Государственный кадастр недвижимости

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственный кадастр недвижимости». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Функционирование любого государства базируется на целом комплексе сложных регуляторов и процедур. Одним из таких регуляторов является система учета собственности: объектов жилого комплекса, зданий и других форм недвижимости. Эта система подразделяется на ряд специализированных государственных институтов, каждый из которых работает исключительно в своей сфере. Первоначальный учет недвижимости производится федеральным кадастром, куда заносятся данные о любом типе жилой или коммерческой недвижимости, участков и владений.

II. Структура и состав кадастровых сведений Реестра объектов недвижимости

5. Реестр объектов недвижимости состоит из:

1) реестров объектов недвижимости кадастровых округов, ведение которых осуществляется на электронных носителях (далее — Реестры);

сноска 2 исключена согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 12 марта 2014 г. № 121

2) форм государственных реестров земель кадастровых районов, содержащих сведения о ранее учтенных земельных участках (далее — формы ГРЗ КР), и журналов учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях.

Реестры создаются на основе государственных реестров земель кадастровых округов на электронных носителях, являвшихся составной частью Единого государственного реестра земель.

Абзац 5 утратил силу согласно приказу Министерства экономического развития РФ от 12 марта 2014 г. № 121.

6. Кадастровые сведения в Реестре содержатся в текстовой форме и группируются по следующим записям:

об объектах недвижимости, расположенных на территории кадастрового округа;

о прохождении Государственной границы Российской Федерации;

о границах между субъектами Российской Федерации;

о границах муниципальных образований;

о границах населенных пунктов;

о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий;

о кадастровом делении территории кадастрового округа;

о картографической и геодезической основах кадастра.

7. Формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов содержат сведения о ранее учтенных земельных участках и их кадастровых номерах на бумажных носителях.

Внесение новых записей в формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов прекращается с 1 марта 2008 г.

Внесение новых сведений о ранее учтенных земельных участках или сведений о прекращении их существования осуществляется в Реестре. В случае снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка его подраздел на бумажном носителе закрывается, а формы закрытого подраздела ГРЗ КР включаются в кадастровое дело такого земельного участка.

8. Запись об объекте недвижимости в Реестре имеет следующую структуру:

1) общие сведения об объекте недвижимости в объеме, предусмотренном пунктами 63, 73, 76, 79 и 82 Порядка;

2) сведения о местоположении границы объекта недвижимости (для земельного участка) либо сведения о местоположении объекта недвижимости (для здания, сооружения, объекта незавершенного строительства и помещения) в объеме, предусмотренном пунктами 64, 74, 77, 80 и 83 Порядка;

3) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости и обладателем иных вещных прав на объект недвижимости;

3.1) адрес объекта недвижимости в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на присвоение адресов объектам недвижимости.

Номер документа: 42
Дата принятия: 04/02/2010
Состояние документа: Утратил силу
Регистрация в МинЮсте: № 16771 от 31/03/2010
Начало действия документа: 20/04/2010
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с: 01/01/2017

Документ утратил силу с 1 января 2017 года в соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 ноября 2016 года №733

Подобного рода информация формирует определенную структуру данных, совокупность которых и представляет государственный кадастр недвижимости, что содержит в себе исчерпывающие данные о любом недвижимом объекте страны:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

Основное назначение этого госоргана заключается в сборе данных об объектах недвижимости от граждан и составлении реестра на основе этой информации. Дополнительной важной функцией этой организации является проверка и контроль сделок с недвижимостью. Осуществление всех этих действий называется ведением ГКН — это то, что обладает общегосударственной значимостью.

Система имеет иерархическую структуру, включающую подведомственные учреждения. Широта полномочий этих организаций убывает сообразно уменьшению подвластной им территории. В отдельных округах есть кадастровые ведомства. Далее, подведомства в порядке соподчиненности дробятся по населенным пунктам, отвечающим за отдельные участки земли.

Для реализации учета в подобных масштабах требуется кропотливое планирование и поэтапная организация деятельности. Все данные о недвижимости страны зашифрованы и хранятся в цифровом виде. У каждого участка земли есть собственный уникальный код (что такое кадастровый номер объекта?). Более крупные территории, включающие отдельные участки, тоже имеют свои индивидуальные шифры.

Предназначение службы госкадастра

Служба земельного кадастра выполняет следующие функции:

  • Постановка на учет земельных участков (иных объектов недвижимости). Учет новых земель производится по заявлению заинтересованных сторон. Например, юридического лица, желающего взять в аренду земельный участок.
  • Учет данных о кадастровой стоимости. Не реже, чем раз в 5 лет должна производиться переоценка кадастровой стоимости всех земельных участков. Задача кадастровой службы – фиксировать все изменения в оценке ЗУ, определенные независимыми оценщиками.
  • Предоставление зарегистрированной информации всем заинтересованным лицам (государственным органам, гражданам и т.д.).

Основные функции и принципы ведения государственного кадастра недвижимости

Исключительно велико значение кадастра недвижимости для России, когда проводится земельная реформа, вводится многообразие форм собственности и владения землей, усиливается роль экономических методов регулирования и стимулирования рационального использования земли, возрастает материальная заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности.

В этой связи современный кадастр недвижимости выполняет следующие взаимосвязанные функции.

Юридическая (правовая) – определяет права на землю и осуществляет их защиту (регистрация правового статуса земельных участков, и прочно связанных с ним объектов недвижимости, контроль за законностью сделок, разрешение земельных споров и др.). Сведения ГКН имеют юридическую силу и государственный статус, а потому являются единственно достоверными для налоговых, финансовых, правоохранительных, судебных и иных органов.

Фискальная (налоговая) – в связи с развитием рынка земли и недвижимости. вовлечением их в гражданский оборот определяет необходимые рыночные атрибуты (ставки земельного налога, арендной платы, цену земли., стоимость земли, определяет налогооблагаемую базу (регистрация налогоплательщиков, накапливает информацию о поступлении налоговых платежей за земельные ресурсы и объекты недвижимости).

Учетная – охватывает учетом и управлением земельные ресурсы и объекты недвижимости как национальное достояние (количество, качественное состояние, местоположение, распределение по категориям, собственникам, пользователям). ГКН – единая государственная система признания и удостоверения государством факта возникновения, существования или прекращения существования объектов кадастрового учета. Единственным доказательством существования объекта являются сведения о нем внесенные документы ГКН.

Экономическая – проводит экономическую оценку, определяет нормативную цену земли, создает основу экономического стимулирования рационального ее использования. Создание ГКН требует больших затрат, так как каждый объект недвижимости должен быть определен на местности, задокументирован, учтен, зарегистрирован. Помимо этого дорогостоящими являются работы по описанию и оценке объектов недвижимого имущества.

Экологическая – накапливает сведения о земле как об уникальном природном объекте и обеспечивает информацией природоохранные мероприятия.

Техническая – создает, обновляет, передает планово- картографические материалы( кадастровые карты, планы, схемы ).

Принципы ведения государственного кадастра недвижимости

Комментарий к статье 4

1. В комментируемой статье сформулированы основные начала ведения государственного кадастра недвижимости. К ним отнесены следующие принципы: — принцип единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации — он выражается в том, что во всех регионах страны (субъектах РФ) государственный кадастр недвижимости ведется с применением единых механизмов и систем; — принцип обеспечения общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем кадастровых сведений — первое положение, касающееся общедоступности, закреплено дополнительно в п. 8 комментируемой статьи, второе же, в котором говорится о постоянном обновлении кадастровых сведений, отражает ценность государственного кадастра недвижимости как основного источника, содержащего актуальные сведения об объектах недвижимости; — принцип сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, — его наличие объясняется тем, что государственный кадастр недвижимости является не единственным государственным ресурсом. К ним отнесена информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы. Это указано в п. 9 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — ФЗ «Об информации»). При этом согласно ст. 13 указанного Закона государственные информационные системы — это федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов РФ, на основании правовых актов государственных органов. В качестве примера государственного информационного ресурса можно привести государственный лесной реестр, государственный земельный кадастр и т.д.

2. Исходя из приоритета, закрепленного в комментируемой статье, можно сделать вывод о том, что основным источником информации при ведении государственного кадастра недвижимости законодательно признаются бумажные носители. Это, в частности, обосновано тем, что в части 3 подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости (2006 — 2011 годы)» Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 — 2007 годы)» (далее — подпрограмма «Создание системы кадастра недвижимости») предусматриваются проведение работ по преобразованию сведений с бумажных носителей в электронный вид, создание архивов электронных образов документов, включая документы архивов бюро технической инвентаризации, органов кадастрового учета, а также фондов землеустроительной документации. Таким образом, в данной ситуации первичными, конечно, являются именно те сведения, которые изначально содержались на бумажном носителе, а затем были преобразованы в электронный вид. Также не исключена возможность технической или автоматической ошибки при внесении записи. Поэтому в случае возникновения противоречия между информацией, содержащейся на бумажном носителе (первоисточник) и на электронном, приоритетными будут являться именно сведения, указанные на бумажном носителе.

3. В настоящем пункте рассмотрены условия хранения документов, по сути, являющихся теми самыми сведениями на бумажном носителе, приоритет которых установлен в предыдущем пункте. Сроки их хранения оговорены достаточно четко — если речь идет о документах, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, они должны храниться постоянно, за исключением случаев, когда иное было установлено комментируемым Федеральным законом. Кроме того, в комментируемой статье содержится указание в адрес Правительства РФ установить порядок и сроки их хранения органом кадастрового учета, а также порядок их передачи на постоянное хранение в государственные архивы. Некоторое противоречие содержится в том, что, с одной стороны, они должны храниться постоянно, на уничтожение и изъятие из них каких- либо частей наложен запрет. Но при этом Правительство РФ должно дополнительно установить иные сроки их хранения. По-видимому, в данной статье речь идет о том сроке, который должен быть установлен для хранения указанных документов в органах кадастрового учета, по истечении которого они подлежат передаче на хранение в государственные архивы.

4. При разработке подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости» за основу был выбран именно тот вариант, когда создание и ведение государственного кадастра недвижимости ведется на федеральном уровне. Поэтому государственный кадастр недвижимости включен в состав единой федеральной информационной системы. В нее наряду с указанным кадастром 7включен Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Эти государственные информационные ресурсы объединены в виде сведений, содержащихся на электронных носителях. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — ФЗ «О государственной регистрации») Единый государственный реестр прав содержит информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, данные об указанных объектах и сведения о правообладателях. По мнению авторов подпрограммы «Создание системы кадастра недвижимости», вариант ведения государственного кадастра недвижимости на уровне федеральной информационной системы исключает возможность двойного учета объектов недвижимости, обеспечивает более полный контроль за деятельностью органов кадастрового учета, упрощает процедуры межведомственного информационного обмена и обработки экстерриториальных запросов на предоставление сведений об объектах кадастрового учета независимо от места их нахождения.

5. Основанием для внесения информации в государственный кадастр недвижимости сведений являются документы, представленные в орган кадастрового учета. Особый порядок установлен для следующих видов сведений: — сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; — сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлены такие ограничения (обременения), в объеме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Эти сведения должны вноситься органом кадастрового учета в государственный кадастр недвижимости, но комментируемая статья предусматривает право Правительства РФ установить иной порядок действия органа кадастрового учета.

6. В соответствии с настоящей статьей сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости по результатам кадастрового учета, не должны изменяться в случае, если: — истек некоторый промежуток времени со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости; — изменены требования к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости; — изменены геодезическая или картографическая основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения.

7. Как уже было сказано ранее, документы, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, подлежат постоянному хранению (п. 3 комментируемой статьи). Аналогичное положение распространяется также и на кадастровые сведения, которые были изменены в процессе ведения государственного кадастра. Таким образом, законодательно установлено, что в результате ведения кадастра недвижимости можно будет проследить в полном объеме всю «цепочку» изменений, связанных с тем или иным объектом недвижимости.

Но, несмотря на отлаженность функционирования данной системы, есть в ней и свои проблемы. Об этом говорит анализ ведения реестра.

Основной из проблем является не самое успешное и беспроблемное функционирование автоматизированной системы.

Не редко в программе случаются сбои, и последние занесенные значения попросту исчезают. Сотрудникам приходится самостоятельно и вручную заносить утерянное.

Проблема ведения также раскрывается в том, что далеко не все, что вносится, соответствуют действительности. Не редко это является устаревшим, но отследить, когда информацию по конкретным объектам нужно обновлять – не возможно.

Кадастровые замеры производит не компьютер, а кадастровые инженеры. А там, где есть человеческий фактор – непременно будут присутствовать кадастровые ошибки в исчислениях. Это становится предпосылкой для занесения в реестр неправильных сведений.

Все перечисленные проблемы – ни что иное, как кадастровые ошибки, которые необходимо устранять по факту их появления.

Система внесения данных в кадастр не совершенна. Но это не значит, что она не будет выходить на новые уровни. Целый штат специалистов трудится над тем, чтобы сделать процедуру внесения и хранение данных идеальной. А нам остается ждать результатов.

Субъекты, связанные с кадастровым учетом

В осуществлении кадастрового учёта на всех этапах принимают участие:

  1. Собственники недвижимого имущества и их представители. Именно на основании их заявлений запускается механизм кадастрового учёта. Целями обращения могут быть внесение изменений в существующие данные, постановка на кадастровый учёт или снятие с учёта земельных участков, зданий, помещений, сооружений. Возможно обращение с целью получения информации из ГКН.
  2. Кадастровые инженеры. Специалисты, квалификация которых позволяет осуществлять кадастровую деятельность. Для получения данной квалификации физические лица, имеющие профильное высшее образование, гражданство РФ и не имеющие непогашенной судимости за умышленное преступление, проходят аттестацию и вступают в профильную саморегулируемую организацию. Записи об аттестованных инженерах делаются в государственном реестре. Эти специалисты обеспечивают сбор необходимой информации, подготовку документов, содержащих сведения для кадастрового учёта.
  3. СРО в сфере кадастра. Кадастровые инженеры обязаны быть членами одной из саморегулируемых организаций. СРО обеспечивают условия для профессиональной деятельности кадастровых инженеров, представляют их интересы в отношениях с органами власти, осуществляют контроль за профессиональной деятельностью инженеров.
  4. Росреестр выполняет функции кадастрового учёта через свои территориальные управления. Именно этот орган исполнительной власти ведёт два информационных ресурса, которые обеспечивают гражданский оборот недвижимости. Информация об объектах недвижимости поставленной на учёт в кадастре идентифицируются кадастровыми номерами.

Взаимодействие перечисленных субъектов правоотношений осуществляется при:

  • предоставлении сведений из кадастра;
  • постановке на учёт объекта недвижимости;
  • дополнении сведений о ранее учтённых участках;
  • внесении изменений в существующую информацию в ГКН;
  • исправлении различного рода ошибок в сведениях кадастра;
  • снятии с учёта;

Общие правила внесения сведений в Реестр

Выполнение кадастровых процедур сопровождается принятием решения:

  • — о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
  • — о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;
  • — об учете изменений объекта недвижимости (в том числе об учете, изменении либо снятии с учета части объекта недвижимости, об учете адреса правообладателя, учете в связи с исправлением кадастровой ошибки);
  • — о снятии с учета объекта недвижимости;
  • — об аннулировании и исключении сведений об объектах недвижимости с временным статусом сведений;
  • — о внесении кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в порядке информационного взаимодействия;
  • — об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях.

При внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются кадастровые процедуры:

  • — внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
  • — постановка на гос. кадастровый учет объекта недвижимости;
  • — учет изменений объекта недвижимости;
  • — снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;
  • — внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов гос власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН;
  • — исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях;
  • — аннулирование и исключение из ГКН сведений об объекте недвижимости (в том числе о частях объекта недвижимости) с временным характером сведений.

Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в гос. кадастр, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ гос учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.

В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление территории РФ на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (единицы кадастрового деления).

Новое в госрегистрации и учете построенных объектов, регистрация ДДУ

ВОПРОС

НОВОЕ С 2021 ГОДА

Регистрация объекта незавершенного строительства Истечение срока договор аренды или безвозмездного пользования земельного участка для строительства теперь не преграда зарегистрировать «незавершёнку», если разрешение на строительство продолжает действовать
Кадастровый учет изменений параметров многоквартирного дома Если параметры дома поменялись из-за реконструкции или при перепланировке помещений, заявление могут подать:
  • лицо, уполномоченное общим собранием собственников (соответствующие коррективы внесли в ЖК РФ);
  • лицо, которое провело перепланировку.

Необходимость и структура государственного кадастра недвижимости в 2021 году

(в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121, от 12.03.2015 N 137, от 31.03.2015 N 188, от 16.06.2015 N 376, от 12.08.2015 N 555, от 24.11.2015 N 878, от 20.01.2016 N 16)

В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6410, ст. 6419) и пунктом 5.2.18 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 24, ст. 2867; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 18, ст. 2257; N 19, ст. 2344; N 25, ст. 3052; N 26, ст. 3190; N 38, ст. 4500; N 41, ст. 4777; N 46, ст. 5488), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок ведения государственного кадастра недвижимости.

Министр
Э.С.НАБИУЛЛИНА

УТВЕРЖДЕН
Приказом
Минэкономразвития России
от 04.02.2010 N 42

1. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Законом о кадастре недвижимом имуществе, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — особые экономические зоны), о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, о проектах межевания территорий, о геодезической и картографической основе ГКН и кадастровом делении территории Российской Федерации (далее — кадастровые сведения), иных предусмотренных Законом о кадастре сведений и состоит из содержащих такие сведения разделов: (в ред. Приказов Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121, от 16.06.2015 N 376, от 24.11.2015 N 878)

Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4017; 2008, N 30, ст. 3597, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2283; N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6410, ст. 6419.

. Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127; 2006, N 23, ст. 2383; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 52, ст. 6416; 2011, N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4590; N 45, ст. 6335; N 49, ст. 7043, 7070; N 50, ст. 7351; 2012, N 53, ст. 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 30, ст. 4064; 2014, N 26, ст. 3377; 2015, N 1, ст. 52; N 27, ст. 3975; N 29, ст. 4339. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

1) реестра объектов недвижимости;

2) кадастровых дел;

3) кадастровых карт.

Ведение ГКН осуществляется с использованием автоматизированной информационной системы ГКН (АИС ГКН). (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

2. Порядок ведения государственного кадастра недвижимости (далее — Порядок) устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.

Порядок не определяет правила воспроизведения кадастровых сведений на кадастровых картах.

3. Пункт утратил силу. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

4. При внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры:

1) внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

2) постановка на государственный кадастровый учет (далее — кадастровый учет) объекта недвижимости;

3) учет изменений объекта недвижимости (в том числе учет (снятие с учета) части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя объекта недвижимости, учет в связи с исправлением кадастровой ошибки); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

4) снятие с кадастрового учета объекта недвижимости;

5) внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти , органов местного самоуправления и иных органов в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН (статья 15 Закона о кадастре) (далее — порядок информационного взаимодействия); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

5. Реестр объектов недвижимости состоит из:

1) реестров объектов недвижимости кадастровых округов, ведение которых осуществляется на электронных носителях (далее — Реестры);

Сноска — Исключена. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

2) форм государственных реестров земель кадастровых районов, содержащих сведения о ранее учтенных земельных участках (далее — формы ГРЗ КР), и журналов учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях.

Реестры создаются на основе государственных реестров земель кадастровых округов на электронных носителях, являвшихся составной частью Единого государственного реестра земель. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

Абзац 5 — Утратил силу. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 12.03.2014 N 121)

6. Кадастровые сведения в Реестре содержатся в текстовой форме и группируются по следующим записям:

об объектах недвижимости, расположенных на территории кадастрового округа;

о прохождении Государственной границы Российской Федерации;

о границах между субъектами Российской Федерации;

о границах муниципальных образований;

о границах населенных пунктов;

об особых экономических зонах; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

о поверхностных водных объектах; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 24.11.2015 N 878)

о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — территории объектов культурного наследия); (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

о проекте межевания территории; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.06.2015 N 376)

о кадастровом делении территории кадастрового округа;

о картографической и геодезической основах кадастра.

7. Формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов содержат сведения о ранее учтенных земельных участках и их кадастровых номерах на бумажных носителях.

Внесение новых записей в формы ГРЗ КР и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов прекращается с 1 марта 2008 г.

Внесение новых сведений о ранее учтенных земельных участках или сведений о прекращении их существования осуществляется в Реестре. В случае снятия с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка его подраздел на бумажном носителе закрывается, а формы закрытого подраздела ГРЗ КР включаются в кадастровое дело такого земельного участка.

Ведение государственного кадастра недвижимости

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

На данный государственный орган возложена функция организации единой системы, состоящей из государственного кадастра и системы государственной регистрации недвижимости.

Функции и полномочия упразднённых государственных органов (Роснедвижимость и Роскартография) полностью перешли в ведение Росреестра.

Чтобы получить сведения из ГКН, необходимо направить письменный запрос. Это можно сделать при личном посещении территориального органа Росреестра или посредством почтового сообщения. В пункте 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». также указано, что можно воспользоваться услугами многофункциональных центров (МФЦ).

Порядок ведения государственного кадастра недвижимости и внесения сведений в государственный кадастр недвижимости определён Приказом Минэкономразвития от 04.02.2010 г. «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».

В Приказе указано, что существует информационное взаимодействие при ведении государственного кадастра недвижимости. В рамках этого взаимодействия осуществляется:

  1. кадастровый учёт в связи с внесением некоторых изменений;
  2. внесение сведений об объектах, которые были учтены ранее;
  3. исправление ошибок учёта;
  4. снятие с учёта.

Информационное взаимодействие осуществляется с:

  1. государственными органами;
  2. органами местного самоуправления всех субъектов федерации;
  3. собственниками и правообладателями недвижимости.

Эти вышеперечисленные субъекты имеют право затребовать необходимую информацию из ГКН. Такая информация должна быть предоставлена в течение 5 рабочих дней с момента поступления письменного запроса.

Внесение сведений в ГКН осуществляется по инициативе:

  1. гражданина, который является собственником недвижимости, не поставленной на кадастровый учёт;
  2. юридическим лицом;
  3. органом государственной власти.

Для постановки объекта недвижимости на учёт необходимо обратиться в территориальный орган Росреестра по месту нахождения недвижимости. Также заявление можно подать через МФЦ. Заявление регистрируется в день обращения, а затем направляется на рассмотрение.

Заявление будет рассмотрено в течение 10 календарных дней, а при подаче через МФЦ срок может увеличиться до 15 календарных дней.

Решение о постановке на учёт недвижимости принимается специалистами Росреестра на основании документов, которые поступают в порядке информационного взаимодействия из других государственных ведомств.

Решение о внесении сведений в ГКН в порядке информационного взаимодействия, сопровождается принятием:

  1. решения о внесении сведений;
  2. решения об отказе внесения сведения.

Отрицательный ответ должен быть представлен в письменном виде, при этом такой отказ должен быть юридически обоснован (должны быть указаны ссылки на нормативные акты).

Постановка на учёт недвижимости осуществляется в течение 30 календарных дней. Такой срок установлен, если постановка на учёт осуществляется в документальном порядке, а не в порядке информационного взаимодействия.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Земельный кадастр РФ, его функции и задачи в 2021 году

  1. ГКН
  2. Состав сведений об объекте недвижимости содержащихся в кадастре
  3. Порядок внесения сведений ГКН об объекте недвижимости
  4. Список документов
  5. Наиболее популярные вопросы и ответы на них по составу и порядку внесения сведений ГКН об объекте недвижимости
  6. Пример по составу и порядку внесения сведений ГКН об объекте недвижимости
  7. Заключение
  8. Образцы заявлений и бланков
  9. Список законов

В главе 3 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указывается, что систематизация данных об объектах недвижимости является одной из основных задач комплекса. Состав сведений кадастра недвижимости включает:

  1. Описание объекта.
  2. Данные о собственнике.
  3. Местоположение строения.
  4. Стоимость.

Дополнительно в состав сведений ГКН вносятся:

  1. Указание того, к какому объекту он привязан.
  2. Кадастровый номер недвижимости.
  3. Координаты объекта.

Информация вносится в базу постоянно по стандартной технологии, единой для всей территории государства. Занимается внесением подобных данных Кадастровая палата. Для того чтобы объект был внесен в ГНК необходимо:

  1. Подать заявку на постановку и снятие с кадастрового учета.
  2. Определить стоимость имущества в соответствии с кадастром.
  3. Присвоить учетный номер.
  4. Произвести учет изменений объекта.

Ввести данные об имуществе в ГНК, при помощи составления кадастровой карты, где отмечаются разграничения по земельным участкам территории.

После проведения всех этих действий объект считается внесенным в государственный кадастр недвижимости.

Принципиальной особенностью базы считается общедоступность информации. Если Федеральным законом не установлен запрет, то запрос можно направить относительно любого участка или здания.

Заявка подается лично или посредством электронного портала государственных услуг.

Гражданка П. подала в свое время заявление на постановку в госкадастр своего жилого помещения. Через некоторое время ею был получен кадастровый паспорт.

Когда дошло дело до совершения сделки с этим объектом выяснилось, что в паспорте не указана стоимость имущества и соответственно, невозможно рассчитать госпошлину, которую необходимо оплатить.

Повторно обратившись в Росреестр с требованием переделать паспорт, П. получила ответ, в котором ей предложили по новой собрать все документы и ждать несколько недель, пока будут внесены изменения. Женщина указала руководству на то, что ошибку допустил сотрудник ведомства. Общего языка найдено не было, и П. вынуждена была подать заявление в суд о нарушении своих прав.

В результате суд принял решение в ее пользу и обязал Росреестр без предоставления документации в течение трех дней внести изменения в документ.

В итоге можно составить несколько тезисов:

  1. Государственный кадастр недвижимости является единой унифицированной базой, в которую постоянно вносятся данные обо всех имущественных объектах, земельных участках, а также информация о разграничении субъектов Российской Федерации.
  2. Целями создания данной системы является контроль со стороны исполнительных органов власти и участие всех объектов недвижимости в экономическом обороте страны.
  3. Не все объекты могут быть внесены в этот реестр. Исключением являются морские и воздушные суда, космические объекты, природные недра и предприятия входящие в общий имущественный комплекс.
  4. Регистрация осуществляется в стандартном порядке и является единой для всех субъектов Российской Федерации.
  5. При постановке на учет конкретного объекта потребуется внесение обязательной и дополнительной информации о нем.
  6. Чтобы получить кадастровый паспорт следует обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением.
  7. Помимо заявки, потребуется предоставить перечень документации, утвержденный ФЗ. В каждом регионе страны перечень может быть видоизменен в связи с типом недвижимости и областными условиями.
  8. В процессе постановки на учет, объекту присваивается индивидуальный кадастровый номер.
  9. Основанием для регистрации являются: появление нового объекта, изменения относительно имущества, окончание срока его службы.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2021 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости (ГКН) является систематизированным сводом сведений о недвижимом имуществе, о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, о геодезической и картографической основе ГКН и кадастровом делении территории Российской Федерации (далее — кадастровые сведения).

Минэкономразвития России осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности. Ранее указанные функции принадлежали Минюсту России. Таким образом, до вступления в силу указанного Приказа Минэкономразвития России действует Приказ Минюста России от 20.02.2021 № 35 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *