Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовое положение экипажа воздушного судна определяется». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
В международном воздушном праве не существует документа, который бы в целом определял правовое положение экипажа. Отдельные права экипажа и командира в отношении принятия мер по предотвращению и пресечению преступных действий на борту во время полета содержатся в главе III Токийской конвенции 1963 г.
Судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту регистрации его в том или ином государстве. Зарегистрированное воздушное судно заносится в государственный реестр.
В международном воздушном праве не существует документа, который бы в целом определял правовое положение экипажа, отдельные правила содержатся в Токийской конвенции 1963 г. и Чикагской конвенции.
Правовой статус экипажа летательного аппарата
Правовое положение экипажа определяется национальным законодательством государства регистрации воздушного судна. Во многих странах в состав экипажа не могут входить иностранные граждане. Однако ряд стран, не располагающих достаточными авиационными кадрами, активно прибегают к услугам иностранного авиационного персонала.
Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., кроме определения акта незаконного захвата, по существу совпадающего с определением, содержащимся в Токийской конвенции 1963 г., квалифицирует такие действия как преступление (ст. 1) и обязывает государства принимать в отношении их суровые меры наказания (ст. 2).
Квалификационная отметка о классе воздушного судна вносится в свидетельство, если кандидат продемонстрировал степень умения, соответствующую свидетельству для класса воздушного судна, по которому он желает получить квалификационную отметку.
Обладатель свидетельства не осуществляет функций, предусмотренных свидетельством и соответствующими квалификационными отметками, если он не отвечает требованиям, установленным настоящими Правилами. По Гаагской и Монреальской конвенции: «с момента закрытия всех внешних дверей после погрузки» и окончание – «с момента открытия любой из таких дверей для выгрузки судна».
ВЗК РФ — документы Пленума и Президиума ВС
Каждый член экипажа, включая командира, выполняет строго предназначенные для него функции. Командир воздушного судна несет в целом ответственность за воздушное судно, других членов экипажа, пассажиров, а также грузы в пределах определенного периода времени, которое не ограничивается временем непосредственного полета воздушного судна.
Самолет марки МД-11 американской авиакомпании «Дельта» с 203 пассажирами и 15 членами экипажа совершал рейс № 55 из Атланты в Токио, когда через 20 минут нахождения в российском воздушном пространстве получил приказ развернуться и лететь назад. Причина: отсутствие соответствующих документов. Самолет был вынужден приземлиться в Сан-Франциско. Россия отказала американцам в воздушном коридоре[5].
Летная эксплуатация воздушных судов требует от членов экипажа определенных знаний, умений, практических навыков, подтвержденных соответствующими документами. Воздушный кодекс Российской федерации и принятые на его основе нормативные правовые акты определяют конкретные требования к экипажам гражданских воздушных судов России.
Обслуживающий персонал не выполняет функций, связанных с управлением воздушным судном в полете. Он комплектуется в зависимости от назначения воздушного судна и условий полета. К обслуживающему персоналу экипажа относятся бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых устанавливается МГА.
Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации
Все три Конвенции не применяются в отношении воздушных судов, занятых на военной, таможенной и полицейской службе.
Многие государства — члены ИКАО установили, что членами экипажа могут быть только граждане страны, в Реестр которой занесено воздушное судно. Воздушный кодекс РФ подтверждает такой порядок в отношении экипажей ГВС Российской Федерации. Исключения из этого правила устанавливаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством (на уровне закона).
К летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием.
Влет на иностранную территорию без разрешения расценивается как правонарушение. Исключения составляет так называемая «непреодолимая сила».
Рассмотрение понятия, состава (пилот, штурман, бортинженер, механик, радист, оператор, летчик-наблюдатель, бортпроводник), общих требований, прав и обязанностей экипажа гражданских воздушных судов. Классификация и свидетельства летного состава.
Основанием для выполнения экипажем полета является утвержденная плановая таблица полетов (приложение N 2 к настоящим Правилам), полетный лист (приложение N 3 к настоящим Правилам) или задание на полет (приложение N 4 к настоящим Правилам). Полетный лист (задание на полет) выписывается при перелетах, внеаэродромных полетах. Полеты по плану боевой подготовки проводятся по плановой таблице полетов.
Основными объектами правового регулирования являются права, обязанности, ответственность членов экипажа, требования к экипажу, его состав, классификация.
Обеспечение безопасности полетов организуется в соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 390 «Об утверждении Руководства по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 февраля 2003 г., регистрационный N 4198).
Правовое положение экипажа гражданского воздушного судна определяется совокупностью норм воздушного права, регламентирующих деятельность экипажа в процессе эксплуатации воздушного судна.
Принцип национальной принадлежности следует отличать от гражданско-правовых вопросов собственности, владения и пользования воздушным судном. Гражданские воздушные суда могут находиться в собственности государства, кооперативных и общественных организаций. Военные воздушные суда могут находиться, соответственно, только в собственности государства, владеющего данными воздушными судами.
При выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносится отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).
Токийская конвенция (ст. 4) предусматривает, что осуществлять юрисдикцию во всех случаях может государство регистрации воздушного судна.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004, N 35, ст.3607; N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6075; N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.I), ст.3616.
Экипаж воздушного судна 1. Экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
7.1. Форма Акта контроля загрузки
Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа.
Лишение допуска в этом случае осуществляется приказами соответствующих командиров по представлению должностных лиц, вскрывших факт нарушения.
Под международным полетом понимается всякий полет, при котором летательный аппарат пересекает границу, по крайней мере, двух государств. Вылет в открытое воздушное пространство и полет в нем носит «международный характер» с точки зрения применимости к такому полету международных правил и в условном смысле часто квалифицируется как международный.
Полеты иностранных летательных аппаратов должны проходить по предписанным маршрутам (договорным линиям). За исключением разрешенного транзитного пролета, каждый летательный аппарат должен, если это требуется в соответствии с правилами конкретного государства, совершать посадку в назначенном аэропорту или в другом месте в целях прохождения таможенного и иного контроля.
Регистрация или смена регистрации воздушных судов в государстве производится в соответствии с его законами и правилами.
Во многих странах в состав экипажа не могут входить иностранные граждане. Но ряд стран на это не смотрят — нехватка кадров.
Государства исходят из того, что их полный и исключительный суверенитет над своим воздушном пространством не препятствует сотрудничеству для решения согласованных задач. 24 марта 1992 г. Россия, Франция, ФРГ, Великобритания, Украина и другие европейские государства, а также США и Канада подписали Договор по открытому небу.
В соответствии с международными правилами воздушное судно обладает национальной принадлежностью, определяемой по факту регистрации его в том или ином государстве. Принцип национальной принадлежности создает непосредственную (публично-правовую) связь между государством регистрации и воздушным судном, которое таким образом пользуется защитой этого государства.
4. Правовой статус воздушного судна и экипажа
В состав экипажа, выполняющего дальний перелет, решением командира авиационной части могут быть дополнительно включены летчик, штурман и бортовой инженер (техник), если потребное стартовое время на перелет превышает 14 часов, а на ВС имеются места для отдыха второго летного экипажа.
К государственным еще относятся суда, используемые на таможне, полиции, на службе других государственных органов.
В состав экипажа могут включаться проверяющие и стажеры, количество которых ограничено. По общему правилу, в состав экипажа разрешается включать не более одного проверяющего и одного стажера из лиц летного состава. НПП ГА определяет порядок выполнения полетов с проверяющим в составе экипажа. Оно имеет национальную принадлежность по факту регистрации в определенном государстве. Этот факт создает непосредственную публично-правовую связь между государством и судном. Это судно находится под защитой этого государства. Зарегистрированное судно заносится в государственный реестр.
Гаагская Конвенция 1970 года. Применяется с момента закрытия всех внешних дверей. Она уже квалифицировала такие действия как преступления и обязывала государства принимать к ним суровые меры наказания.
МонреальскийПротокол о борьбе с незаконными актами в аэропортах 1988 года. Он дополняет Монреальскую Конвенцию 1971 года.
Принцип национальной принадлежности создает непосредственную (публично-правовую) связь между государством регистрации и воздушным судном, которое таким образом пользуется защитой этого государства. Зарегистрированное воздушное судно заносится в государственный реестр.
Воздушное судно может быть продано, заложено, арендовано, куплено, подарено, входить в состав наследственного имущества и т. п.
Международное воздушное право не содержит в себе ни одного документа, который бы в целом определил правовое положение экипажа. Отдельные права командира и экипажа в отношении принятия мер на борту по предотвращению и пресечению преступных действий во время полета содержатся в гл. 3 Токийской конвенции 1963 г.
В случае явной угрозы безопасности полета, а также в целях спасания жизни людей, находящихся на борту судна, может быть принято решение с отступлением от плана полета, указаний органа управления полетами и полетного задания, но по возможности в соответствии с установленными правилами полетов.