Изменения статьи 5.27.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения статьи 5.27.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.

Первичным звеном в процедуре привлечения к админответственности является составление протокола об административном правонарушении.

Основанием для возбуждения административного производства является выявление должностным лицом ИФНС фактов нарушения налогового законодательства. По результатам проверки сотрудник ИФНС, усмотревший в деяниях конкретного лица состав административного правонарушения, составляет соответствующий протокол.

Право рассматривать подобные протоколы закон делегирует многим государственным органам. Так, в силу положений главы 23 КоАП РФ:

  • территориальные органы ФНС возбуждают и рассматривают административные деликты, предусмотренные ст.ст. 14.5. 14.13, 15.1, 15.27, 19.7.6 КоАП РФ, относящиеся к категории правоотношений, напрямую связанных с полномочиями ФНС;
  • судьи рассматривают административные протоколы, составленные ИФНС и связанные с нарушением налогового законодательства по ст.ст.15.4–15.8, 15.11, 15.15.6 .

Поскольку любой вид ответственности персонифицирован, то при нарушениях, допущенных юридическим лицом в сфере налогового законодательства, административное наказание накладывается на должностных лиц предприятия, организации или субъекта предпринимательской деятельности.

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда.

  1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1000-5000 рублей, на юридических лиц — 30000-50000 рублей.
  2. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10000-20000 рублей, на юридических лиц — от 50000-70000 рублей.
  3. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации влечет наложение административного штрафа 1000-5000 рублей, на юридических лиц — 30000-50000 рублей.

Фактическое допущение к работе

По ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ работодателям грозит ответственность за фактическое допущение к работе человека неуполномоченным на это работодателем лицом, если работодатель (или его уполномоченный представитель) не заключает с допущенным к работе лицом трудовой договор.

Само по себе фактическое допущение лица к работе не является административным правонарушением, если работодатель выполнил следующие условия:

1. Надлежащим образом оформил допуск сотрудника к работе. Поскольку фактическое допущение к работе – это начало трудовой деятельности, то оно должно быть соответствующим образом оформлено. Порядок такого оформления законодательством не регламентирован. В идеальном варианте следует прописать его в ЛНА. Если же это «разовая акция», то можно поступить следующим образом. Сотрудник (неуполномоченный на допуск работника, но который просит допустить к работе нового человека) пишет руководству или уполномоченному на это работодателем лицу служебную записку. Желательно сделать это заранее, чтобы получить одобрение от руководства (или иного уполномоченного лица). В записке во избежание спорных ситуаций рекомендуется прописать обговоренный характер работы и заработную плату (Пример 1). При согласии уполномоченного принимать решение о трудоустройстве должностного лица целесообразно также оформить такое согласие соответствующей резолюцией на служебной записке. Она послужит основанием для подготовки кадровиком приказа (или распоряжения) о допуске к работе.

Охрана труда: что входит в систему

Система состоит из спектра мероприятий, среди которых можно выделить основные группы: правовую, организационно-техническую, социально-экономическую и другие. Огромную роль играют меры по лечению, реабилитации после полученных на производстве травм — всё это должно быть организовано в полном соответствии с законодательной базой.

В каждой из групп собраны все необходимые мероприятия и действия, нацеленные на создание и поддержание безопасных условий труда, а также и на ликвидацию последствий нарушений (травм, болезней и так далее).

Помимо сохранения здоровья и жизни, само понятие охраны труда включает разного рода компенсации, выплаты, гарантии и многое другое.

Административная ответственность по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ

Квалификация правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ

Частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ закреплена ответственность за уклонение от оформления трудового договора; ненадлежащее оформление трудового договора; заключение в нарушение требований части второй статьи 15 ТК РФ гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Что считается уклонением работодателя от оформления трудового договора? Обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений с работником (заключение в письменной форме трудового договора) по смыслу части первой статьи 67 ТК РФ возлагается на работодателя. Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, но при этом работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть третья статьи 16, часть вторая статьи 67 ТК РФ). Невыполнение данной обязанности в названный срок свидетельствует об уклонении работодателя от оформления трудового договора.

Под ненадлежащим оформлением трудового договора для целей применения части 4 статьи 5.27 КоАП РФ следует понимать отсутствие в данном договоре тех сведений и (или) условий, которые предусмотрены частями первой и второй статьи 57 ТК РФ, а также включение в трудовой договор условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая статьи 9 ТК РФ).

При этом невключение в трудовой договор условий реализации трудовых прав и обязанностей, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (например, конкретной даты выплаты заработной платы), не образует объективную сторону состава указанного административного правонарушения, поскольку у работодателя отсутствует предусмотренная законом обязанность закреплять соответствующие положения в трудовом договоре (п. 10 Постановления).

Что может являться доказательствами по делам о правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ

Доказательствами по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ, являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается факт наличия между работником и работодателем трудовых отношений, а именно личного выполнения работником за плату трудовой функции, в том числе дистанционно, в интересах, под управлением и контролем работодателя, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, включая постоянный характер сложившихся отношений (статьи 15, 56 ТК РФ, статья 26.2 КоАП РФ).

Административная ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ

Ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение сроков выплаты зарплаты

Трудовым кодексом РФ установлены сроки выплаты заработной платы работнику (статья 136). Нарушение названных сроков выплаты заработной платы в полном объеме, в том числе в неденежной форме, влечет привлечение виновного лица к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ.

Данная норма также предусматривает административную ответственность за нарушение сроков выплат иных сумм, причитающихся работнику, в том числе компенсации за задержку указанных выплат (пункт 2 части первой статьи 136, часть первая статьи 142, статья 236 ТК РФ).

Ответственность по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ в случае, если трудовой договор не заключался

При этом необходимо иметь в виду, что административная ответственность по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ наступает в том числе в случаях невыплаты заработной платы и иных выплат работникам, с которыми трудовой договор не заключался либо не был надлежащим образом оформлен, но они приступили к выполнению трудовой функции с ведома и по поручению работодателя либо его уполномоченного представителя (часть третья статьи 16 ТК РФ).

Кроме того, при фактическом допущении физического лица к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, когда работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан произвести оплату такому физическому лицу за фактически отработанное им время (выполненную работу) (часть первая статьи 67.1 ТК РФ). Невыполнение данной обязанности также может быть квалифицировано по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ.

Выплата зарплаты в безналичной форме в день увольнения. При прекращении трудового договора с работником, выплата заработной платы и иных сумм которому в соответствии с положениями трудового или коллективного договора производилась в безналичной денежной форме путем перечисления денежных средств на его текущий счет в кредитной организации, окончательный расчет и перечисление всех сумм, причитающихся работнику, должны быть произведены работодателем в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (часть третья статьи 136, статья 140 ТК РФ).

Для решения вопроса о привлечении к административной ответственности работодатель считается исполнившим данную обязанность в день передачи им в банк платежного поручения о перечислении работнику причитающихся сумм при условии наличия на расчетном счете работодателя денежных средств в необходимом размере. При этом дата фактического зачисления денежных средств на текущий счет работника значения для квалификации совершенных действий (бездействия) по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ не имеет (п. 14 Постановления).

При каких условиях частичная невыплата зарплаты влечет уголовную ответственность по ст. 145.1 УК РФ?

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ следует также учитывать, что квалификации в качестве административного правонарушения не подлежат частичная невыплата (в размере менее половины подлежащей выплате суммы) свыше трех месяцев либо полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, иных установленных законом выплат работникам, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем (физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации), поскольку такие действия (бездействие) содержат признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренного статьей 145.1 Уголовного кодекса РФ.

В случае установления указанных обстоятельств при рассмотрении дела об административном правонарушении данное дело подлежит прекращению с передачей материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (пункт 3 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ, подпункт «а» пункта 1 части 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ). (п. 15 Постановления).

Воспрепятствование осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата

Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть вторая статьи 9 ТК РФ).

С учетом этого подлежащее квалификации по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ воспрепятствование осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата (часть третья статьи 136 ТК РФ), имеет место в том числе в случае, когда работодатель отказывает работнику в замене кредитной организации на основании положений коллективного договора, предусматривающих выплату заработной платы исключительно через конкретную кредитную организацию (см. п. 16 Постановления).

Несвоевременная выплата работнику зарплаты не является длящимся правонарушением

Административное правонарушение, выражающееся в несвоевременной выплате работнику заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, не является длящимся; срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение начинает исчисляться со дня, следующего за днем, когда должна быть исполнена соответствующая обязанность (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ).

Дисциплинарная и материальная ответственность

Меры дисциплинарной и материальной ответственности характеризуются одной важной особенностью: при необходимости они могут быть применены как в отношении сотрудников, так и в отношении работодателей.

Дисциплинарная ответственность в большинстве случаев применяется в отношении сотрудников, которые нарушили установленные правила внутреннего распорядка. Решение о назначении той или иной меры принимается руководителем организации либо иными уполномоченными лицами. Законодательные нормы устанавливают только три санкции дисциплинарной ответственности, а именно – замечание, выговор и увольнение. Последний вид наказания, как правило, применяется работодателем только в исключительных ситуациях.

Что же касается должностных лиц, в их отношении разнообразие мер дисциплинарной ответственности может быть расширено. Например, при совершении тех или иных нарушений должностное лицо может быть принудительно отстранено от исполнения своих профессиональных обязанностей на конкретный временной период.

Если говорить о материальной ответственности, следует отметить, что, в случае ее наступления, в отношении сотрудника будут установлены обязательства по компенсации причиненного работодателю ущерба. Размер этой компенсации должен быть равен размеру зафиксированного вреда.

Сама процедура установления материальной ответственности требует от работодателя соблюдения всех действующих норм. Кроме того, особое внимание ему необходимо будет обратить на следующие нюансы:

  1. Сотрудник может быть привлечен к материальной ответственности только в случае выполнения работодателем условий, которые были зафиксированы в официальном порядке. Перечень таких условий представлен в положениях трудового законодательства, а именно – в статье 233 ТК РФ.
  2. Что касается установления непосредственной суммы компенсации, здесь необходимо помнить, что действующими нормами были разработаны максимальные, а также минимальные значения для сохранения интересов не только работодателя, но и самого сотрудника.
  3. И, наконец, отдельно следует упомянуть о документальном оформлении материальной ответственности. Для установления официальных обязательств по предоставлению компенсации у директора на руках должны иметься все необходимые доказательства факта вины конкретного служащего. В случае отсутствия таких доказательств, сотрудник сможет легко оспорить примененные к нему санкции.

Уголовная ответственность в отношении работников

Применение уголовной ответственности к физическим лицам можно встретить и в современных трудовых отношениях. Рассмотрение подобных дел всегда осуществляется в судебном порядке, по предварительному исковому заявлению заинтересованного лица.

Если говорить о наиболее распространенных трудовых нарушениях, за которые может быть установлена уголовная ответственность, к таковым можно отнести следующие:

  1. Нарушение установленных требований в сфере охраны труда. Данное нарушение может заключаться в самых различных неправомерных действиях со стороны работодателя. Например, руководитель организации проигнорировал собственные обязательства относительно регулярного предоставления работникам средств индивидуальной защиты и т.д.
  2. Выдача руководителем организации необоснованного отказа в приеме соискателя на свободную вакансию. В соответствии с установленными правилами отказ в трудоустройстве со стороны работодателя всегда должен быть обусловлен важными обстоятельствами, например, отсутствием у соискателя необходимого образования, опыта работы и т.д. В противном случае отрицательное решение руководителя организации можно будет легко оспорить.
  3. Нарушения со стороны работодателя в сфере денежных отношений. Одним из наиболее распространенных вариантов подобных нарушений, безусловно, можно назвать задержку заработной платы. Следует отметить, что даже несколько дней такой задержки будет являться серьезным нарушением со стороны руководства компании. Это, в свою очередь, станет полноценным основанием для последующего предъявления сотрудниками официальных претензий.
  4. Иные преступления работодателя, которые нарушают законные права служащих, гарантированные им действующими законодательными нормами.

Комментарий к статье 419 ТК РФ

Комментируемая статья содержит отсылочную норму о привлечении к ответственности за нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

В данной статье предусматривается пять видов ответственности: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая (имущественная), административная и уголовная.

В зависимости от характера правонарушений в сфере труда, их мотивов, способов совершения, степени тяжести, последствий и т.д. наступает один из предусмотренных видов ответственности.

Дисциплинарная ответственность работников наступает за нарушение трудовой дисциплины, т.е. за совершение дисциплинарного проступка. Понятие дисциплинарного проступка и перечень дисциплинарных взысканий закреплены в ст. 192 ТК.

Общим основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей (ст. 192 ТК). Помимо этого, в ряде статей ТК специально говорится о дисциплинарной ответственности за те или иные дисциплинарные проступки (ст. ст. 90, 357, 409, 416, 417 ТК).

В соответствии со ст. 362 ТК при виновном нарушении руководителями и иными должностными лицами организаций, а также работодателями — физическими лицами трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективных договоров, соглашений, указанные лица привлекаются к ответственности, в том числе дисциплинарной, по правилам, установленным ст. ст. 192 — 195 ТК.

Материальная ответственность в трудовом праве также является одним из видов юридической ответственности. Трудовое законодательство предусматривает взаимные обязательства сторон трудового договора (работодателя и работника) возместить ущерб, причиненный другой стороне. Особенностью и отличием имущественной ответственности по трудовому законодательству от гражданско-правовой ответственности является то, что ни работник, ни работодатель не обязаны возмещать упущенную выгоду. Возмещению подлежит только прямой реальный ущерб, т.е. расходы, которые необходимы для восстановления (или приобретения утраченного) имущества.

Материальная ответственность руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера имеет некоторые особенности. Руководитель организации на основании ч. 1 ст. 277 ТК несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации его виновными противоправными действиями. Кроме того, руководитель организации возмещает организации убытки, возникшие в результате его виновных действий, но лишь в случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, например, Федеральным законом «Об акционерных обществах» установлена ответственность перед обществом единоличного исполнительного органа акционерного общества (директора, генерального директора) за убытки, причиненные обществу его виновными действиями (бездействием) (ст. 71).

Согласно ст. 243 ТК материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может применяться к заместителям руководителя организации, главным бухгалтерам, если условие о полной материальной ответственности включено в заключаемые с ними трудовые договоры.

Гражданско-правовая ответственность в виде обязательства по компенсации вреда возникает, если в результате нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вред был причинен лицу (лицом), не являющемуся (не являющимся) стороной трудовых отношений, по нормам гражданского законодательства. Так, например, в соответствии со ст. 417 ТК орган, объявивший забастовку и не прекративший ее после признания ее незаконной, обязан компенсировать вред, причиненный этой забастовкой, на основе норм гражданского законодательства.

Вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний и не возмещенный в полном объеме по социальному страхованию, влечет ответственность работодателя по нормам гражданского права. Работодатель должен возместить разницу между страховым возмещением и фактическим ущербом.

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, может применяться в случаях, указанных в КоАП.

Административная ответственность руководителя, иных должностных лиц организации состоит в применении к указанным лицам мер (видов) административных взысканий за административные правонарушения, что выражается в наложении штрафа на указанных лиц. В гл. 5 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» предусмотрены составы административных правонарушений, совершаемых должностными лицами, включая сферу труда.

Под должностным лицом согласно ст. 2.4 КоАП понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП).

Другой вид административного наказания — дисквалификация на срок от одного года до трех лет — применяется в отношении должностного лица за нарушение законодательства о труде и об охране труда, если указанное лицо ранее уже подвергалось административному наказанию за аналогичное правонарушение (ч. 2 ст. 5.27 КоАП).

В соответствии с ч. 1 ст. 3.11 КоАП наказание в виде дисквалификации назначается судьей. Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к лицам, занимающимся частной практикой (ч. 3 ст. 3.11 КоАП).

Административная ответственность установлена для работодателя или лица, его представляющего, за следующие административные правонарушения в сфере труда: за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение срока их заключения (ст. 5.28 КоАП); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП). За указанные правонарушения может быть наложен административный штраф в размере от 1000 до 3000 руб.

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.30 КоАП).

За нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению налагается штраф в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.31 КоАП).

Учёт рабочего времени

Трудовая инспекция следит, как компании учитывают рабочее время сотрудников (ст. ТК РФ). Получить штраф рискуют и те, кто вообще не ведёт такой учёт (решение Пермского краевого суда от 04.09.2019 по делу № 7-1856/2019/21-1065/2019), и те, кто организовал его неправильно или ведёт не по установленным формам.

Так, компанию из Читы и ее руководителя (решения Забайкальского краевого суда от 04.02.2019 по делу № 7-21-46/2019 и по делу № 7-21-44/2019) оштрафовали из-за того, что форма табеля учета рабочего времени не соответствовала официальной (Постановление Госкомстата от 05.01.2004 № 1). А столичную компанию наказали за то, что данные о фактическом времени водителя не указывались в его путевых листах (решение Московского городского суда от 18.07.2019 № 7-7127/2019, 7-7207/2019, 7-7210/2019, 7-7126/2019, 7-7154/2019).

Ведите табель и рассчитывайте зарплату в одном окне

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ ТРУДОВОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Итак, проверка закончена и в результате выявлены нарушения трудового законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.

Ответственность за нарушение законодательства о труде установлена ст.5.27 КоАП РФ.

Согласно п.1 ст.5.27 КоАП РФ, нарушение трудового законодательства влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей;
  • на предпринимателей – от 1000 до 5000 рублей;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 рублей.

Обратите внимание!

С 1 января 2015 г введена специальная ответственность за:

  • фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказываются признать возникновение трудовых отношений. За это правонарушение должностному лицу грозит штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей (п.2 ст.5.27 КоАП РФ);
  • уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Это правонарушение предусматривает штраф для должностных лиц в размере от 10 ООО до 20 ООО рублей, для предпринимателей – от 5000 до 10 000 рублей, для организаций – от 50 000 до 100 000 рублей.

Нарушение трудового законодательства должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Для организаций в такой ситуации размер штрафа увеличивается в два раза.

С 1 января 2015 г. также введена в действие специальная статья 5.27.1 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение требований охраны труда.

Так, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет:

  • для должностных лиц штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей или предупреждение:
  • для предпринимателей штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей;
  • для организаций штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей (п.2 ст.5.27 1 КоАП РФ).

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Другой комментарий к статье 5.27 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. По смыслу ст. 5 Трудового кодекса РФ законодательство об охране труда является составной частью трудового законодательства. Применительно к ч. 1 комментируемой статьи следует учитывать, что ст. 5 Трудового кодекса РФ различает понятия «трудовое законодательство» и «иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права».

В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ к трудовому законодательству (включая законодательство об охране труда) относятся наряду с указанным Кодексом Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, которыми осуществляется регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Согласно Трудовому кодексу РФ к трудовому законодательству относятся только акты, принимаемые федеральными государственными органами, а также указы Президента РФ.

К иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, относятся наряду с законами субъектов Федерации также и акты негосударственных органов, в частности акты муниципальных органов.

К иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, относятся, в частности, и нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств, акты органов местного самоуправления, а также локальные нормативные акты, принимаемые работодателем в соответствии со ст. 8 Трудового кодекса РФ.

Таким образом, по смыслу Трудового кодекса РФ принадлежность иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к трудовому законодательству, во всяком случае, оспорима: в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ ведомственные акты, а также иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, уступают по своей юридической силе актам, относимым к трудовому законодательству, и не могут ему противоречить. При истолковании понятия законодательства о труде и об охране труда в соответствии с комментируемой статьей следует принимать во внимание особенности корреляции нормативных правовых актов, относимых к трудовому законодательству в соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ (см. ч. 2 — 8 указанной статьи Трудового кодекса РФ).

2. При корреляции предписаний Трудового кодекса РФ и Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» следует учитывать, что согласно ст. 423 Трудового кодекса РФ действующее на территории РФ трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, впредь до их приведения в соответствие с Трудовым кодексом РФ применяются лишь в части, ему не противоречащей.

Несоблюдение, ненадлежащее соблюдение законодательства о труде и законодательства об охране труда влечет применение мер дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Рассматриваемые административные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Квалификация вины и общественно опасных последствий деяния имеет значимость при разграничении проступков и преступлений: так, нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, квалифицируется как преступление (ч. 1 ст. 143 УК).

3. Порядок распределения средств от штрафов, взыскиваемых на территории субъекта Федерации за нарушение законодательства РФ о труде и законодательства об охране труда в соответствии с данной статьей и зачисляемых на текущий счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной деятельности, открытый государственной инспекцией труда, определен Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2000 г. N 507. Данным Постановлением предусмотрено целевое использование указанных средств, предназначенных на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, проводимых в соответствии с федеральными, отраслевыми, территориальными целевыми программами улучшения условий и охраны труда.

4. О дисквалификации как виде административного наказания см. комментарий к ст. 3.11.

5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи, а также ст. 5.28 — 5.34, 5.44 КоАП, отнесено к ведению Федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда (см. комментарий к ст. 23.12).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, рассматриваются мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1, абз. 2 ч. 3 и абз. 4 ч. 3 указанной статьи). Согласно п. 6 ч. 1 ст. 23 ГПК мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров.

Что смягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, могут признать смягчающими следующие обстоятельства / ст. 4.2 КОАП РФ:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
  • оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
  • Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.

За невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, либо за установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, штраф составит (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, норма введена Федеральным законом от 3 июля 2021 г. № 272-ФЗ и действует с 3 октября 2021 г.):

  • для фирм – от 30 000 до 50 000 рублей;
  • для должностных лиц фирмы – от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для предпринимателей – от 1000 до 5000 рублей.

За повторное аналогичное нарушение штраф будет значительно больше:

  • для фирм – от 50 000 до 100 000 рублей;
  • для должностных лиц фирмы – от 20 000 до 30 000 рублей (или дисквалификация на срок от одного года до трех лет);
  • для предпринимателей – от 10 000 до 30 000 рублей.

Распространенные нарушения

Все виды ответственности за нарушение трудового законодательства, следует разделить на две базовые категории.

Ответственность со стороны работодателя. В эту категорию следует отнести такие самые распространённые нарушения:

  • отсутствие штатного расписания в компании;
  • работодатель не заключает с работниками письменных трудовых договоров;
  • устанавливаются должностные оклады, которые ниже МРОТ;
  • заработная плата сотрудникам выплачивается несвоевременно;
  • учет рабочего времени ведется неверно, не оплачиваются часы сверхурочной работы;
  • в компании не выдерживаются минимальные условия безопасного труда;
  • нарушаются условия коллективного договора;
  • администрация не предоставляет своим сотрудникам заработанные оплачиваемые отпуска длительный период (два года и более).

Административная ответственность

Если в процессе законных проверок компаний компетентными государственными структурами обнаруживаются нарушения трудового законодательства, виновные лица (юридические лица, руководители и непосредственные исполнители), могут привлекаться к административной ответственности. Среди разновидностей административной ответственности выделяют:

  1. Предупреждение. Всегда выносится в письменной форме в случаях обнаружения несущественных нарушений трудового законодательства, не влияющих на финансовые потери компании, либо государства.
  2. Штраф. Является воспитательной мерой по отношению к виновному лицу. Оплата штрафа является обязательной. В случае повторения нарушений, относительно лица, привлекавшегося к административной ответственности, могут применяться более суровые меры административного воздействия, либо уголовная ответственность.
  3. Приостановка деятельности компании. Применяется на предприятиях, где обнаружено множество нарушений. Остановка деятельности необходима для устранения всех недочетов. Допущенные из-за простоя убытки не компенсируются.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *