обеспечение контракта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *