Государственное регулирование оплаты труда в республике Беларусь

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственное регулирование оплаты труда в республике Беларусь». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Количество действующих юридических лиц в Республике Беларусь в 2009 году составило 114 950 единиц и по сравнению с 2007 годом увеличилось на 31,8%. При этом списочная численность работников действующих юридических лиц в целом по республике увеличилась на 3,7%.

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц. Если Вы хотите получать такую рассылку, ознакомьтесь, пожалуйста, с разъяснениями ниже и дайте свое согласие на обработку персональных данных.
Исходя из значимости заработной платы порядок ее установления регулируется не только рынком труда и руководством предприятия, но и государством. Необходимость государственного регулирования оплаты труда вытекает из социальной функции государства.

5. Государственное регулирование оплаты труда

Предприятия ограничены в своей свободе по установлению заработных плат работников. Зарегулированная система оплаты труда воспринимается представителями бизнеса как один из барьеров к развитию, отвлекает ресурсы предприятий на непроизводительный труд, не способствует повышению деловой активности в стране.

Проблема регулирования оплаты труда в — одна из ключевых в белорусской экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности экономики, так и рост благосостояния людей, благоприятный социально-психологический климат в обществе.

Для этого необходимо разработать свои условия оплаты труда и, предупредив об этом работников письменно не позднее чем за 1 месяц, ввести их в действие (ст. 32 Трудового кодекса РБ (далее – ТК)).

Тарифные коэффициенты ЕТС показывают, во сколько раз тарифная ставка второго и последующих разрядов выше тарифной ставки первого разряда. Основная задача организации оплаты труда состоит в том, чтобы по­ставить заработную плату в зависимость от количе­ства и качества трудового вклада каждого работника и тем самым повысить стимулирующую функцию вклада каждого.

Единая тарифная сетка работников содержит коэффициенты, позволяющие определить заработную плату работника конкретного разряда.

От органов власти зависит решение проблемы оптимального соотношения при распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, главнейшим из которых является труд.

Бюджет прожиточного минимума утверждается Советом Министров РБ по основным социально-демографическим группам в средних ценах предшествующего периода в среднем на душу населения для: трудоспособного населения, пенсионеров, студентов, детей в возрасте от 3 до 16 лет, детей в возрасте до 3 лет.

Величина МЗП должна периодически пересматриваться с учетом изменения индекса потребительских цен. Данный вопрос относится к компетенции Минтруда и соцзащиты, которое в установленном порядке публикует данные о размере МЗП.

Государственное регулирование оплаты труда в Республике Беларусь

Ее решение обусловливает необходимость исследования сущности материального стимулирования, раскрытия предпосылок эффективности его функционирования.

Помимо государственного регулирования существуют и другие ограничения в вопросах организации и оплаты труда. Они обусловлены регулированием через систему социального партнерства. Партнерство создается на основе договора, которым регулируются права и обязанности участников. В соответствии с законодательством, минимальная заработная плата (месячная и часовая) применяется как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях труда, работнику полностью отработавшему месячную норму рабочего времени и выполнившему установленную (месячную или часовую) норму труда.

В статье рассмотрены изменения, произошедшие за последнее время в государственной политике Республики Беларусь в части организации оплаты труда. Приведена нормативно-законодательная база указанных изменений, рассмотрена их сущность.

Поможем написать учебную работу

Регулирование оплаты труда осуществляется на основе сочетания мер государственного воздействия с системой договорного регулирования.

Трудовой кодекс применяется к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий работников в случаях и пределах, предусмотренных специальными законодательными актами, определяющими их правовой статус.

В современных условиях в соответствии с законодательством Республики Беларусь независимо от организационно-правовых форм предприятия самостоятельно определяют формы, системы и размеры оплаты труда. Однако поиск более совершенных форм организации оплаты труда, чем традиционно сложившиеся – повременная, сдельная – предприятия не применяют.

Трудовой кодекс применяется к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий работников в случаях и пределах, предусмотренных специальными законодательными актами, определяющими их правовой статус.

В современных условиях в соответствии с законодательством Республики Беларусь независимо от организационно-правовых форм предприятия самостоятельно определяют формы, системы и размеры оплаты труда. Однако поиск более совершенных форм организации оплаты труда, чем традиционно сложившиеся – повременная, сдельная – предприятия не применяют.

Различают правовое и государственное регулирование вопросов оплаты труда. В правовом отношении эти вопросы на любом предприятии республики регламентируются Конституцией Республики Беларусь, принятой на республиканском референдуме 26 ноября 1996 г. с изменениями и дополнениями, принятыми 17 октября 2004 г.

Основные гарантии по оплате труда

При этом в основном используют два показателя: норма выработки и норма времени. Норма выработки устанавливает количество единиц продукции, которое должно быть изготовлено в нормальных условиях работы за единицу времени. Норма времени определяет количество времени, необходимое для выполнения единицы работы (продукции).

Согласно экономическим законам в рыночных условиях заработная плата из доли работника в национальном доходе превращается в затраты на воспроизводство рабочей силы, как составную часть издержек производства, гарантированные с одной стороны государством, а с другой — доходами предприятия.

Государство устанавливает конкретный ее размер только для бюджетных организаций. Для коммерческих организаций государственной формы собственности (или с долей собственности государства) установлен базовый предельный норматив тарифной ставки первого разряда в размере бюджета прожиточного минимума, скорректированный на отраслевые коэффициенты.

Целью государственного регулирования заработной платы в Республике Беларусь является повышение уровня жизни населения в сочетании с ростом эффективности экономики.

На уровне предприятия (фирмы, кооператива и т.п.) она включает как механизм формирования средств фонда оплаты труда, так и их распределения, выплат конкретным работникам — формы и системы заработной платы. Термин «оплата труда» часто отождествляется с термином «заработная плата» и наоборот [3, c.132].

Для дифференциации зарплаты в зависимости от сложности (квалификации), характера, условий труда и других факторов используется Республиканская тарифная система оплаты труда.

Приведена нормативно-законодательная база указанных изменений, рассмотрена их сущность. Целью проводимой государственной политики в области оплаты труда является минимизация государственного регулирования и расширение прав нанимателей в части организации оплаты труда.

Система организации оплаты труда (ООТ) на предприятиях включает в себя следующие элементы: 1) тарифное нормирование заработной платы; 2) техническое нормирование; 3) формы и системы оплаты труда; 4) доплаты и надбавки стимулирующего и компенсирующего характера; 5) систему премирования. Практически все указанные элементы ООТ в нашей стране подлежат регулированию со стороны государства.

Расчет средней заработной платы

Значения иных терминов, применяемых в настоящем Кодексе, определяются в соответствующих статьях настоящего Кодекса.

В январе-марте 2013 г. прием работников восполнил их выбытие на 95,2 процента (в аналогичном периоде 2012 г. — на 94,2 процента). Принято на работу 175,1 тыс. человек, уволено − 183,9 тыс. человек.

Заработная плата является одной из важнейших составляющих в трудовых отношениях работника с нанимателем.

К концу 2015 года ожидается, что доля трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения упадет до 59,0%. Это будет иметь ряд негативных последствий.

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства о труде.

О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. №29 (с изменениями от 27 февраля 2002 г. №145, 4 апреля 2002 г. №10 и 30 августа 2002 г. №22).

Заработная плата, начисленная работнику за работу в нормальных условиях, отработавшему норму продолжительности рабочего времени и выполнившему установленную ему норму труда, не может быть ниже соответствующего размера МЗП.

Данным Декретом устанавливается, что оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

Система государственного регулирования оплаты труда в Респуб.doc

До 2009 года наблюдался рост численности трудовых ресурсов, причем до 2006 года он имел место в основном в связи со вступлением в трудоспособный возраст многочисленных родившихся в 80-ые годы, а с 2006 года — в связи с существенным увеличением в составе трудовых ресурсов работающих в экономике лиц старше трудоспособного возраста.

При этом за последние три года в составе трудовых ресурсов на фоне роста численности лиц старше трудоспособного возраста произошло снижение численности граждан в трудоспособном возрасте на 0,5%. Их доля в составе трудовых ресурсов уменьшилась с 95,7 до 95,1%.

Показатели по труду и заработной плате, их понятие и экономическая характеристика. Понятие, системы, формы, виды и функции заработной платы. Показатели эффективности использования основных средств. Анализ производительности труда СП ОАО «Спартак».

Тарифная система — это совокупность нормативов, при помощи которых осуществляется регулирование заработной платы разных категорий работников. Она включает единую тарифную сетку, тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки, должностные оклады.

Трудовые отношения на предприятии регулируются коллективным трудовым договором, соглашением или контрактом. Работодателям предоставлено право самостоятельно устанавливать режим рабочего времени, формы и системы оплаты труда работников, порядок их премирования, размер тарифной ставки первого разряда, величину надбавок и доплат.

Согласно Закону Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» №124-З от 17.07.2002 г. Совет Министров Республики Беларусь ежегодно устанавливает ее размер исходя из утвержденного прогноза социально-экономического развития соотношения минимальной заработной платы и бюджета прожиточного минимума. В течение года минимальную зарплату индексируют.
По отношениям, возникшим до вступления в силу актов законодательства о труде, они применяются к правам и обязанностям, возникшим после вступления их в силу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *