Какие качества необходимы волонтеру?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие качества необходимы волонтеру?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Существует большое количество благотворительных фондов и некоммерческих организаций, с которыми могут сотрудничать волонтеры. Но узнать о них иногда непросто. С 2014 года в Москве действует ресурсный центр «Мосволонтер». На сайте учреждения собрана информация о крупных городских событиях, волонтерских программах и отдельных акциях.

Какими качествами должен обладать волонтер

Чтобы помогать ближним и природе, человек должен обладать рядом качеств.

Социальная активность. Без нее вам будет трудно по-настоящему увлечься волонтерством. Лень и апатия потянут назад, к развлечениям, друзьям, холодильнику и дивану.

Альтруизм. Кто такие волонтеры? Прежде всего — альтруисты. Это значит, что вы готовы ставить интересы других выше собственных и тратить силы и время на помощь нуждающимся.

Толерантность. Волонтеру необходимо быть толерантным по отношению к другим. Он должен помогать людям независимо от их взглядов, ценностей и суждений. Сдержанность, вежливость и понимание — все это включает в себя понятие толерантности.

Эмпатия. Прежде чем стать волонтером, убедитесь, что вы доброжелательны и чутки по отношению к пожилым людям или детям, умеете разделять их беспокойства и заботы. Эмпатия или, проще говоря, эмоциональная восприимчивость — то качество, без которого волонтеру не обойтись.

Ответственность. Волонтерство предполагает, что вы берете моральное обязательство сделать жизнь другого человека или вашего подопечного немножко лучше и комфортнее. Дорожите этой ответственностью — тогда добро вернется сторицей.

Сфера работы волонтеров

Работа волонтеров включает разные сферы деятельности:

Около 70% волонтеров работают по месту жительства. Они самостоятельно выбирают направление общественной деятельности: медицина, образование, спорт, культура, религия и т.д. Недавно появилось новое веяние моды – кратковременная благотворительность, которая требует минимального количества усилий от человека. Чаще всего при долгосрочном сотрудничестве между волонтером и фондом заключается договор, суть которого является обоюдное согласие и понимание обязанностей.

Интересно! Волонтеры могут работать в любое время дня, в любые дни недели. Многие из них трудятся не только в буднее время, но и по вечерам, в уик-энды. В нерабочие дни они занимаются организацией просветительской работы или проведением мероприятий. Хорошая идея – взять на выходные ребенка из детского дома.

– Лариса Валерьевна, как вы пришли к добровольческой деятельности?

– С детства меня мама учила делать добрые дела и ничего за это не просить взамен. Она сама была для меня ярким примером доброты. И так повелось, что добро для меня – норма жизни. Я начала заниматься добровольчеством в студенческие годы, когда стали активно развиваться общественные организации. Но осознание того, что это мое призвание, пришло ко мне, когда я переехала в поселок Солнечный Сургутского района и устроилась работать в школу № 1.

– Что оказало на это влияние?

– В это время добровольчество начало развиваться еще активнее, государство стало поддерживать добровольческие инициативы и помогать в реализации социальных проектов, появилось множество объединений.

В нашей школе организовали добровольческий отряд «Волна добра». Мы с детьми собирали макулатуру, помогали пенсионерам, детям с ОВЗ и участвовали в различных мероприятиях. Этот отряд существует до сих пор и также активно работает. Потом мы создали школьный отряд Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», деятельность которого направлена на сохранение исторической памяти и заботу о ветеранах.

После появился школьный отряд Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики», направление работы его связано с сохранением здоровья и популяризацией ЗОЖ.

За десять лет моей работы в школе мы с моими воспитанниками-добровольцами приняли участие в разных добровольческих проектах и мероприятиях. Несколько лет подряд выигрывали гранты на реализацию своих социальных проектов. Одно из последних наших достижений – наш отряд «Волонтеры Победы» вошел в десятку лучших по России по итогам конкурса «СуперКоманда-2022». Я занесена на Доску почета Сургутского района за личный вклад в борьбу с covid-19.

Какими качествами должен обладать волонтер

Социальная активность. Волонтер должен уметь находить общий язык с людьми, иметь позицию и сознательное отношение к жизни, понимать ценности социума. Активность человека выражается в его энергичности, работоспособности, не безразличии к тому, что происходит вокруг.

Толерантность. Имеет значение желание принимать ценность разных взглядов, уметь слушать и слышать человека – даже если его мнение отличается от мнения волонтера. Терпение выражается в проявлении чувства собственного достоинства, уважения и здравомыслия.

Эмпатия. Под эмпатией принято понимать острое эмоциональное сопереживание другому человеку. Здесь имеет место элементарное человеческое сопереживание, способность проявить заботу, доброжелательность, чуткость и заботу, верность собственным мироощущениям.

Альтруизм. Альтруизм – это жизненная позиция, согласно которой принципы другого человека воспринимаются намного острее, чем собственная позиция. Альтруизм противоположен эгоизму – он является основой такого направления, как гуманизм.

Ответственность. Без нее в благотворительности никуда – благодаря моральной ответственности волонтер выражает причастность к целям движения, поддерживает его начинания, выполняет поставленные задания, самостоятельно выбирает род деятельности.

Терпимость. Терпимостью называют умение скрыть собственный негатив, направить плохие мысли в конструктивное русло. В разрезе благотворительности речь идет о реальном отношении к событиям, умению пойти на уступки, не безразличию к людям и жизни, в целом.

Когда зародилось волонтерство

Сейчас крайне сложно даже примерно определить начало зарождения такого явления, как волонтерская деятельность, ведь формально первым волонтером мог стать и человек доисторической эпохи, который инстинктивно помог собрату, еще даже не зная, что за это, по-хорошему, можно и что-нибудь попросить.

Если же отбросить формальности, то, например, в России такой вид деятельности, как оказание помощи нуждающимся на добровольной основе, глубоко уходит еще во времена работы сестер милосердия в XIX веке, и еще раньше, от периода постройки многочисленных училищ для детей-сирот и до первых войн Российской империи, жертвам которых, совершенно не требуя ничего взамен, помогали многие врачи и сестры.

А вот в США можно более точно выяснить, что массовые волонтерские движения начались после создания в Филадельфии первой бригады рабочих-пожарников, которые работали исключительно по своей доброте еще в период правления Бенджамина Франклина. После того как весть об этой бригаде распространилась по штатам, многие американцы погрузились в процесс волонтерской деятельности, как настоящие филантропы (особенно в рамках Американского Красного Креста – организации, добровольно и по собственной инициативе оказывающей услуги помощи всем нуждающимся гражданам).

Конспект открытого занятия «Кто такие волонтеры?»

Татьяна Ходжаева
Конспект открытого занятия «Кто такие волонтеры?»

Цель: сформировать представление о том кто такие волонтёры,о волонтерском движении, о его основных направлениях, о его значении.

Задачи:

-познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности;

-формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

-способствовать созданию условий для развития у детей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

-Продолжить формирование нравственно-этических понятий как доброта, отзывчивость, сострадание, добровольчество,волонтерство.

-Формировать способность учащихся к сознательному нравственному выбору, мотивацию к участию в добровольческой деятельности.

-Воспитывать нравственные чувства.

-Практические: формировать высоконравственные мотивы поведения, потребность совершать добрые дела.

Ход занятия:

I.Организация начала занятия.

II.Вступительная часть.

Давайте сегодня подарим частичку своего хорошего настроения друг другу!

-Итак, мы начинаем наше общение!

III.Сообщение темы.

-Сегодня мы с вами будем много говорить о…., а вот о чем, вы должны будете мне сказать!

Видеоролик «Говорят дети»

-Внимательно послушайте рассуждения детей и догадайтесь, о ком идет речь.

Демонстрируется видеозапись детей,которые, дают толкование слову «волонтёр», не называя его.

1 ребенок:-Этот человек – помощник, он помогает тем, кто в этом нуждается.

Слайд с картинками про волонтеров.

-Кто догадался, о ком идёт речь? (ответы детей)

На слайде появляется слово-волонтер.

-Ребята, так кто же такой волонтёр? (Ответы детей.)

Вывод: Это человек, который бескорыстно помогает людям. Он доброволец! Волонтерский труд не оплачивается! Волонтёрство-это добровольческое движение развитое во многих странах мира.

-Так о чем мы будем говорить сегодня? (кто такие волонтёры, чем они занимаются, какие виды волонтёрства бывают).

IV. Основная часть:

-Открытая ладонь и сердце считаются символами волонтёрства.

— А как вы думаете, почему ладошки разного цвета? (потому что мир создал нас всех разными)

— А вы хотите побольше узнать о том чем занимаются волонтеры?

-Давайте посмотрим небольшой мультфильм. (Мультфильм про волонтера «Рука помощи»)

Вопросы после просмотра:

-Кто этот мальчик? Волонтер.

-Как вы это поняли? (Он становился им постепенно, делая добрые дела)

-А вы заметили, что происходило с сердцем мальчика? (Оно наполнялось добротой)

-А каким самым главным качеством должен обладать волонтер (должен быть добрым, милосердным)

Рисование словесного портрета волонтёра.

-А сейчас давайте нарисуем словесный портрет волонтера. Каждому из вас я даю карточку, на которой напечатаны качества личности. Вы, подумайте и, отберите те, которыми можно охарактеризовать волонтёра.

милосердный лживый общительный злой вредный

заботливый справедливый отзывчивый капризный внимательный

добросовестный вежливый жизнерадостный бескорыстный терпеливый

понимающий доброжелательный честный добрый смелый

самолюбивый грубый мстительный дружелюбный настойчивый

жадный завистливый злопамятный сочувствующий трудолюбивый

-Подумали? А теперь каждый из вас встанет и скажет подходящее волонтёру качество личности, начиная словами:-Я считаю, что волонтёр должен быть ….…

-Правильно. Молодцы! Именно этими качествами должен обладать волонтёр.

-А почему вы не все карточки использовали? (п. ч. на них написаны плохие качества)

-Может быть таким волонтёр? (нет.)

Виды волонтёрства.

-Ребята, а в каких ситуациях нужна помощь волонтёров (ответы детей)

-А я хочу немного остановиться на спортивном волонтёрстве.

-Что дает спорт человеку? (Укрепление здоровья, сильное тело, здоровый дух, выносливость, закалку, учит терпению, настойчивости и т. д.)

-А в вашем классе кто-нибудь занимается каким-либо видом спорта, посещает спортивные секции?А в нашей школе? (Ответы детей.)

-Молодцы! Может среди вас растет будущая звезда спорта, параОлимпийский чемпион!

-В России в 2014 году в городе Сочи проходила Зимняя Олимпиада, проведению которой помогали 25 тысяч волонтеров из разных стран мира.

-Волонтеры помогали ориентироваться всем приезжим, указывали адреса гостиниц, сидели за компьютерами, обеспечивали связь, привлекались к уборке спортивных арен, работали в пищеблоках.

И даже помогали подбадривать зрителей и поддерживали наших спортсменов. Здесь важны особые качества волонтера-знание иностранного языка, поскольку в таких мероприятиях участвуют и их посещают иностранные граждане (болельщики, желание общаться с разными людьми, толерантность (терпимость).

-И сразу, вслед за основной зимней Олимпиадой, наступает время Паралимпиады.

-Главным в жизни каждого человека является физическое здоровье. Спортсменам-инвалидам очень трудно соревноваться. Но они сильны духом и это позволяет им добиваться высоких результатов. Паралимпийские виды спорта: стрельба из лука, легкая атлетика, велосипедный спорт, фехтование, выездка (конные соревнования, дзюдо, тяжелая атлетика (пауэрлифтинг, стрельба, футбол, плавание, настольный теннис, б баскетбол колясочников, регби колясочников, теннис колясочников, волейбол (сидячий, стоячий, лыжный кросс, хоккей с шайбой.

-Люди-инвалиды ограничены в своих возможностях, люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, и��теллекта, зрения, слуха, поэтому есть волонтеры которые оказывают помощь и поддержку людям-инвалидам. Кто-то из вас встречал таких людей? Какую помощь тебе оказывал волонтёр?

Существует еще один вид- инклюзивное волонтёрство. «Инклюзивное добровольчество-волонтеры завтрашнего дня»-опыт по вовлечению в различные добровольческие проекты молодых людей с ограниченными возможностями здоровья; это те, кто сам когда-то нуждался в помощи. Инклюзивное волонтёрство используют как способ социальной адаптации людей с инвалидностью. Какую пользу обществу могут приносить лица с ограниченными возможностями здоровья (На их примере можно мотивировать молодых людей относится к своему здоровью бережно и целенаправленно развивать в себе культуру здорового образа жизни. Работа на компьютерной технике во время поисков или поздравлений, посещение больных в больницах, доставка продуктов старикам, которые уже не могут выходить из дома, работа с детьми в школе или привлечение внимания к историческому памятнику, проведение экскурсий, беседы в социальных сетях о здоровом образе жизни и тех ошибках, которые не стоит повторять и т. д. Любая работа может выполняться добровольцами по их мере возможности). ФИЗМИНУТКА

Знакомство с волонтёром:

-В нашем городе тоже есть волонтёры, сегодня я хочу вас с ними познакомить.

V.Рефлексия.

На стол ставится небольшой поднос со звездочками.

-Подходит к концу наше занятие.

-Возьмите каждый по звездочке и положите себе на ладошку.

-Ребята, вы сегодня узнали, кто такие волонтеры, чем они занимаются, какими они должны быть.

-Волонтёрский дух витал в этом классе.

-Я уверена, что в вас зажглась вот такая, пусть пока маленькая искорка волонтёрства.

Какими качествами должен обладать волонтер

Социальная активность. Волонтер должен уметь находить общий язык с людьми, иметь позицию и сознательное отношение к жизни, понимать ценности социума. Активность человека выражается в его энергичности, работоспособности, не безразличии к тому, что происходит вокруг.

Толерантность. Имеет значение желание принимать ценность разных взглядов, уметь слушать и слышать человека – даже если его мнение отличается от мнения волонтера. Терпение выражается в проявлении чувства собственного достоинства, уважения и здравомыслия.

Эмпатия. Под эмпатией принято понимать острое эмоциональное сопереживание другому человеку. Здесь имеет место элементарное человеческое сопереживание, способность проявить заботу, доброжелательность, чуткость и заботу, верность собственным мироощущениям.

Альтруизм. Альтруизм – это жизненная позиция, согласно которой принципы другого человека воспринимаются намного острее, чем собственная позиция. Альтруизм противоположен эгоизму – он является основой такого направления, как гуманизм.

Ответственность. Без нее в благотворительности никуда – благодаря моральной ответственности волонтер выражает причастность к целям движения, поддерживает его начинания, выполняет поставленные задания, самостоятельно выбирает род деятельности.

Терпимость. Терпимостью называют умение скрыть собственный негатив, направить плохие мысли в конструктивное русло. В разрезе благотворительности речь идет о реальном отношении к событиям, умению пойти на уступки, не безразличию к людям и жизни, в целом.

Как заполнить информацию об образовании

Для выполнения обязанностей волонтера в большинстве случаев не требуется специальное образование. Однако получение диплома педагога, психолога, медицинского работника, ветеринара, спасателя МЧС будет свидетельствовать о наличии у соискателя базовых знаний, которые могут пригодиться в работе.

Укажите название учебного заведения, год окончания, факультет и приобретенную специальность.

Образец сведений об образовании в резюме волонтера:

ОБРАЗОВАНИЕ

  • Учебное заведение:Московский педагогический государственный университет
  • Факультет:Художественно-графический
  • Специальность:Учитель рисования и черчения
  • Год окончания:2008

Подходит ли вам добровольчество?

Как понять, сможете ли вы быть волонтером? Ответьте на несколько вопросов.

  1. Получаете ли вы удовольствие от осознания, что дело, которым вы занимаетесь, приносит реальную пользу?
  2. Есть ли у вас возможность несколько часов в неделю посвятить деятельности, за которую вы не будете получать плату?
  3. Интересно ли вам осваивать новые навыки, работая в социально значимых проектах?
  4. Хотите ли вы познакомиться с единомышленниками в сфере ваших профессиональных или социальных интересов?
  5. Готовы ли вы получать вознаграждение за свой труд и время «по бартеру» — в виде бесплатного участия в интересных вам мероприятиях, обучения, оплаты поездок и т. п.?
  6. Интересна ли вам какая-то конкретная социальная, экологическая или культурная проблема, решение которой требует объединения усилий неравнодушных людей?
  7. Будет ли помощь животным или людям, которые находятся в трудной ситуации, ресурсом, улучшающим ваше душевное состояние?
  8. Можете ли вы иногда оказывать профессиональные услуги людям, которые не могут их оплатить?
  9. Хотите ли вы получить реальный практический опыт в интересной вам сфере деятельности?
  10. Хотите ли вы устанавливать новые социальные связи в области ваших профессиональных интересов или увлечений?

Примеры другой волонтерской деятельности

Общественно-полезная работа – это лишь малая часть деятельности волонтеров. Их привлекают к занятиям просветительской деятельностью как в родной, так и в других странах. Добровольцев привлекают к организации различных слетов, фестивалей и конференций. Их также привлекают к строительству социально значимых объектов. Даже при эвакуации из мест природных катаклизмов нужна помощь. Волонтеры вносят неоценимый вклад в осуществление всех подобных мероприятий.

Стоит заметить, что волонтерство – это не только идейная деятельность, но и опыт. За границей эта сфера более развита. Добровольцы часто получают возможность помогать не просто ради идеи. Они приобретают определенные знания и навыки. Такая деятельность вполне может стать для волонтера первой ступенькой к получению оплачиваемой должности в различных специализированных организациях.

Конспект открытого занятия «Кто такие волонтеры?»

Татьяна Ходжаева
Конспект открытого занятия «Кто такие волонтеры?»

Цель: сформировать представление о том кто такие волонтёры,о волонтерском движении, о его основных направлениях, о его значении.

Задачи:

-познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности;

-формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

-способствовать созданию условий для развития у детей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

-Продолжить формирование нравственно-этических понятий как доброта, отзывчивость, сострадание, добровольчество,волонтерство.

-Формировать способность учащихся к сознательному нравственному выбору, мотивацию к участию в добровольческой деятельности.

-Воспитывать нравственные чувства.

-Практические: формировать высоконравственные мотивы поведения, потребность совершать добрые дела.

Ход занятия:

I.Организация начала занятия.

II.Вступительная часть.

Давайте сегодня подарим частичку своего хорошего настроения друг другу!

-Итак, мы начинаем наше общение!

III.Сообщение темы.

-Сегодня мы с вами будем много говорить о…., а вот о чем, вы должны будете мне сказать!

Видеоролик «Говорят дети»

-Внимательно послушайте рассуждения детей и догадайтесь, о ком идет речь.

Демонстрируется видеозапись детей,которые, дают толкование слову «волонтёр», не называя его.

1 ребенок:-Этот человек – помощник, он помогает тем, кто в этом нуждается.

Слайд с картинками про волонтеров.

-Кто догадался, о ком идёт речь? (ответы детей)

На слайде появляется слово-волонтер.

-Ребята, так кто же такой волонтёр? (Ответы детей.)

Вывод: Это человек, который бескорыстно помогает людям. Он доброволец! Волонтерский труд не оплачивается! Волонтёрство-это добровольческое движение развитое во многих странах мира.

-Так о чем мы будем говорить сегодня? (кто такие волонтёры, чем они занимаются, какие виды волонтёрства бывают).

IV. Основная часть:

-Открытая ладонь и сердце считаются символами волонтёрства.

— А как вы думаете, почему ладошки разного цвета? (потому что мир создал нас всех разными)

— А вы хотите побольше узнать о том чем занимаются волонтеры?

-Давайте посмотрим небольшой мультфильм. (Мультфильм про волонтера «Рука помощи»)

Вопросы после просмотра:

-Кто этот мальчик? Волонтер.

-Как вы это поняли? (Он становился им постепенно, делая добрые дела)

-А вы заметили, что происходило с сердцем мальчика? (Оно наполнялось добротой)

-А каким самым главным качеством должен обладать волонтер (должен быть добрым, милосердным)

Рисование словесного портрета волонтёра.

-А сейчас давайте нарисуем словесный портрет волонтера. Каждому из вас я даю карточку, на которой напечатаны качества личности. Вы, подумайте и, отберите те, которыми можно охарактеризовать волонтёра.

милосердный лживый общительный злой вредный

заботливый справедливый отзывчивый капризный внимательный

добросовестный вежливый жизнерадостный бескорыстный терпеливый

понимающий доброжелательный честный добрый смелый

самолюбивый грубый мстительный дружелюбный настойчивый

жадный завистливый злопамятный сочувствующий трудолюбивый

-Подумали? А теперь каждый из вас встанет и скажет подходящее волонтёру качество личности, начиная словами:-Я считаю, что волонтёр должен быть ….…

-Правильно. Молодцы! Именно этими качествами должен обладать волонтёр.

-А почему вы не все карточки использовали? (п. ч. на них написаны плохие качества)

-Может быть таким волонтёр? (нет.)

Виды волонтёрства.

-Ребята, а в каких ситуациях нужна помощь волонтёров (ответы детей)

-А я хочу немного остановиться на спортивном волонтёрстве.

-Что дает спорт человеку? (Укрепление здоровья, сильное тело, здоровый дух, выносливость, закалку, учит терпению, настойчивости и т. д.)

-А в вашем классе кто-нибудь занимается каким-либо видом спорта, посещает спортивные секции?А в нашей школе? (Ответы детей.)

-Молодцы! Может среди вас растет будущая звезда спорта, параОлимпийский чемпион!

-В России в 2014 году в городе Сочи проходила Зимняя Олимпиада, проведению которой помогали 25 тысяч волонтеров из разных стран мира.

-Волонтеры помогали ориентироваться всем приезжим, указывали адреса гостиниц, сидели за компьютерами, обеспечивали связь, привлекались к уборке спортивных арен, работали в пищеблоках.

И даже помогали подбадривать зрителей и поддерживали наших спортсменов. Здесь важны особые качества волонтера-знание иностранного языка, поскольку в таких мероприятиях участвуют и их посещают иностранные граждане (болельщики, желание общаться с разными людьми, толерантность (терпимость).

-И сразу, вслед за основной зимней Олимпиадой, наступает время Паралимпиады.

-Главным в жизни каждого человека является физическое здоровье. Спортсменам-инвалидам очень трудно соревноваться. Но они сильны духом и это позволяет им добиваться высоких результатов. Паралимпийские виды спорта: стрельба из лука, легкая атлетика, велосипедный спорт, фехтование, выездка (конные соревнования, дзюдо, тяжелая атлетика (пауэрлифтинг, стрельба, футбол, плавание, настольный теннис, б баскетбол колясочников, регби колясочников, теннис колясочников, волейбол (сидячий, стоячий, лыжный кросс, хоккей с шайбой.

-Люди-инвалиды ограничены в своих возможностях, люди с нарушением опорно-двигательного аппарата, интеллекта, зрения, слуха, поэтому есть волонтеры которые оказывают помощь и поддержку людям-инвалидам. Кто-то из вас встречал таких людей? Какую помощь тебе оказывал волонтёр?

Существует еще один вид- инклюзивное волонтёрство. «Инклюзивное добровольчество-волонтеры завтрашнего дня»-опыт по вовлечению в различные добровольческие проекты молодых людей с ограниченными возможностями здоровья; это те, кто сам когда-то нуждался в помощи. Инклюзивное волонтёрство используют как способ социальной адаптации людей с инвалидностью. Какую пользу обществу могут приносить лица с ограниченными возможностями здоровья (На их примере можно мотивировать молодых людей относится к своему здоровью бережно и целенаправленно развивать в себе культуру здорового образа жизни. Работа на компьютерной технике во время поисков или поздравлений, посещение больных в больницах, доставка продуктов старикам, которые уже не могут выходить из дома, работа с детьми в школе или привлечение внимания к историческому памятнику, проведение экскурсий, беседы в социальных сетях о здоровом образе жизни и тех ошибках, которые не стоит повторять и т. д. Любая работа может выполняться добровольцами по их мере возможности). ФИЗМИНУТКА

Знакомство с волонтёром:

-В нашем городе тоже есть волонтёры, сегодня я хочу вас с ними познакомить.

V.Рефлексия.

На стол ставится небольшой поднос со звездочками.

-Подходит к концу наше занятие.

-Возьмите каждый по звездочке и положите себе на ладошку.

-Ребята, вы сегодня узнали, кто такие волонтеры, чем они занимаются, какими они должны быть.

-Волонтёрский дух витал в этом классе.

-Я уверена, что в вас зажглась вот такая, пусть пока маленькая искорка волонтёрства.

Особенности волонтёрства

Появление массового нерелигиозного субъекта добровольческого труда относится скорее к XX веку, хотя его появление в XIX веке не так далеко, и в то же время активно формируется концепция социализма-коммунизма. Социализм как доктрина рассматривает общество, основанное на принципах социальной справедливости, свободы и равенства, как идеал. Свободный труд свободных людей был идеалом социалистических утопистов: Святой Симон, С. Фурье рассматривали труд как удовольствие, как развитие человеческих способностей. Коммунистические идеологи К. Маркс, Ф. Энгельс считали, что с развитием производительных социальных сил работа на благо общества станет первой жизненной потребностью людей и будет действительно свободной от принуждения и отчуждения.

В современной западной науке общепринята модель общества, принята и российская наука. Сегодня роль организаций гражданского общества высоко оценивается в развитых странах мира, и тогда отчетливо прослеживается тенденция государства передавать часть своих функций по социальной защите и поддержке населения организациям независимого сектора.

«Экономическое исследование добровольчества характеризуется акцентом на проблемы производственных отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, и, в частности, исследует компенсирующий характер затрат характер индивидуальных и общественных отношений. Этот подход характеризуется тем, что он воспринимает совокупность, а не отдельного субъекта трудовой деятельности.

Добровольность, самоотверженность и социальная направленность — это три основных компонента добровольного труда, которые делают его особенным. Добровольная работа мало изучена с точки зрения отечественной социологии. Существует три основные традиции изучения волонтерской деятельности. В контексте христианской традиции добровольческая деятельность рассматривается как неотъемлемый аспект религиозной жизни. Добровольческая работа также рассматривается с точки зрения марксистской идеологии как необходимый элемент в построении социалистического, т.е. коммунистического, общества. Другой метод изучения волонтерства — смотреть на него сквозь призму социальной модели общества. В случае применения данного метода волонтерство определяется как основа построения гражданского общества.

  1. Великая советская энциклопедия: В 30 тонн. М.: Советская энциклопедия, 1965-1978 годы.
  2. Словарь с терминами из теории социальной работы. Медведева Е.С.М. : ТК Сфера, 2004.
  3. Тематическая лексика основных терминов и понятий социологии. М., 2003. 256 с.
  4. Бодренкова Г.И. Волонтерство // Социальная работа. 2002. № 1. С. 135-153.
  5. Косова Ю.П. Психологические особенности волонтерства // Высшее образование сегодня. 2004. № 12. С. 64.
  6. Кудринская, Л.А. Волонтерство: природа, функции, характеристики. // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 15-22.
  7. Потапенко О.В. Волонтерство как активный способ формирования гражданской ответственности студентов и их патриотизма // BHSA, 2015. С. 4.
  8. Сикорская Л.Е. Добровольная работа как школа нравственного воспитания молодежи. (по-русски) // Знания. Понимание. Способность. 2003. №4. С. 127.

История движения волонтеров

Историки пишут, что идеи добровольчества наиболее ярко проявились с распространением христианского учения, которое основывается на любви к ближнему, милосердии и помощи немощным. В Византии, в дни церковных праздников, императоры выходили на главную площадь и раздавали нищим милостыню, для пожилых строились первые богадельни.

Официально называть волонтерами стали французов, англичан и испанцев в XVII—XVIII веках, которые добровольно шли на военную службу. Термин «волонтер» имеет общеиндоевропейский корень, который означает «желание» и «стремление».

В более современном и близком нам смысле слово «волонтер» стали употреблять после Первой мировой войны. Бывшие австрийские, британские, немецкие и шведские солдаты бесплатно восстанавливали разрушенные французские фермы. Так в 1920 году появилась одна из старейших волонтерских организаций — Международная гражданская служба (Service Civil International), которая занималась восстановлением европейских городов и деревень, пострадавших от войны. 1920-й официально считается годом рождения движения добровольцев.

Какие гибкие навыки развивает волонтёрство

Если ваш ребёнок заинтересовался темой волонтёрства, есть смысл его поддержать. Это тот случай, когда, отдавая своё время и силы, он может получить взамен нечто большее. Участие в добровольческих акциях и проектах развивает:

Навык эффективного общения

Когда ребята становятся волонтёрами, им приходится учиться выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника. С течением времени дети забудут о комплексах, станут более общительными и внутренне свободными. В дальнейшем им будет легче презентовать себя и отстаивать свою точку зрения. Это большой плюс: коммуникабельность сейчас необходима в любой профессии.

Стрессоустойчивость

Школьники-волонтёры находятся в постоянном движении: учебу, секции, хобби они ухитряются совмещать с добровольческой деятельностью. Такая динамика жизни, да еще наполненная смыслом, делает их устойчивыми к стрессам.

Работу в режиме многозадачности и дисциплину

С помощью волонтёрства дети на практике учатся расставлять приоритеты и соблюдать сроки. Например, скоро у Маши контрольная по математике, но сегодня у неё по плану помощь бездомным животным. Чтобы все успеть, она перераспределила свой досуг. После уроков Маша проведёт несколько часов в приюте, а потом займется подготовкой к занятиям. Вывод: бесцельное блуждание в интернете девочка заменила полезными делами.

Умение справляться с трудностями

Когда ребята сталкиваются с реальными жизненными задачами, они переносят фокус внимания с пустых переживаний на разработку плана действий. Например, Саша активно помогает больницам. Бабушка, прикованная к инвалидному креслу, очень хочет попасть на концерт в центре города, но не может спуститься по лестнице даже на коляске, и у неё нет близких и родственников.

Саша без лишних слов и суеты решает проблему. Вместе с координатором он продумывает подходящий маршрут: насколько заранее выехать, на каком транспорте, не проехать ли через парк, чтобы порадовать бабушку? Потом Саше будет проще справляться с трудностями, ведь он научится их решать, а не обсуждать.

Большая часть волонтеров – это добросовестные и порядочные граждане, однако и в этой сфере деятельности можно нередко встретить мошенников. Чаще всего под видом сбора средств на лечение больных детей, животных или для осуществления любой другой социально значимой деятельности эти люди обдирают доверчивых граждан и распоряжаются в дальнейшем полученными деньгами совершенно не по назначению.

Это стало огромной проблемой для всего волонтерского движения в целом, потому что подобные личности в конечном итоге подрывают доверие граждан к социальной волонтерской деятельности, хотя настоящих организаций все еще остается куда больше, чем тех, кто пытается заработать на чужом или и вовсе вымышленном горе. Лучший способ избежать подобного обмана – ни в коем случае не давать деньги попрошайкам на улице, а, раз уж хочется внести свой вклад в улучшение жизни общества, напрямую обратиться в благотворительный фонд или соответствующую организацию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *