Виды и методы финансового контроля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды и методы финансового контроля». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Финансовый контроль – проверка финансовых операций на соответствие нормам законодательства и интересам собственников. Проверяющий буквально разбирает компанию на винтики: ему доступны все документы, физические объекты предприятия и произведенные товары, общение с любым сотрудником.

Как провести финансовый контроль?

Формы экономического контроля:

  1. Предварительный. Осуществляется до принятия управленческих решений.
  2. Постоянный последующий. Его еще называют оперативным – специальные органы оперативно проверяют все, что происходит в компании.
  3. Периодический последующий. Эту форму контроля называют ревизией (revision – пересмотр с латинского), а того, кто ее осуществляет – ревизор.

Здесь уместно вспомнить гоголевскую комедию – она очень поможет нам при выделении исключительных черт ревизии:

  • внезапность. «К нам едет ревизор…инкогнито» – так начиналась комедия. Действительно, ревизор приезжает неожиданно и не разглашает информацию о том, что и как он собирается проверять;
  • непрерывность. Чиновники города постоянно ходили за Хлестаковым и умасливали его – и успокоились только тогда, когда он уехал. Ревизор не имеет право покидать объект до завершения процедур проверки. Иначе проверяемые могут подтасовать результаты;
  • активность. Ревизия проходит быстро, с четким соблюдением сроков. Иначе очень легко скрыть нарушения;
  • обоснованность. В отчете ревизор обязан полностью обосновать тот или иной вывод. Для этого нужно проверить все факты, а также удовлетворить все запросы заинтересованных сторон касательно тех или иных ревизионных действий.

Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций, производимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения фактических финансовых издержек с прогнозируемыми и т. д.

По регламенту осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний).

Инициативный контроль является неотъемлемой частью управления финансами для достижения стратегических и тактических целей и не вытекает из финансового законодательства.

Обязательный финансовый контроль проводится:

  • в силу требований законодательства (например, контроль со стороны представительных органов власти за исполнением бюджета по итогам за год);
  • по решению компетентных государственных органов (например, проверки налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов; контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов).

По объектам контроля — бюджетный, контроль за внебюджетными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный, таможенный контроль, контроль за денежной массой.

    По субъектам контроля — президентский, законодательных органов власти и местного самоуправления, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов, внутрифирменный, ведомственный, аудиторский;

      Ведомственный контроль, осуществляемый министерством, ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций, имеет много общего с контролем, который производится в системе общественных организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль, осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему. Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный.

      Представляется необходимым в условиях развития местного самоуправления выделить в качестве самостоятельного вида финансового контроля контроль, осуществляемый представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

      Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. В РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

      Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

      Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль. Данный вид финансового контроля осуществляется в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации.

        Аудиторский (независимый) финансовый контроль — представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

        Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

        Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.

        Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.

          Ревизия является основным методом государственного контроля

          В научной литературе именно ревизия часто именуется основным методом финансового контроля. Это объясняется тем, что:

          1. Ревизию, как правило, проводят наиболее компетентные и имеющие наибольший объем полномочий лица.
          2. Ревизия, как правило, предполагает изучение не только внутренних источников информации проверяемого субъекта, но и внешних. Например, может предусматриваться встречная проверка контрагентов.
            Также наряду с изучением документов предполагается фактическая проверка наличия (комплектности) активов (пассивов), отраженных в этих документах. Например, при инвентаризации — составляющей ревизии — происходит физический пересчет ТМЦ.
          3. Ревизия позволяет оценить деятельность проверяемого объекта в целом.

          Санкционирование как метод финансового контроля: в чем его особенности

          Санкционирование по смыслу БК РФ — это утверждение перечня и сумм доступных субъекту расходов и системы контрольно-разрешительных мер, позволяющих эти расходы произвести.

          Контроль в данном случае проводится в несколько этапов. Рассмотрим их на самом характерном примере — на санкционировании расходов бюджетных учреждений.

          На первом этапе главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) распределяет бюджетные средства согласно ранее сформированным запросам и установленным нормативам и планам.

          На втором этапе ГРБС передает санкционированный план распределения бюджетных средств подведомственным распорядителям бюджетных средств. Последние, в свою очередь, занимаются распределением средств уже между теми, кому они требуются (исполняют свою часть бюджета). Попутно следят за соответствием заявленных к получению средств санкционированным планам.

          Цепочка может быть длиннее. Например, между крупным региональным распорядителем бюджетных средств и их конечным получателем может стоять еще более мелкий распорядитель.

          Для понимания механизма полезно привести практический пример от обратного.

          Пример

          Допустим, бюджетному учреждению в 2018 году потребовался ремонт. В 2018 году получить на это бюджетные деньги уже нельзя, т. к. они не были заранее заявлены и санкционированы. Учреждение может подать заявку своему распорядителю (от которого непосредственно получает средства), обосновать необходимость ремонта, оценить его стоимость. Распорядитель, в свою очередь, рассмотрит заявку на предмет ее необходимости, соответствия установленным нормативам на ремонт для бюджетных организаций, реальности заявленной стоимости. Если заявка не вызвала у распорядителя нареканий, он передаст ее выше — главному распорядителю (санкционирует на своем уровне). Если и главный распорядитель санкционирует заявку, то на сумму, требуемую учреждению на ремонт, будет увеличен лимит бюджетных обязательств на 2019 год.

          Предположим, согласовали сумму 3 млн руб. В 2019 году учреждение сможет потратить на оплату ремонта из бюджетных средств строго эту сумму. Ни больше ни меньше. Если что-то пойдет не так, например конечная стоимость работ будет больше, скажем 3 100 000 руб., то эти 100 000 руб. учреждению никто не даст (не санкционирует). Чтобы их получить, учреждению придется заново пройти весь путь, начиная с заявки.

          ***

          Метод финансового контроля — это совокупность способов или инструментов осуществления контроля, применяемая контролером для достижения определенных целей. Методы осуществления государственного финансового контроля определены в БК РФ.

          ***

          Еще больше информации — в нашей рубрике «Аудит».

          Аудиторская деятельность

          На основании данных актов аудиторская деятельность представляет из себя предпринимательскую деятельность в области проведения аудита и оказания смежных услуг, которые осуществляются в лице аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов.

          Определение 3

          Аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц для того, чтобы выразить мнение касательно достоверности данной отчетности.

          Цель аудита — выразить мнение по поводу достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и о том, соответствует ли порядок ведения бухгалтерского учета Законодательству Российской Федерации.

          Помимо этого, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут предоставлять такие виды услуг:

          • устанавливать, восстанавливать и вести бухгалтерский учет, составлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность, проводить бухгалтерское консультирование;
          • осуществлять налоговое консультирование;
          • анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации или индивидуального предпринимателя, проводить экономическое и финансовое консультирование;
          • проводить управленческое консультирование, которое также может быть связано с реструктуризацией организации;
          • консультирование в области права, представлять в судебных и налоговых органах в связи с налоговыми и таможенными спорами;
          • автоматизировать бухгалтерский учет и внедрять информационные технологии;
          • проводить оценочную деятельность(
          • проводить маркетинговые исследования;
          • проводить научно-исследовательские и экспериментальные работы в областях, которые имеют отношение к аудиторской деятельности;
          • обучать на основании установленного законодательством Российской Федерации порядка специалистов в тех областях, которые связаны с аудиторской деятельностью;
          • оказывать другие услуги, которые связаны с аудиторской деятельностью.

          Аудиторские фирмы регистрируются в качестве предприятий, а физические лица, которые осуществляют аудиторскую деятельность в индивидуальном порядке в качестве предпринимателей. Аудиторами в установленном порядке должна быть пройдена регистрация, а осуществлять юридическую деятельность у них есть право только после того, как будет получена лицензия.

          Основу данной отрасли составляет добровольное страхование жизни, виды которого предусматривают выплату страховой суммы страхователям или другим лицам в связи: с наступлением обусловленного срока или события либо до пенсионного возраста с последующей пожизненной выплатой ежемесячной пенсии в установленном размере; с наступлением смерти застрахованною лица; с различными увечьями от несчастного случая, происшедшего в период страхования.

          Наиболее популярны те виды страхования жизни, которые имеют сберегательную функцию: смешанное страхование жизни, страхование детей, страхование к бракосочетанию, страхование дополнительней пенсии.

          Процесс сбережения застрахованной суммы не дублирует деятельность сберегательного банка, поскольку страхователи и вкладчики Сбербанка относятся, как правило, к различным возрастным группам населения (возраст вкладчиков значительно старше), а также имеются различия в уровне среднедушевых семейных доходов (у страхователей этот уровень, как правило, ниже).

          Смешанным страхованием называют такой вид страхования жизни, который объединяет в одном договоре несколько самостоятельных видов страхования.

          В нашей стране смешанное страхование охватывает страхование на дожитие до окончания срока страхования, страхование на случай смерти застрахованного, страхование от несчастных случаев.

          По окончании срока страхования застрахованному выплачивается полная страховая сумма, на которую был заключен договор страхования, независимо от того, что в период страхования выплачивались страховые суммы за последствия несчастных случаев.

          В случае смерти застрахованного в период страхования страховая сумма выплачивается ее посмертному получателю, которого при заключении договора указывает страхователь, одновременно являющийся и застрахованным.

          За оговоренные последствия несчастных случаев, происшедших в период действия договора, застрахованный может получить определенный процент от страховой суммы в зависимости от степени потери здоровья.

          Договоры смешанного страхования жизни заключаются с гражданами в возрасте от 16 до 77 лет на срок 3, 5, 10, 15 и 20 лет. Размер страховой суммы зависит от желания страхователя, но не может быть меньше 300 руб.

          При страховании детей в качестве страхователей выступают родители и другие родственники ребенка, а застрахованным является ребенок в возрасте со дня рождения до 15 лет.

          Сроки страхования определяются как разница между возрастом 18 лет и тем возрастом в полных годах, которого достиг застрахованный при заключении договора.

          Страховая сумма выплачивается застрахованному или страхователю при дожитии ребенком до окончания срока страхования, а также за последствия несчастных случаев с ребенком в период страхования.

          При наступлении смерти застрахованного в указанный период страхователю выдается пособие в размере 30 % страховой суммы и возвращаются уплаченные страховые взносы.

          Страхование к бракосочетанию, или свадебное страхование, является своеобразным вариантом страхования детей. На это страхование принимаются дети тех же возрастов, но с условием, что страхователи (родители и другие родственники) имеют возраст от 18 до 72 лет.

          Главное отличие состоит в том, что страховая сумма застрахованному выплачивается при вступлении им в законный брак в период со дня окончания срока страхования и до достижения 21 года.

          При этом размер страховой суммы после окончания срока страхования возрастает на 3 % в год. При невступлении в брак страховая сумма выплачивается до достижения застрахованным лицом 21 года.

          Если в период страхования прекращена уплата очередных взносов в связи со смертью плательщика страхователя, то договор продолжает действовать бесплатно. Как и по страхованию детей, в период действия договора страхования ребенок застрахован от несчастных случаев.

          По указанным выше трем видам страхования жизни выплачивается удвоенная и утроенная сумма (полная или частичная) за последствия несчастных случаев, если договор заключен с уплатой взносов по несколько повышенному тарифу.

          На страхование дополнительной пенсии принимаются рабочие, служащие, колхозники и члены кооперативов в возрасте: мужчины – от 25 до 60 лет; женщины – от 20 до 60 лет. Срок страхования исчисляется как разница между пенсионным возрастом (соответственно 60 и 55 годами) и возрастом страхователя при заключении договора.

          Если страхователю от 60 до 65 лет, срок страхования составляет 5 лет.

          Размеры дополнительной пенсии: 10, 20, 30, 40 и 50 руб. в месяц. Пенсия выплачивается пожизненно после окончания срока страхования, если договор полностью оплачен страховыми взносами.

          Если смерть страхователя наступит в период, когда он получает дополнительную пенсию, то посмертному получателю возвращается разница между суммами семи годичных пенсий и суммой уже выплаченных пенсий.

          Если смерть страхователя наступила после получения семи и более годичных пенсий, то никаких возвратов денежных средств не производится.

          Пенсионный фонд по страхованию дополнительной пенсии формируется наполовину за счет взносов страхователей и наполовину за счет средств бюджета.

          Страхование воспитанников детских домов и школ-интернатов предусматривает выплату страховой суммы 200, 300, 500 и 1000 руб. застрахованному лицу при достижении им 18 лет.

          В качестве страхователей выступают граждане или предприятия и организации, уплачивающие страховые взносы и определяющие размер страховой суммы на каждого ребенка.

          Если в период страхования воспитанник стал инвалидом в результате несчастного случая, то вместе с выплатой страховой суммы по дожитию ему выплачивается дополнительно и установленная страховая сумма по случаю инвалидности.

          В России проводится также несколько видов страхования от несчастных случаев с уплатой взносов как за счет страхователей, так и за счет предприятий и организаций.

          Граждане могут заключать договоры страхования от несчастных случаев в пользу самого себя, в пользу детей в определенном возрасте, в пользу детей, обучающихся в школе.

          Договоры за счет организаций заключаются с работниками, осуществляющими свою деятельность в опасных для жизни и здоровья условиях труда (горноспасатели, взрывники, летчики, пожарники и др.). Они застрахованы на случай смерти или потери здоровья при исполнении соответствующих служебных обязанностей.

          Действует обязательное страхование пассажиров от несчастных случаев на путях сообщения железнодорожного, автомобильного, водного и воздушного транспорта дальнего следования. Каждый пассажир застрахован в сумме 15 тыс. руб. Страховой взнос включается в стоимость пассажирского билета.

          В России проводится также обязательное страхование военнослужащих за счет средств Министерства обороны России и других ведомств.

          Военнослужащие застрахованы в период прохождения службы или сборов на случай гибели (смерти) с ранением или заболеванием в сумме 25 тыс. руб., а на случай получения инвалидности в сумме от 500 руб. до 15 тыс. руб.

          Кроме того, действует обязательное страхование научных и медицинских работников, связанных с исследованиями или лечением СПИДа.

          Во многих республиках проводятся региональные виды страхования от несчастных случаев.

          В России, например, это добровольное страхование пассажиров, туристов, экскурсантов, водителей транспортных средств, спортсменов, бойцов стройотряда, народных дружинников, страхование пособий родителям на период ухода за больным ребенком и некоторые другие.

          Страховой рынок – это особая сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает специфическая услуга – страховая защита, формируются предложение и спрос на нее. Объективной основой развития страхового рынка является возникающая в процессе воспроизводства потребность в обеспечении бесперебойности этого процесса, выражающаяся в оказании денежной помощи пострадавшим в случае наступления непредвиденных неблагоприятных событий.

          На страховом рынке происходит формирование и распределение страхового фонда для обеспечения страховой защиты общества.

          Субъектами страхового рынка являются страховые организации (страховщики), которые в той или иной степени принимают участие в оказании страховой услуги, страхователи и застрахованные.

          Формирование страхового рынка происходит в ходе развития товарно-денежных отношений и соответствует общему уровню «товарности» в стране.

          До начала 1990-х годов в России существовала государственная монополия в области страхования: все страховые операции внутри страны проводила единая организация – Госстрах СССР, а операции иностранного страхования – акционерное общество «Ингосстрах».

          Необходимость монополизации страхования обосновывалась двумя причинами: социально-экономической значимостью страхования, требующей активной роли государства в проведении страховой политики, и необходимостью концентрации средств страхового фонда в целях повышения финансовой устойчивости страховых операций.

          Однако практика показала, что монополия на проведение страхования, как и любая другая монополия, не способствует ориентации на интересы страхования, порождает ведомственные интересы, удовлетворение которых становится первоочередной задачей, ведет к бюрократизации страхового аппарата, лишает его работу гибкости и маневренности.

          К тому же повышение финансовой устойчивости страховых операций возможно при концентрации страхового фонда только до определенного предела, за границами которого дальнейшее наращивание объема страхового фонда перестает оказывать влияние на уровень устойчивости.

          В условиях перехода к рынку, который предполагает возможность выбора товара на основе конкуренции товаропроизводителей, правительство страны сочло возможным отказаться от монополии в страховании.

          Процесс разгосударствления собственности, активное развитие разных ее форм, переход к реальному самофинансированию предприятий, повышение их ответственности за своевременное выполнение взятых на себя обязательств сопровождаются быстрым развитием страхования, расширением сферы его применения.

          Оно становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих стабильность экономики в условиях перехода к рынку. В свою очередь потребности рыночной экономики стимулируют развитие страхового рынка как важного элемента общей системы рыночных отношений.

          Рынок побуждает страховые организации принимать участие в операциях коммерческого характера, проводить активную инвестиционную деятельность помимо, оказания сугубо страховых услуг, и в результате дает дополнительный импульс развитию экономики.

          Атрибутами рынка, в том числе и страхового, являются продавец, покупатель, товар (или услуга) и реальная свобода покупателя в выборе товара (услуги).

          Развитый страховой рынок включает в себя, как правило, следующие категории продавцов страховой услуги: страховщиков, непосредственно заключающих договоры страхования; так называемых «страховщиков для страховщиков» – перестраховочные организации, которые принимают на себя часть крупных рисков за соответствующее вознаграждение; посредников между страховщиками и страхователями; различные объединения страховщиков, создаваемые с какой-либо конкретной целью (обмен информацией, разработка перспективных программ, координация условий страхования и т. п.). Каждая категория продавцов страховой услуги может быть представлена разными формами собственности – государственной, акционерной, кооперативной, частной.

          На страховом рынке России в настоящее время действуют в основном «прямые» страховщики: до недавних пор монопольное положение на внутреннем рынке занимал Госстрах СССР; в последнее время все большее распространение получают акционерные страховые общества.

          На внешнем рынке действуют страховое акционерное общество «Ингосстрах» и его представительства за рубежом (Черно-морско-Балтийское генеральное страховое акционерное общество «Блекбалси», Черноморско-Балтийское страховое транспортное акционерное общество «Софаг», страховое акционерное общество «Гарант» и др.).

          Идет процесс формирования акционерных страховых обществ, ориентированных на иностранное страхование («Россия», «Дальроссо» и др.).

          Перестрахование, которое в условиях развитого рынка проводится настолько широко, что формируется самостоятельный перестраховочный рынок, в России находится в зачаточном состоянии.

          В известной мере это связано с тем, что Госстрах, бывший до недавних пор монополистом в проведении страховых операций, в перестраховании не нуждался, – финансовая устойчивость его операций была очень высока вследствие огромного страхового портфеля и значительной территориальной раскладки ущерба.

          Кроме того, за долгие годы монопольного владения рынком Госстрах накопил значительные запасные и резервные фонды, которые позволяли покрыть любой, даже экстраординарный ущерб. Что же касается вновь создаваемых страховых организаций, то они проводят в основном те виды страхования, где чрезвычайные убытки либо невозможны, либо маловероятны. К тому же особенностью российского страхового рынка является широкое участие банков как учредителей или гарантов страховых организаций.

          Посредниками в проведении страхования являются брокеры (брокерские фирмы) и страховые агенты.

          Страховые агенты заключают договоры добровольного страхования со страхователями от лица страховщика, разъясняют правила и условия страхования, помогают страхователю оформить соответствующие документы при наступлении страхового события для получения страховой суммы.

          Брокеры в отличие от страховых агентов выступают от лица и в интересах страхователя. Брокеры могут работать одновременно с несколькими страховыми организациями.

          Союзы и ассоциации страховщиков находятся в настоящее время в стадии становления.

          В структурах Конгресса Российских деловых кругов действует Российский союз страховщиков. Создан также Страховой союз России.

          Покупателями страховой услуги могут быть любые юридические или физические лица, если это не противоречит правилам и условиям данного вида страхования. Так, в личном страховании существуют определенные возрастные ограничения, в имущественном страховании – ограничения по составу имущества, по степени износа и т. д.

          Страховая услуга может быть предоставлена на основе договора (в добровольном страховании) или на основе закона (в обязательном страховании).

          Иначе говоря, в тех случаях, когда предоставление страховой защиты необходимо с позиций общественных интересов, страхователь принуждается к приобретению страховой услуги.

          В прошлом Госстрах даже добровольное страхование считал «односторонне обязательным», что означало обязательность приема на страхование любого страхователя, если это впрямую не противоречило условиям страхования. В зарубежном страховании принят более жесткий подход.

          Например, может быть отказано в приеме на страхование владельцу автомашины, если он замечен в нарушениях правил уличного движения, или владельцу недвижимости, если он отказался выполнить требования специалиста страховой компании по обеспечению дополнительной противопожарной безопасности.

          Акционерные и кооперативные страховые организации России в настоящее время только формируют свой портфель и завоевывают клиентуру, поэтому в случаях повышенного риска они предпочитают не отказывать в приеме на страхование, а использовать повышение цены на страховую услугу.

          Специфическим товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга.

          Как и любой другой товар, она имеет потребительную и меновую стоимость.

          Виды, формы и методы финансового контроля внутри организации

          Управленцы в коммерческих и других структурах (например, государственных) рано или поздно приходят к выводу, что в организации нужно создать специальное подразделение, которое будет заниматься только финансовым контролем.

          Внутренний финансовый контроль – это один из способов сделать менеджмент более эффективным. Контролирующее подразделение в организационном и функциональном плане самостоятельно, не связано с прочими отделами и подчиняется главе компании. Оно необходимо для проведения регулярных и независимых проверок и оценки текущей финансово-экономической деятельности фирмы.

          Особенности внутреннего контроля:

          • он организуется на предприятии или в пределах его управленческой структуры работниками самой компании;
          • для его создания необходимо решение руководства или управляющего органа;
          • все собираемые им сведения передаются только топ-менеджерам предприятия;
          • это подразделение содержится за счет бюджета фирмы.

          Финансовым контролем в организациях обычно занимаются экономические подразделения: финансовый отдел или отдел финансового менеджмента, бухгалтерия. Они мониторят всю хозяйственную деятельность компании, ее региональных отделений и дочерних фирм.

          Финансовый контроль в организации выполняет следующие функции:

          • Отслеживание процесса движения к целям, определяемым плановыми показателями и нормативами.
          • Вычисление степени отклонения реальных результатов деятельности от намеченных.
          • Диагностика состояния фирмы или организации по финансовым показателям (в первую очередь, по динамике ее денежного роста).
          • Оперативное принятие решений, направленных на упорядочение деятельности в рамках актуальных планов и целей.
          • При необходимости – пересмотр поставленных задач и финансовых нормативов с учетом рыночной конъюнктуры, изменений во внешней среде и сложившейся на предприятии ситуации.

          Таким образом, финансовый контроль в компании выполняет не только свою прямую функцию (надзор за финансовыми операциями и хозяйственной деятельностью), но и ряд других, не менее важных. Он является действенным средством сбора данных, координирования действий управленцев и выработки комплекса мер, которое объединяет финансовый анализ, составление планов и контроль их практической реализации.

          Контроль финансовой деятельности может принимать разные формы (то есть выражаться в различных мерах и комплексах мероприятий). Основные формы финансового контроля описаны ниже.

          Предварительный контроль предшествует проведению хозяйственных операций того или иного вида: разработке, рассмотрению и утверждению бюджета, финансового плана компании, предварительных смет по доходам и расходам, законопроектов, договоров, учредительной документации и т. д. Он необходим для того, чтобы обнаружить потенциальные проблемы и ошибки еще на стадии замысла и прогноза (например, уязвимость действующих законов, риски перерасхода средств или их нецелевой траты), а также найти новые возможности и источники ресурсов.

          Текущий (оперативный) финансовый контроль ведется параллельно с совершением экономических операций и реализацией планов. Его назначение – быстро обнаружить и предотвратить убытки и растрату денег, нарушения законов, а также принять необходимые решения. Этот вид финансового контроля использует визуальный осмотр и анализ различных типов документации предприятия: первичной, бухгалтерской, инвентаризационной.

          Последующий контроль оценивает итоги поступления денежных средств и распоряжения ими. Проверяется полноценность их комплектования, правомерность совершаемых сделок и операций, рациональность использования ресурсов (финансовых, человеческих, материальных), соответствие текущих показателей плановым. Последующий финансовый контроль в учреждениях, финансируемых из государственного бюджета, уделяет особое внимание сметам. Он распространяется на все аспекты хозяйственной деятельности организации.

          Формальный (документальный) вид контроля имеет дело исключительно с первичными документами, регистрами бухгалтерского учета, нормативами, технологической, проектной и конструкторской документацией, бухгалтерскими, статистическими и оперативно-техническими отчетами.

          Фактический финансовый контроль, наоборот, строится на сведениях, собираемых при помощи осмотров и проверок: пересчета, лабораторного анализа, взвешивания и т. п. Поэтому он не является самодостаточным видом контроля деятельности фирмы, а всегда используется в комплексе с формальным, ведь хозяйственная активность любого предприятия – это непрерывный и разносторонний процесс. Если возникают сомнения в полноте и достоверности документов, они подвергаются особым видам фактического контроля.

          Методов и способов финансового контроля существует несколько:

          Проверка – изучение документации предприятия (отчетной, расходной) по интересующим аспектам финансово-экономической деятельности. По итогам проверки составляют план исправления ошибок, устранения найденных недочетов.

          Обследование отличает более широкий, чем при проверке, охват экономических показателей подконтрольного учреждения или коммерческой фирмы. Без него невозможно дать общую оценку финансовому состоянию компании, перспективам бизнеса.

          При анализе финансовой деятельности исследуется вся финансово-бухгалтерская отчетность (как годовая, так и периодическая). Этот метод контроля является инструментом для оценки итогов коммерческой работы, состояния активов и того, насколько оптимально они используются.

          Наблюдение (мониторинг) – это непрекращающийся процесс анализа эффективности финансовой деятельности, который позволяет обнаружить различия между запланированными и фактическими финансовыми показателями, чтобы затем ликвидировать их и привести деятельность в соответствие с планом. Наблюдение проходит на нескольких уровнях:

          • Исследование текущей работы компании.
          • Отбор приоритетных финансовых показателей, указывающих на стабильность или, наоборот, опасность банкротства, и их отслеживание.
          • Постановка задач, связанных с контролем, сотрудникам компании, наделение их полномочиями.
          • Планирование финансовой отчетности и назначение сроков ее сдачи.
          • Корректировка, создание параметров текущей хозяйственной деятельности, по которым оценивается ее состояние при несовпадении с планами. Определение амплитуды допустимых отклонений от планов.
          • Выяснение причин расхождения между реальной деятельностью и планами, бюджетами.
          • Оценка достижимости принятых планов и нормативов, соответствия текущих задач состоянию компании и ее положению на рынке.

          Что такое финансовый контроль

          Прежде чем говорить о методах финансового контроля, рассмотрим, что он собой представляет. Несмотря на то, что в нормативных актах понятие «финансовый контроль» используется довольно активно (например, десятки раз — в положениях Бюджетного кодекса России, в нормативных актах ЕАЭС), официального его определения законодатель не дает.
          В экономической литературе и некоторых судебных актах, например в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2017 № 11АП-6684/2017 по делу № А55-11638/2015, встречается определение, в соответствии с которым под финансовым контролем следует понимать совокупность действий и операций, связанных с проверкой финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, с использованием специфических форм и методов организации контроля.

          Основные подходы к классификации видов, форм и методов финансового контроля

          Финансовый контроль — это совокупность мероприятий компетентных экономических субъектов, которые связаны с проверкой и анализом элементов финансовой инфраструктуры, управления и отчетности в той или иной организации. Рассмотрим их сущность подробнее.
          Форма финансового контроля — признак, отражающий способ осуществления тем или иным субъектом контроля своих действий. Современные российские эксперты выделяют 3 ключевые формы финансового контроля:

          • предварительный;
          • текущий;
          • последующий.

          Вид финансового контроля — признак, позволяющий отнести соответствующие контрольные мероприятия к той или иной категории. Актуальные теоретические концепции предполагают классификацию видов финансового контроля по следующим базовым основаниям:

          • субъект контроля;
          • направление контроля;
          • сроки выполнения.

          Таким образом, фактически соответствующие виды и формы финансового контроля можно рассматривать как сходные признаки. Применение данной аналогии прослеживается во многих публикациях российских экспертов.

          Задачи, решаемые с помощью финансового контроля на предприятии

          Задачи, которые ставятся при проведении финансового контроля, могут быть следующие:

          • определение общего состояния бухгалтерского, управленческого учета;
          • изучение недочетов в выполнении сотрудниками своих функций;
          • оценка качества системы управления капиталом;
          • внесение изменений в механизмы управления фондами компании с целью обеспечения роста финансовых результатов;
          • поиск путей воздействия на отдельные элементы финансового управления для повышения его эффективности.

          Первый пункт имеет довольно важное значение с позиции обеспечения законности деятельности компании. Необходимо наличие всех лицензионных, разрешительных документов, достоверно сформированных показателей финансовой отчетности.

          Второй пункт важен для стабильности и эффективности всех происходящих процессов, поскольку в конечном счете они зависят от компетентности, подготовки, добросовестности сотрудника.

          Третий пункт влияет на общую конкурентоспособность предприятия, поскольку от применяемых технологий в области управления капиталом зависят общий уровень расходов, применяемая система мотивации, поддержка необходимых электронных систем.

          Помимо этого, финансовый контроль способствует выявлению новых направлений в стратегии управления финансами компании. В процессе контроля определяются причины изменений в результатах реализуемого топ-менеджментом компании подхода. Использование имеющихся капиталов, как правило, основывается на системе рычагов и механизмов, вырабатываемых в течение длительного времени и периодически корректируемых. Инициировать необходимость внесения изменений в текущие подходы должен именно финансовый контроль. В результате могут быть найдены новые направления приложения усилий, которые способствовали бы:

          • оптимизации учетных процессов;
          • развитию системы обучения персонала;
          • совершенствованию технической и методологической оснащенности системы управления капиталом;
          • изменению подходов к стратегии управления финансами компании;
          • уменьшению влияния негативных событий на результат распоряжения капиталом и усилению имеющихся позитивных тенденций.

          Что изучается при проведении контрольных процедур

          Основным предметом контроля выступает система решений в области финансов, влияющих на эффективность использования имеющегося капитала компании.

          Предмет финконтроля характеризуется следующими составными элементами:

          • комплексом внутренней нормативной документации, применяемой в процессе финансового управления;
          • технологической инфраструктурой, при помощи которой реализуется действующая политика в области финансов;
          • концепцией принятия решений, которой руководствуются работники, ответственные за управление капиталом компании.

          В состав нормативной документации входят законодательные акты различных уровней, локальные положения, инструкции и регламенты, созданные внутри организации.

          В качестве технологической инфраструктуры для реализации финансового контроля выступают бухгалтерские информационные базы данных, системы расчетов с банками, специализированное программное обеспечение для анализа данных и организации документооборота.

          Кроме того, предметом изучения контролирующих отделов могут быть:

          • показатели производственной деятельности в натуральной и стоимостной оценке;
          • разнообразные статистические данные в динамике;
          • характеристики партнеров компании, потребителей.

          Перечень объектов, включаемых в систему финансового контроля, ничем не ограничен и может изменяться в зависимости от потребностей конкретной компании в контроле за управлением финансовыми ресурсами.

          Финансовый контроль: исследование изнутри

          Что такое внутренний финансовый контроль? Это система или же инициированная на время проведения соответствующего исследования структурная единица на предприятии, ответственная за проверку деятельности фирмы на предмет исполнения решений в области управления финансовыми потоками. Цель внутреннего контроля — выявление возможных ошибок со стороны отдельных сотрудников фирмы в аспекте обеспечения соответствия выполняемой работе принятой финансовой стратегии организации. В ряде случаев — обнаружение намеренных, обусловленных поиском личной выгоды действий, которые нежелательны с точки зрения устойчивости бизнес-модели компании.

          Внутренний финансовый контроль — явление, характерное также и для государственных структур. Часто он проводится на уровне отдельных ведомств. Цель — проверка деятельности отдельных структур, формирующих собой тот или иной орган, на предмет эффективного освоения бюджетных средств и отсутствия нарушений релевантного законодательства.

          Контроль на государственном и муниципальном уровне

          Формы финансового контроля, осуществляемые государственными и муниципальными органами власти, выделяются многими российскими экспертами в категорию, обособленную от сфер деятельности структур, так или иначе связанных с частными организациями. Как правило, рассматриваемые виды активностей отражают взаимодействие между ведомствами и органами управления в аспекте бюджетного процесса.

          Эксперты выделяют разные основания, по которым могут быть классифицированы формы финансового контроля. Например, по времени он может быть предварительным, текущим или последующим. Относительно первого: он представляет собой чаще всего обсуждение неких проектов, законов и норм, которые впоследствии могут стать основой для реализации неких этапов бюджетного процесса. Касательно второго — это проверка текущего соблюдения уже принятой стратегии. Третий вид финансового контроля — последующий — применяется с целью анализа результатов практической реализации утвержденных концепций.


          Похожие записи:

          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *