Аудит бухгалтерской отчетности: цели и порядок проведения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аудит бухгалтерской отчетности: цели и порядок проведения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Аудиторская проверка — неизменный этап в деятельности крупных и небольших предприятий, подразумевающий проверку на факт следования действующим правилам и нормам законодательства. В зависимости от ситуации работа проводится в определенный период (обязательная) или по желанию руководителей (добровольная). По результатам контроля можно судить о правильности сведений по балансу и финансам предприятия.

Аудиторской проверкой занимаются специальные структуры и индивидуальные специалисты, работающие на основании договора на проведение аудиторской проверки. К работе допускаются субъекты, прошедшие обучение и имеющие на руках соответствующий аттестат. В штате проверяющего предприятия должно быть от трех специалистов, состоящих в СРО. При выполнении своих обязанностей аудиторы действуют на базе ФЗ №307 и ряда других документов.

Если говорить в целом, аудиторская проверка выполняется с учетом ряда правил:

  1. Стандарты — международные (МСА), отраслевые, федеральные (ФСАД).
  2. Внутренние кодексы.
  3. ФЗ №№ 307, 395, 402, 315.
  4. Постановление Правительства России под номерами 696, 576.
  5. Приказы Минфина РФ — №46н, №16н, №90н, №99н, №90н, №147н, №122н.

Основным документом считается МСА, который обязателен для индивидуальных специалистов и аудиторских фирм, а также проверяющих компаний. МСА стоит на ступень выше других стандартов, установленных Минфином, Правительством и СРО аудиторов.

Порядок проведения, этапы и результаты аудита

Аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ. Он охватывает такие вопросы, как порядок проведения аудита бухгалтерской отчетности, требования к аудиторам и оформлению аудиторских заключений, кодекс профессиональной этики, членство в СРО, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, а также меры дисциплинарного воздействия на аудиторов за нарушения профессиональных стандартов. Положениям именно этого документа в первую очередь должны следовать аудиторы и аудируемые компании при проведении проверок бухгалтерской отчетности.

Обратите внимание!

С 1 января 2017 года аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Вместе с тем аудит бухгалтерской отчетности за 2016 год разрешено провести (завершить) в соответствии с ФСАД, утвержденными Правительством Российской Федерации и Минфином России, если договор с аудиторской организацией был подписан до 2017 года.

Сроки проводимых проверок могут быть различны в зависимости от того, проводится ли аудит в обязательном порядке или инициативном и является ли он сплошным или выборочным. Самый пик сезона проведения аудита приходится на февраль–март в силу того, что годовая бухгалтерская отчетность сдается в ФНС России в течение 90 дней после окончания отчетного периода. Сроки проведения инициативного аудита полностью зависят от желания аудируемого лица.

Что такое инициативный аудит

Аудит — это проверка экономической, хозяйственной и финансовой деятельности компании. Она может проводиться в обязательном порядке (в силу закона) или по решению собственников, руководства организации. Отчет или заключение независимых аудиторов может потребоваться при взаимодействии с государственными структурами, банками, страховыми компаниями, инвесторами.

Инициативный (добровольный) аудит можно заказать и провести в любой момент, по мере необходимости.
Цели добровольной аудиторской проверки могут заключаться:

  • в оценке правильности и достоверности ведения налогового и бухгалтерского учета;
  • в проверке информации по финансовой, налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • в выявлении нарушений и недостатков при ведении учета и составлении документов, устранении рисков при проверках надзорных органов;
  • в анализе текущего состояния бизнеса, принятия решений по всем направлениям деятельности.

Преимущества аудита для компании

Заказав независимый инициативный аудит, вы получите следующие преимущества:

  • получите беспристрастное, полной и объективное заключение по нужным вам направлениям (финансы, бухгалтерия, учет, отчетность, ведение первичных документов и т.д.);
  • сможете принимать стратегически правильные решения по управлению бизнесом и ведению деятельности;
  • примите меры по устранению ошибок и нарушений, восстановлению учета, оптимизации работы финансовых и бухгалтерских служб;
  • подготовите информацию об обязательствах, расходах, выручке и активах предприятия, кредиторской и дебиторской задолженности;
  • проведете оценку и учтете риски, которые могут возникать в финансовой и хозяйственной деятельности;
  • сможете заказать дополнительные услуги, которые нужны вашему бизнесу.

Принятие решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии

Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.

Ликвидационная комиссия может включать в себя директора, главного бухгалтера, юрисконсульта и других квалифицированных специалистов, но это может быть и один человек, называемый ликвидатором. Обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора) приводятся в статье 62 ГК РФ. К комиссии переходят все полномочия по управлению делами общества и представления его в суде, поэтому именно она (или ликвидатор) несет ответственность за все этапы ликвидации ООО.

Порядок аудита и новые нормы

1. Независимый аудит вправе проводить:

  • организации, у которых в штате есть аудиторы со стажем работы не менее 3 лет;
  • предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность также не менее 3 лет.

При этом компании/ИП должны нести обязательства за причинение вреда в связи с осуществлением аудита, то есть у них должен быть заключен договор страхования гражданской ответственности в связи с осуществлением профессиональной деятельности.

Перечень аудиторских организаций и аудиторов – ИП будет размещен на сайте Министерства финансов Республики Беларусь.

2. Привлечь стороннюю организацию для осуществления оценки можно, но только если ликвидация инициирована самим субъектом хозяйствования, а также в связи:

  • с истечением срока, на который создано это юридическое лицо, достижением цели, ради которой оно создано;
  • с нарушением коммерческой организацией порядка формирования уставного фонда, установленного законодательством;
  • с признанием судом, рассматривающим экономические дела, государственной регистрации юридического лица недействительной (далее – ликвидация по решению собственника).

3. Оказание аудиторских услуг должно быть закреплено соответствующим договором.

И заключить его нужно еще до того, как заявление о ликвидации будет подано в исполком. А при подаче заявления указать в нем сведения о данном договоре.

4. По результатам аудита должны быть составлены заключение и отчет. И согласно Постановлению №500 в отчете обязательно должна присутствовать информация о:

  • задолженности по налогам, сборам и другим платежам в бюджет;
  • не прекращённых обязательств перед таможенными органами;
  • о наличии сделок с субъектами, входящими в реестр организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
  • описание фактов нарушения законодательства;
  • и иные сведения, подлежащие независимой оценке.

Требования к отчету предусмотрены п. 6 Постановления №500. Однако стоит учитывать, что их перечень является открытым.

5. Аудиторское заключение и отчет необходимо предоставить в течение 20 рабочих дней с подачи заявления о ликвидации:

  • налоговой инспекции;
  • таможенному органу;
  • в «Белгосстрах» по месту регистрации.

Эта обязанность накладывает на аудитора ограничение по срокам оказания услуг и проведения проверки. К тому же, важно помнить, что аудиторская проверка и заключение должны быть даны по периоду, которые законодательно установлены для процесса ликвидации.

По общему правилу этот период составляет 3 календарных года, предшествующих году, когда принято решение о ликвидации, плюс уже истекший период в текущем году. В Постановлении № 500 прямо указано, что именно за такой период аудиторам придется проверять расчеты по страховым взносам. Но для проверки налоговых вопросов период пока не ограничен (ч.2. п.13 Указа Президента от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»).

Проверка уплаты взносов в ФСЗН аудиторами не предусмотрена.

6. По новым правилам сведения, которые налоговые, таможенные органы и Белгосстрах предоставляют в регистрирующий орган, могут быть основаны:

  • на той информации, которой данные органы уже располагают (например, данные мониторингов и камеральных проверок);
  • на аудиторском заключении, которое предоставляет ликвидируемый субъект;
  • на результатах проверки, проведенной этими органами самостоятельно.

Из этого следует, что собственная проверка госорганами может и не проводиться, но гарантии на это нет, даже если аудиторское заключение предоставлено положительное.

Кроме того, предусмотрен ряд случаев, когда проверки и вовсе не избежать. Так, проверка все равно придет, если:

  • имеющаяся, например, у налоговой информация не соответствует данным в аудиторском отчете;
  • если аудитор выявил у компании или ИП ряд нарушений, и они не были устранены за 30 рабочих дней с момента подачи заявления о ликвидации;
  • если у ликвидируемого субъекта были сделки с контрагентами, включенными в реестр организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере;
  • если аудитор, проводивший проверку, не соответствовал требованиям законодательства.

Ликвидация ООО без проверки

Проведение проверки компании, которая ликвидируется – это право, но не обязанность представителей налоговой службы. Поэтому, если у ФНС отсутствуют претензии к вашей фирме, проверки можно избежать.

Есть следующие варианты ликвидации ООО без общения с инспекторами:

  • Ликвидировать компанию с нулевым балансом;
  • Обратиться за помощью к юристу-посреднику или специализированной фирме;
  • Решить вопросы по долгам с дебиторами и кредиторами;
  • Закрыть все задолженности перед государством;
  • Продать компанию.

Также вам не стоит переживать по поводу проверки, если деятельность ваша компания не вела в течение трех лет.

При этом нужно соблюсти ряд условий:

  • Наемный персонал отсутствует;
  • Начисление и выплата зарплаты не осуществляется;
  • Операции по открытым банковским счетам не производятся.

Чтобы снизить риск налоговой проверки и минимизировать выявление налоговиками ошибок в учете можно в ходе ликвидации ООО самостоятельно провести аудит, который может быть как внешним, так и внутренним. Первый проводится независимыми аудиторами со стороны, второй – силами самого предприятия.

Собственная проверка при ликвидации ООО поможет заблаговременно выявить имеющиеся недочеты или непогашенные долги и быстренько все исправить, чтобы сдать «красивый» промежуточный баланс.

Хорошим подспорьем станет и факт своевременной и в полном объеме сдачи налоговой отчетности при камеральных проверках. Если эти проверки завершались без вопросов со стороны налоговиков, то вполне вероятно они не будут посещать ООО при его ликвидации.

  1. Обязательный. Аудит и анализ бух.отчетности с целью подтверждения ее достоверности. Регламентируется Законом от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» и выполняется ежегодно. При большом объеме операций возможно поэтапное проведение.
  2. Инициативный. Происходит проверка бухгалтерии, налоговых отчислений и прочих направлений деятельности по инициативе владельцев либо руководства компании. Может быть сплошным или выборочным по желанию заказчика.
  3. Специальный. Проводится для изучения налоговой отчетности, кадров, бизнес проектов, актуален при ликвидации предприятия. Инициируется руководством, предварительно составляется план с указанием основных направлений, масштаба работ.

Аудит при банкротстве предприятия

В основном аудиторов привлекают на добанкротной стадии, когда идут суды между кредиторами, рассказала Зайцева Елена Олеговна — член центрального совета некоммерческого партнерства «Российская Коллегия Аудиторов», председатель Совета Уральского территориального округа, директор компании «ПРЕМЬЕР-АУДИТ».

По ее мнению, стоимость услуг аудиторских фирм полностью окупаются эффектом, который может получить конкурсный управляющий. Основная цель аудита предприятия в рамках процедуры банкротства — увеличить конкурсную массу. Для этого аудиторы проводят экспертизу сделок с последующим возвратом активов, выявляют признаки фиктивного и преднамеренного банкротства, проводят экспертизу формирования кредиторской задолженности в предбанкротный период.

«За 18 лет аудиторской деятельности в моей практике не было ни одного случая, чтобы аудиторами не были выявлены факты преднамеренного банкротства» , — поделилась опытом Елена Зайцева.

Практически всегда обнаруживается вывод активов, мнимые сделки, поэтому в целях увеличения конкурсной массы рекомендуется использовать аудитора. Многие помнят резонансное дело Уралсевергаза. Создавались управляющие компании, которым отгружалась электроэнергия и тепло. Эти фирмы были созданы путем вывода денежных средств, все долги оставались у Уралсевергаза. Действительно, такое бывает нередко. При проведении экспертизы организаций, которые задолжали крупные суммы денег, может оказаться, что фирмы создавались не для оказания услуг населению, а для вывода активов.

В настоящее время в России более 1/3 всех отечественных предприятий, не сумевших приспособиться к рыночным отношениям, оказалась в тяжелом экономическом положении. Проблема неплатежеспособности, несостоятельности и банкротства должника, не исполняющего свои обязательства, – одна из наиболее актуальных проблем рыночной экономики.

Банкротство предприятий является следствием неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики, но массовое банкротство предприятий может вызвать серьезные негативные социальные последствия.

Причиной банкротства российских предприятий в период общего кризиса являются слишком неблагоприятные макроэкономические условия: спад производства, резкие, трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства, гиперинфляция, политическая нестабильность, разбалансированность финансового рынка.

Рано или поздно, по вине плохой конъюнктуры рынка или кризиса ресурсов, неэффективного управления, банкротство может случиться с любым предприятием. Более глубокие причины следует искать в невозможности предвидеть состояние рынка в перспективе. Рынок требует от предпринимателя гибкости и приспособления. Слабость механизма адаптации предприятия к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды лежит в основе возможности банкротства. Рыночная экономика и банкротство тесно связаны между собой. Без процедуры банкротства экономика становится неэластичной, так как переход финансовых, трудовых и материальных ресурсов от неэффективно к успешно работающим предприятиям становится невозможен.

Основной целью данной курсовой работы является анализ процедур банкротства предприятий и обзор российского законодательства о банкротстве. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи :

      Раскрыть сущность понятия банкротства, определить виды, указать основные причины банкротства предприятий;

      Сделать обзор российского законодательства о банкротстве;

      Описать особенности проведения процедур банкротства.

Предметом курсовой работы является совокупность теоретико-методологических и организационно-методических вопросов, связанных с организацией аудиторской проверки на предприятиях, в отношении которых арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве.

В качестве объекта курсовой работы выступают несостоятельные коммерческие организации, в отношении которых применялись различные процедуры банкротства, предусмотренные законодательством РФ.

Важно! Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление в конкретной компании проблем, связанных с кассовыми операциями, движением денег и ведением бухгалтерии.

Задачей аудита является проверка всех документов и хозяйственных операций компании, регламентируемых законодательством РФ. Данная процедура должна проводиться по Федеральным стандартам аудита, которые содержат требования, указания, положения к данной процедуре, а также примеры из практики.

Порядок ведения кассовых операций регламентируется законом №54-ЗФ. Кроме того, при проведении аудита следует обращать внимание на следующие нормативные акты:

  1. Методические указания по инвентаризации и финансовых обязательств;
  2. Указания Банка РФ «Об осуществлении наличных расчетов»;
  3. Постановление Госкомстата №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету кассовых операций, по учету инвентаризации».

Как проводится аудит бухгалтерской отчетности? Он проводится в три этапа:

  1. Планирование. В аудиторскую фирму приходит приглашение от предприятия о проведении проверки. Специалист знакомится с организацией и изучает информацию о ее деятельности. Учитываются отраслевые и региональные особенности, оцениваются системы автоматизации учета и финансового контроля, осуществляемые на предприятии. Затем составляется план проверки и договор, в котором подробно обозначены права и обязанности сторон. Аудиторская проверка будет осуществляться только после подписания документа.
  2. Проверка документации. Изучается бухгалтерская отчетность на выявление искаженных сведений. На этом этапе применяются следующие аудиторские процедуры: сбор данных, подтверждение сведений и их анализ. В свое работе аудитор проводит осмотр, пересчет имущества. Для подтверждения найденных ошибок проводится опрос сотрудников, проверка документации. Проверяющий сравнивает отдельные показатели бухгалтерской отчетности, для определения ее достоверности.
  3. Заключение аудита. По завершению проверки аудитор предоставляет руководству компании письменное аудиторское заключение. Если все в порядке, оно будет безоговорочно положительным или с оговорками. При выявлении серьезных нарушений, заключение будет отрицательным. Если было предоставлено мало информации для проверки и анализа, аудитор может отказаться в выражении своего мнения.

В ходе проверки изучаются следующие документы:

  • Налоговые декларации. Они проверяются на соответствие утвержденным формам и наличие необходимых реквизитов и подписей. Также изучаются сроки сдачи деклараций в налоговый орган.
  • Бухгалтерские документы по движению денежных средств. Они должны подтверждаться подписью главного бухгалтера, в противном случае не принимаются к учету. Вся информация, находящаяся в учетных регистрах, должна быть подкреплена первичной документацией.
  • Отчетность. Для ее составления должны использоваться только типовые формы, установленные на законодательном уровне.
  • Пояснительные записки к отчетности.
  • Инвентаризационные ведомости. Реальные активы и обязательства организации должны соответствовать тем, которые были указаны по результатам инвентаризации.

Их классифицируют по нескольким видам:

  • По категориям:
    • независимый, при этом анализ отчётности осуществляется сторонней специальной организацией на договорной основе;
    • государственный, то есть проверка проводится по заказу официальных служб;
    • внутренний, при этом создаётся специальная система контроля правильности ведения учёта.
  • В зависимости от профиля деятельности:
    • общий;
    • банковский;
    • страховой;
    • внебюджетных фондов и другие.
  • По характеру заказа:
    • обязательный, то есть проводимый в некоторых организациях ежегодно в соответствии с законодательством РФ;
    • добровольный, осуществляемый предприятием на основании решения руководства, при этом объём и сроки определяются самостоятельно.

Что проверяют в ходе аудита?

Что проверяет аудит? В ходе ревизии проводится инвентаризации материальных активов, оценка правильности ведения расчетов и перечисления налоговых выплат и взносов во внебюджетные фонды. Сопоставляются данные о состоянии счетов, поданные в налоговую инспекцию, информация о расчетах с поставщиками в сравнении со сведениями, полученными от контрагентов. Оценивается, грамотно ли ведутся налоговая и бухгалтерская отчетности и не нарушает ли предприятие в ходе деятельности нормы гражданского, трудового и налогового законодательства.

Если речь идет об инициативном аудите, приглашенная компания проверяет только те участки, которые были прописаны в договоре. К примеру, проверка может быть посвящена ведению кассовых операций, расчету с покупателями, обороту основных средств и т. п. При этом аудитор оценивает документы, которые касаются указанных моментов, и выражает заключение по конкретному фронту работ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *