Штраф за езду по обочине в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за езду по обочине в 2023 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Согласно отечественному законодательству, обочина является элементом дороги, граничащим с проезжей частью и дистанцирующимся от нее специальной разметкой либо отличающимся своим покрытием: щебневым, гравиевым, травяным или песочным. Как правило, полоса движения и обочина находятся на одном уровне: именно этим обстоятельством и пользуются нерадивые водители, используя ее, как участок трассы.

Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?

В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Определение и назначение обочины

Помимо экстренной остановки, никаких иных действий проезжающие автомобили совершать на ней не имеют права!

Причин такого запрета несколько, но главными из них являются следующие:

  • Во-первых, въезд машины на обочину угрожает пешеходному и велосипедному движению;
  • Во-вторых, совершив запретный манёвр, водитель должен попытаться затем вернуть автомашину обратно на проезжую часть, что чревато появлением дополнительных пробок и даже возникновением аварийной ситуации.

Можно ли объезжать пробку по обочине?

В 2021 году объезд пробки по обочине категорически запрещен. Он карается по статье 12.15 КоАП РФ. За езду по правой обочине на гражданина может быть наложен штраф в размере до 1500 руб. Если езда осуществлялась по левой стороне дороги, действие приравнивают к перемещению по встречной полосе. Если произошло пересечение сплошной, гражданина могут лишить водительских прав на срок до 6 месяцев или вменить штраф в размере до 5000 руб, если происшествие зафиксировано камерами. Повторное нарушение влечет за собой изъятие удостоверения на один год.

Пробка не считается препятствием. Поэтому ее объезд по обочине недопустим. Съезжая с дороги, гражданин препятствует движению транспортных средств, имеющих право перемещаться в этой зоне, а также создает опасность для пешеходов.

В больших городах Российской Федерации возникновение пробок на дороге является насущной проблемой. Часто пробки из автомобилей происходят во время, когда граждане едут на работу или возвращаются вечером домой. Все спешат, торопятся, опаздывают, в связи с чем нарушают установленные на законодательном уровне правила дорожного движения. По закону, объезжать автомобильные пробки по обочине или тротуару запрещено, за подобное деяние грозит наказание. Какое именно последует наказание будет указано далее.

В Кодексе об админправонарушениях данный аспект рассматривается в отдельной статье, предусматривающей наказания в следующих случаях: выезд на обочину; встречный разъезд; препятствование передвижению организованной колонны транспорта или пешеходов. За все эти нарушения предусмотрен штраф 500 рублей (КоАП 12.15 часть первая).

Пунктом 1.2 Правил обочина определяется как дорожный сегмент, примыкающий к проезжей части. Обочина находится на одном уровне с проезжей частью и может отличаться способом покрытия или быть выделенной специальной дорожной разметкой. Она может быть местом движения пешеходов, велосипедистов, а также в случаях, определенных правилами – автомобилей, мотоциклов и мопедов.

Если я перекрываю обочину, чтобы другие не ехали, мне тоже грозит штраф?

Увы, но да! Как мы отметили в начале статьи, тот факт, что вы по сути предотвращаете нарушения ПДД других водителей, сами при этом съезжая на обочину, чтобы перекрыть проезд, не делает вас законопослушным гражданином.

За движение по обочине (а не конкретно за то, что вы мешаете проезду других нарушителей по ней) в любом случае водителю грозит штраф 1 500 рублей, вне зависимости от того, в каких целях вы это совершаете.

Но здесь нужно понимать, что редкие сотрудники ГИБДД в этом случае не увидят главного – того, что вы не сами пытались объехать пробку, а ехали со скоростью её среднего движения, перекрывая путь обочечникам. И ещё более редкий инспектор оштрафует вас за это (хотя формально и обязан).

Чем вызваны новые штрафы ГИБДД с 2022 года?

Не будем лукавить – задача всех подобных нововведений вовсе не «угнетение несчастных водителей», а повышение безопасности на дорогах. Русский человек, не немец из анекдота, который будет стоять перед красным сигналом светофора глубокой ночью на пустынной дороге.

У нас другой взгляд на вещи – российские водители охотно нарушают правила, если их соблюдение требует «наступить на горло собственной песне». Особенно, когда поблизости не наблюдается сотрудника ГИБДД.

Между тем ДТП в России случается много и часто. Страдают и гибнут люди, в том числе и «правые», и «виноватые». О материальных потерях и говорить нечего. Да и корректное взаимовежливое поведение водителей на дороге пока еще является редкостью.

Проблема обочечников в России, на самом деле, гораздо глубже, сходятся во мнении эксперты. Одним увеличением штрафа здесь не поможешь. «Штрафа в размере 1500 рублей вполне достаточно, чтобы пресекать нарушения, это не минимальный штраф, просто никто этим не занимается», — говорит Максим Едрышов. Он добавляет, что санкции в размере даже 5-10 тысяч не остановят нарушителей.

Руководитель проекта «Карта убитых дорог» Александр Васильев придерживается той же точки зрения. Он добавляет, что вместо широкой обочины можно было бы организовать еще одну полосу, главное, не перед сужением дороги, иначе это усугубит ситуацию с пробками. Поэтому для начала надо решить хотя бы частично проблему заторов. Если взять за пример то же сужение дороги, где из двух полос делают одну, то знак надо ставить не за 300 метров, а хотя бы за километр, чтобы водители успели перестроиться. Для этого необходимо ограничить скорость, уменьшить дистанцию, и таким образом сохранить движение на дороге. В России же пробки часто возникают как раз из-за нехватки времени для перестроения. В итоге водители пытаются в последний момент «влезть» на оставшуюся полосу и создают помехи.

А какие штрафы для «обочечников» на МКАД в 2022 году

Здесь нужно учитывать, что именно на МКАД такой отрезок дороги обозначен не просто другим видом покрытия и даже не прерывистой полосой, а сплошной, и переезжать её категорически нельзя, для проезда этот участок дороги не предназначен. Штраф за езду по обочине на МКАД достигает 1500 рублей и равняется той же сумме, что и штраф на обочинах других трасс.

На МКАД обочина предназначена для тех же целей, что и на других дорогах — для пешеходов, велосипедистов, кратковременной остановки транспорта, но так как именно на этой транспортной артерии чаще всего бывают заторы, желающих проехать по обочине очень много. Потому в 2022 году на кольцевой установили несколько сотен камер и штрафы за проезд по обочине выписывают очень активно.

Ответственность за нарушение

Несмотря на все риски передвижения по краю дорожного полотна, штраф за это правонарушение сравнительно мал – в соответствии со статьей 12.15, п.1 КоАП РФ он составляет всего 1500 рублей. К тому же на отдаленных от города участках это никто не контролирует, поэтому данное нарушение настолько распространено. Более того, нарушение правила происходит даже при совершении парковки или обратном выезде на полосу. Этим часто пользуются инспекторы ГИБДД, чтобы выписать штраф. Ведь в идеале выезд на проезжую часть дороги должен быть моментальным – только тогда вы не нарушите правила, а это физически невозможно.

Сравнительно незначительная сумма штрафа объясняется легкостью его получения. В свою очередь, простота наложения взыскания объясняется стремлением уменьшить количество случаев выезда на обочину. А все потому, что таким образом часто провоцируются разного рода ДТП. Приведем несколько примеров:

  • Неправильный обгон справа может привести к аварии по причине того, что вас могут не заметить и другой водитель не ожидает помехи справа.
  • Из-за неоднородности дорожного покрытия машину может занести или развернуть. Вследствие потери контроля над авто можно вылететь за пределы дороги (в кювет) или на встречную полосу. И то и другое, скорее всего, приведет к столкновению.
  • От езды по краю дороги поднимается пыль, из-под колес могут вылетать камешки, тем самым создавая помехи другим водителям.
  • Реалии таковы, что на обочине может быть и яма, и большие камни, и даже поваленные деревья, не говоря уже об ограничительных бортах, которые так часто не замечают водители.

Новые штрафы и поводы лишиться прав

Чтобы уйти от разночтений в сроках привлечения автомобилистов к ответственности за нарушения ПДД в правительстве разработали новый законопроект.

Так, в настоящее время КоАП предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения водителем. А по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев. При этом количество дней в месяцах отличается.

Для обеспечения принципа равенства лиц перед законом, а также уточнения момента окончания течения срока давности привлечения к административной ответственности законопроектом предусматривается, что указанный сейчас в КоАП срок два месяца заменят на 60 календарных дней, а три месяца — на 90 календарных дней.

В настоящее время документ направлен в Госдуму. Он вступит в силу только при успешных рассмотрениях в трех чтениях и последующем подписании президентом России Владимиром Путиным.

По правилам, боковая часть дороги используется под парковку.

По правой обочине

Водителю нельзя ни опережать, ни просто двигаться за краем проезжей части. Это прямо запрещено административным кодексом, ч. 1 ст. 12.15. Наказание за езду по попутной обочине назначают в виде штрафа 1 500 руб.

По встречной обочине

Более тяжкая ответственность предусмотрена при выезде за левый край на следующих видах дорог:

  • дорожное полотно имеет встречное движение с двумя и более полосами в каждом направлении;
  • проезжая часть со встречными направлениями по одной полосе в каждую сторону, разделенная сплошной разметкой;
  • двухполосная автодорога с разграничением встречных потоков трамвайными путями;
  • трехполосная дорога в двух направлениях, где средняя полоса реверсная.

Подобными маневрами автомобилисты пытаются хоть немного продвинуться вперед. Но в итоге такие действия нетерпеливых водителей приводят к серьезным проблемам в автотранспортном движении.

  • Во-первых, проезжающие по обочине машины поднимают столб пыли, и этой пылью дышат водители транспортных средств. Кроме того, пыль попадает и в сами автомобили.
  • Во-вторых, после маневра по обочине нетерпеливые водители вновь пытаются вернуться на дорогу и встроиться в ряд, тем самым создавая сложности в движении и еще увеличивая пробку.
  • В-третьих, облако пыли ухудшает видимость.
  • В-четвертых, появляется опасность для пешеходов, движущихся по окраине трассы.

Статья 18.1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций

1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом

Административная ответственность за нарушение
222–1850 руб. от 6 до 50 б.в.

Статья 18.12. Превышение скорости движения

1. Превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час

Административная ответственность за нарушение
до 37 руб. до 1 б.в.

Статья 18.14. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления

1. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления

Административная ответственность за нарушение
185–740 руб. от 5 до 20 б.в.

Объезд препятствия по обочине

Для начала разберемся, что считается препятствием в соответствии с ПДД:

«Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями ПДД».

Объехать препятствие безнаказанно можно только по соседней полосе движения, не нарушая при этом требования линий разметки.

Объезд препятствия по обочине будет приравнен к движению по обочине, которое карается штрафом в размере 1500 рублей.

Объехать препятствие по обочине без штрафа все же можно: съехав на обочину Вы должны осуществить остановку транспортного средства, после которой сможете продолжить движение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *