Как уведомить муниципалитет о начале строительства жилого дома

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как уведомить муниципалитет о начале строительства жилого дома». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Раньше, чтобы построить на земле дом или садовый домик, требовалось разрешение на строительство. Этот документ был установлен ст. 51 Градостроительного кодекса. Теперь в ст. 17 кодекса прописали, что для строительства и реконструкции объектов ИЖС такое разрешение получать не нужно — его заменили уведомления. Аналогично с хозяйственными постройками на участке: теплицы, погреба, бани, сараи, колодцы.

Отмена разрешения на строительство – это волевое действие уполномоченного органа по отзыву ранее выданного разрешения на строительство как выданного с нарушениями.

П. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрена возможность отмены изданного муниципального правового акта в порядке самоконтроля. Так, в Постановлении от 06.07.2004 № 1424/04 Президиум ВАС РФ указал, что на основании рассматриваемой нормы уполномоченный орган вправе отменить ранее вынесенное им с нарушением предусмотренных законом процедур распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду для строительства. В дальнейшем этот подход был распространён арбитражными судами на иные ненормативные акты, в т. ч. и на разрешение на строительство.

Как подать строительное уведомление, какие документы понадобятся

Адресатом уведомительного документа будет муниципальный орган власти, соответствующий территориальной принадлежности земельного участка. Достаточно созвониться с муниципалитетом и уточнить получателя. Заметим, что по многих муниципальных образованиях установлен определенный порядок обращения с уведомлением о строительстве, описываемый в постановлениях и нормативных документах местных властей.

Документы, которые следует направить властям вместе с уведомлением о строительстве:

  • гражданский паспорт (копия). Если уведомление направляется по доверенности, необходима ее копия**;
  • кадастровый номер участка, принадлежащего собственнику-застройщику***;

  • подтверждение права собственности по земельному участку, либо договор на него (копии). Эти сведения потребуются, если по каким-либо причинам они отсутствуют в ЕГРН.

Следующий обязательный к соблюдению параметр – площадь застройки.

Данный параметр устанавливает предельный размер площади участка, которая может быть застроена.

Проще говоря, площадь застройки определяет некое пороговое значение, за которое нельзя переходить.

Как правило, площадь застройки определяется в процентном отношении от площади участка.

Пример.

Площадь застройки составляет 40%.

Земельный участок имеет общую площадь 10 соток.

Из данного примера следует, что владелец участка может застроить (то есть занять строениями) только 4 сотки.

Остальные 6 соток должны быть свободны от строений.

Площадь застройки – это параметр, который не имеет единого значения для разных населенных пунктов.

Иными словами, в разных городах, поселках, деревнях и т.д., и даже в разных территориальных зонах одного населенного пункта, площадь застройки может отличаться.

Право на строительство дома сохраняется при переходе прав на земельный участок и дом.

По общему правилу, право на строительство сохраняется при переходе прав за земельный участок. А также при переходе прав на объект ИЖС или садовый дом. Смотрите часть 13 статьи 51.1 ГрК.

Допустим покупаете земельный участок, для которого согласовано строительство.

Если 10-летний срок действия не истек, то получать новое согласование не нужно.

При этом нужно понимать следующее. Строить на купленной земле дом можно только с теми параметрами, которые были согласованы.

Проще говоря. Если предыдущий владелец участка согласовал строительство одноэтажного дома, то строить 2-х этажный не стоит.

Потому что после окончания стройки администрация не согласует завершение строительства. Регистрация прав собственности станет «колом».

На этом пока все.

Собственник земли, желающий возвести на ней жилой дом, должен внимательно ознакомиться с нормами Градостроительного кодекса РФ. В частности это касается статей 51-55. Именно они регулируют все этапы строительства: от подготовки документов, до ввода готового дома в эксплуатацию.

Помимо указанного кодекса учитываются нормы Земельного и Гражданского кодексов, строительные регламенты. Если речь идет о частном домовладении, то для него требования будут следующими:

  • этажность ограничена тремя этажами в высоту;
  • общая площадь построенного дома не должны быть более 1500 кв.м.;
  • дом предусматривает проживание одной семьи;
  • от дома соседа должно быть соблюдено расстояние – не менее 8 метров;
  • со стороны улицы расстояние до жилого дома или хозяйственной постройки – 5 метров и более.

При расчете количества этажей нужно помнить: цокольный или технический этаж тоже учитываются. Разрешение на строительство можно получить до и после его возведения. Но во втором случае согласование будет более длительным и хлопотным, а также грозить собственнику возможными штрафами. Хуже будет обстоять дело, если постройка будет признана незаконной и суд обяжет ее снести.

Разрешение на строительство жилой постройки

Для того, чтобы построить дом или коммерческий объект, в первую очередь необходимо получить разрешение на строительство. Список документов отличается в зависимости от типа объекта. Согласно классификации градостроительного кодекса есть несколько видов строительства:

  1. Объект индивидуального жилищного строительства (ИЖС). К данной классификации относятся жилые отдельно стоящие дома. Согласно градостроительному кодексу здания, относящиеся к ИЖС, могут иметь не более трёх наземных этажей, общая высота которых не превышает двадцати метров. Внутренняя планировка представляет собой комнаты и помещение, предназначенные для бытовых нужд человека. Такое здание не может быть разделено на отдельные объекты недвижимости.
  2. Линейные объекты. Данная классификация включает в себя железнодорожные пути, автомобильные дороги, электролинии, трубопроводы и другие подобные коммуникации.
  3. Объект капитального строительства – это сооружения, строительство которых находится в процессе. Сюда не относятся некапитальные постройки и процессы улучшение земельных участков, такие как асфальтирование дорог, покрытие плиткой тротуаров, замощение дорожек.

Список необходимых документов зависит от типа предполагаемой застройки.

Как получить разрешение

Возведение частных домов допускается только на участках, имеющих строго определенное целевое назначение – ИЖМ, для ведения личного подсобного хозяйства. В ряде случаев допускается строительство на участках, предназначенных для ведения садоводства и огородничества. Выделим основные моменты, которые нужно учитывать при обращении в муниципалитет:

  • для возведения может использоваться участок, принадлежащий гражданам на законном основании – собственность, аренда, пожизненное владение и т.д.;
  • частный дом предназначен для проживания одной семьи, и не может превышать трех этажей – этот факт будет проверяться на основании проектной документации;
  • для постройки можно использовать типовой или индивидуальный проект, согласованный с коммунальными и ресурсоснабжающими организациями (в части пересечения границ трубопроводов и линий связи).

Земля под ИЖС автоматически подразумевает возможность возводить жилье. Гораздо деликатнее с дачными (садовыми) угодьями. Поэтому в дальнейшем будем делать акцент именно на дачно-садоводческих участках.

Вопрос:
На каком участке можно строить дом?

СНТ могут быть двух видов: садоводческие и огороднические (слово дача из закона удалено). На огороднических участках строить капитальные объекты нельзя вообще. Остаются только садоводческие товарищества. Там возможно создать жилье, но при условии:

  • земельный надел находится в границах населенного пункта;
  • есть градостроительный регламент, позволяющий производить застройку жилыми или садовыми домами.

Отсюда следует, если участок находится вне населенного пункта, то там ничего строить нельзя.

Статья 51. Разрешение на строительство

[Градостроительный кодекс РФ] [Глава 6] [Статья 51]

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

3.1. В случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для комплексного освоения территории, выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства — многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории.

4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 — 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

5. Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции:

1) утратил силу — Федеральный закон от 04.03.2013 N 21-ФЗ;

2) объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), — федеральным органом управления государственным фондом недр;

3) объекта использования атомной энергии — уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

3.1) объекта космической инфраструктуры — Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос»;

4) гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов авиационной инфраструктуры, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, объектов обороны и безопасности, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, — уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

5) утратил силу. — Федеральный закон от 22.10.2014 N 315-ФЗ;

6) объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), — федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5.1. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Разрешение на строительство, за исключением случаев, установленных частями 5 и 5.1 настоящей статьи и другими федеральными законами, выдается:

1) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта — на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в том числе линейного объекта, расположенного на территории закрытого административно-территориального образования, границы которого не совпадают с границами субъектов Российской Федерации;

2) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов);

3) органом местного самоуправления муниципального района в случае, если строительство объекта капитального строительства планируется осуществить на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района, и в случае реконструкции объекта капитального строительства, расположенного на территориях двух и более поселений или на межселенной территории в границах муниципального района.

6.1. Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр).

Сейчас мы поговорим о некоторых «сказках», которые вводят в заблуждение людей, столкнувшихся с необходимостью получить разрешение на строительство.

Заблуждение № 1. Разрешение на строительство отменили!

Именно так было воспринято изменение, внесенное в градостроительное законодательство. На самом деле сейчас вместо заявления оформляют уведомление о начале строительства. Документы предоставляются те же самые. Изменились некоторые юридические тонкости, но документ сам по себе никто не отменял.

Заблуждение № 2. Разрешение не нужно, так как земля в частной собственности.

Это неправда. Арендован земельный участок или принадлежит вам по закону — все равно нужно разрешение на строительство.

Заблуждение № 3. Соседи (друзья, родственники) когда-то построили дом без всяких разрешений, значит, так можно.

Теперь уже нельзя. Хотя раньше такая возможность действительно существовала.

Этот закон был отменен 1 июля 2016 года.

Разрешение на строительство: как было до изменений в законодательстве

До изменений в жилищном кодексе на постройку садового домика или частного дома требовалось разрешение на строительство — это было регламентировано в статье 51 Градостроительного кодекса. Теперь же кодекс говорит, что для индивидуального жилищного строительства такое разрешение не понадобится. Этот документ заменили уведомлениями. Это же относится к хозяйственным постройкам, расположенным на участке: баням, сараям, теплицам и т.п.

Для получения разрешения на строительство нужно было собирать внушительный пакет документов. В том числе, в него входил градостроительный план, схема земельного участка и проектная документация. Разрешение на строительство выдавалось сроком на 10 лет: строить на участке можно было в течение всего этого времени. Если разрешение на строительство было получено, при продаже этот документ передавался новому владельцу, занося запись об этом в Росреестр.

Без разрешения на строительство к дому было невозможно подвести водоснабжение, канализацию, электричество и отопление. Также нельзя было оформить право собственности и получить прописку. Наконец, за строительство без разрешения можно было получить штраф, а саму постройку могли снести.

Основные требования к разрешению

ВНИМАНИЕ! Основная задача разрешения – подтверждение безопасности строительства.

Документ делается после тщательного изучения проектной документации и особенностей участка под застройку. Разрешительная бумага указывает, что проект соответствует по свей архитектуре, технологиям, материалам существующим строительным нормам. Когда дом будет возведен, он не представит опасности для окружающей природы, для людей, для других объектов.

К составлению документа существует несколько требований:

  • Разрешение нужно составлять с учетом градостроительного кодекса.
  • С учетом требований пожарной безопасности.
  • Он должен соответствовать нормам санитарно-эпидемиологическим, строительным.
  • Также обязательное требование – соответствие документа нормам технического надзора.

Действие разрешения на строительство при объединении или разделе земельных участков

В случае образования участка способом слияния двух и более земель, в отношении всех из них или только одного есть разрешение, юридический или физический владелец новой земли вправе строить на таком участке, учитывая условия, выделенные в выданном разрешении.

Если новые участки образовались на месте предыдущего путем деления, перераспределения земли или выдела из существующих участков, на которые присутствует разрешение на строительство, юридический или физический владелец, имеющий разрешение и получивший право на владение землей, может возводить сооружение капитального плана. При этом строительство на таких участках в обязательном порядке должно быть подчинено требованиям по размещению объектов в соответствии с законодательством.

Владелец новой земли должен получить измененный градостроительный план вновь образованного участка, на котором будет возводиться строение. Ранее действительный градостроительный план участка, на котором образовались новые, теряет свою актуальность и утрачивает силу действия со дня выдачи нового документа.

На каком основании могут отказать и что делать?

Принимаемые меры зависят от причины отказа, но в любом случае необходимо будет устранить недостатки, которые будут указаны в ответе, который дала организация.

Существенными аргументами для отказа являются серьёзные ошибки и нарушения в представленной документации, а также несоответствие нормам Градостроительного кодекса. После их устранения можно вновь попытаться получить одобрение властей.

Важно.Если заявитель уверен, что отказ в предоставлении права на застройку неправомерен, он имеет полное право обратиться с соответствующим заявлением в суд, подав иск.

Нельзя недооценивать важность получения разрешения на строительство.

Удовлетворяя нужды собственника в жилье и в прокладке инженерно-сетевых коммуникаций, необходимо помнить о ряде обстоятельств: внешний вид здания и безопасность строения обязаны соответствовать требованиям региональных критериев. Не забывайте об этом, чтобы избежать проблем и волнений в будущем.

Отступы при строительстве между хозпостройками

Без соблюдения отступов не могут быть построены никакие хозяйственные постройки, обладающие характеристиками капитальных строений (невозможность перемещения, наличие инженерных коммуникаций, прочный фундамент). Такие объекты недвижимости не могут быть перемещены, поэтому при планировании, важно продумать расположение хозпостроек с соблюдением требуемых отступов. Количество хозпостроек зависит от желания собственника и площади участка. Баня или сарай должны размещаться не ближе чем в 1 метре от забора. Если на соседних участках уже есть баня, гараж, то отступ между строениями должен быть от 6 метров. Минимальный отступ от помещений с животными до построек составляет 4 метра.

В градостроительных правилах определена и допустимая высота хозпостроек. Если баня располагается в метре от забора, то высота в коньке не должна превышать 5 метров. Если строительство бани начато с соблюдением отступа в 2 метра от забора, то высоту можно увеличить до 5,5 метров. При расположении бани не менее, чем в 5 метрах от ограды высота должна составлять не более 7 метров. Если гараж — самостоятельная постройка, расстояние от него до ограды не менее 1 метра. Допустимая высота забора также прописана в СНиП — не более 2 метров, уровень затемнённости не важен. Растительность на участке высаживается с учётом максимальной высоты. Для высоких деревьев 4 метра, средних 2, кустарников не менее 1 метра.

Разрешение на строительство — как это было раньше

Раньше, чтобы построить на земле дом или садовый домик, требовалось разрешение на строительство. Этот документ был установлен ст. 51 Градостроительного кодекса. Теперь в ст. 17 кодекса прописали, что для строительства и реконструкции объектов ИЖС такое разрешение получать не нужно — его заменили уведомления. Аналогично с хозяйственными постройками на участке: теплицы, погреба, бани, сараи, колодцы.

Чтобы получить разрешение, приходилось собирать большой пакет документов, включая градостроительный план, схему земельного участка, проектную документацию. Разрешение действовало 10 лет, то есть строить на участке можно было в течение всего этого периода. При продаже участка, по которому уже получено разрешение на строительство, его передавали новому владельцу, занося соответствующую запись в реестр через администрацию.

Без разрешения было невозможно подключить к дому воду, канализацию, электричество и отопление, оформить на него право собственности и получить прописку. Кроме того, была опасность штрафов и сноса за незаконное строительство.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *