Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тахограф в 2024 году для физических лиц». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Какие штрафы за тахограф могут быть в 2023 году
Как известно, штрафы бывают за два типа нарушений: за отсутствие самого тахографа или за нарушение режимов труда и отдыха. Размер штрафов за тахограф в 2023 году следующий:
Нарушение | Штраф по ст. 11.23 КоАП |
Нарушение | Штраф по ст. 11.23 КоАП |
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства. | для водителя: 3-5 тыс. руб.;
для должностного лица: 7-10 тыс. руб; для ИП: 15-25 тыс. руб.; для юридического лица: 20-50 тыс. руб. |
Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. | для водителя: 1,5-2 тыс. руб.;
для должностного лица: 7-10 тыс. руб.; для ИП: 15-25 тыс. руб.; для юридического лица: 20-50 тыс. руб. |
Тахографы СКЗИ и ЕСТР – что за шифровки?
В описании моделей вы можете встретить пункт «тахограф с блоком СКЗИ» или «тахограф ЕСТР». В чем их отличие?
СКЗИ – это система криптографической защиты данных, то есть аппаратный блок с программным обеспечением, которое отвечает за достоверность информации, записанной контрольным устройством. Блоки СКЗИ производят российские компании, а требования к ним прописаны в специальных ГОСТах и Приказе ФСБ № 66.
Цифровой тахограф с СКЗИ разрешено использовать только на территории РФ. Если вы не планируете заниматься международными перевозками, этот вариант вам отлично подойдет.
ЕСТР –это Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств, совершающих международные автомобильные перемещения. Тахограф ЕСТР соответствует европейским нормам и позволяет выполнять международные перевозки. Однако, если владелец ТС не включен в Реестр российских перевозчиков, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок, эксплуатация автомобиля с установленным контрольным устройством ЕСТР на территории России будет нарушать требования Приказа Минтранса № 440 и повлечет наложение штрафа.
Как оплатить и последствия неуплаты штрафа в ЕС?
На особенности внесения оплаты в ЕС влияет ситуация. Если на руках присутствует квитанция, внести денежные средства удастся в банковском отделении. Дополнительно можно получить значительную скидку, если произвести расчёт в течение 1-2 недель. А вот затягивать с расчётом крайне не рекомендуют. Ситуация чревата пенями.
К сведению
Если по какой-либо причине не было выдано постановление, нарушителю может прийти письмо. Дальнейший порядок действий зависит от правил страны. Например, в Швейцарии письма отправляют так, что они легко доходят до нарушителя, который вернулся в Россию. А вот в Финляндии водителя могут задержать прямо на границе и заставить предоставить денежные средства. Это связано с тем, что нередко письма теряются, а взыскать сумму с иностранного гражданина довольно проблематично.
Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха
В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:
- Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
- Автобусы, принадлежащие физлицам.
- Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
- Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.
В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.
Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России
Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.
Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.
У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:
- закупить тахограф;
- заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
- зарегистрировать прибор;
- заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
- назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.
Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.
Какие ТС должны быть оснащены тахографами
За ответом на этот вопрос обратимся к действующему законодательству. В его нормативных актах прямо указано, что бортовыми самописцами должны оснащаться следующие категории транспорта, принадлежащие физлицам.
- N2-N3 (грузовые автомобили с разрешенной грузоподъемностью свыше 3,5 тонн).
- M2-M3 (пассажирские автобусы, троллейбусы и спецтранспорт вместимостью от 8 человек).
Однако есть и исключения. К ним относятся:
- военные ТС;
- консульские автомобили и машины, принадлежащие дипломатическим корпусам;
- транспорт, не выезжающий за пределы предприятия, эксплуатируемый только на его территории.
- 1 Тахограф должен обеспечить непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения
- 2 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о времени управления транспортным средством
- 3 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о времени отдыха водителя транспортного средства
- 4 Тахограф должен обеспечить некорректируемую регистрацию информации о событиях сбоев и неисправностей транспортного средства
- 5 Автоматически определять регистрацию координат мест, в которых начинаются и заканчиваются периоды времени управления транспортным средством
- 6 Вводить на дисплей информацию о дате последнего извлечения карты водителя
- 7 Выводить на экран вопрос — с какой целью карта повторно вставлена в тахограф (продолжение текущего периода вождения?)
- 8 Если владелец карты водителя не указывает название места в котором начинается периодвремени управления транспортным средством, то выводится на дисплей запрос о ручном вводе данных за период управления транспортным средством.
На какие транспортные средства нужно ставить тахограф
- машины с определенными хозяйственными функциями: сельхозтехника, к которым можно отнести бетономешалки, скотовозы и другие;
- машины скорой помощи, пожарные машины;
- учебные ТС, если их не используют для коммерческих перевозок людей;
- пригородные, городские автобусы;
- троллейбусы;
- оперативно-розыскные (находятся в ведении МВД, ФСБ);
- военные ТС;
- автомобили, которые были зарегистрированы в гостехнадзоре (трактора, самоходные ТС);
- машины старше 30 лет, они не предназначаются для коммерческих перевозок, за них не уплачивается утилизационный сбор;
- ТС, которые оснащены тахографами старого образца (до 8 ноября 2013 г.);
- ТС, которые проходят дорожные испытания.
Применение в городских автобусах
Городской автобус – пассажирский общественный транспорт, который перемещается на небольшие расстояния по установленному маршруту в пределах города. Служит для перевозки 8 и более пассажиров.
Требования установить тахографы на городские автобусы прописаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 1998. Согласно нормативному документу, все автобусы, которые относятся к категориям М2 и М3, должны обязательно оснащаться приборами контроля.
К установке подлежат тахографы с блоками СКЗИ, произведенные в РФ. Например, модели:
- ШТРИХ-ТахоRUS;
- Меркурий ТА-001;
- DTCO 3283;
- АТОЛ Drive 5;
- EFAS V2 RUS и другие.
Новые правила и последствия для нарушителей тахографа в 2024 году
Согласно новым правилам, нарушители, которые не соблюдают требования по использованию тахографов, сталкиваются с серьезными последствиями. Суммы штрафов могут достигать значительных сумм, а также приводить к возможности временного лишения водительского удостоверения и даже запрету на работу с транспортом на определенный срок.
Помимо финансовых штрафов, нарушение требований по тахографам также может привести к негативным последствиям для репутации водителя и компании. Нарушители могут быть записаны в специальные реестры, которые могут влиять на возможность получения разрешений и сотрудничества с государственными органами и другими компаниями.
В целях соблюдения новых правил и предотвращения нарушений, водителям необходимо быть внимательными и ответственными при использовании тахографов. Необходимо следить за работой устройств и своевременно выполнять требования по записи и хранению данных.
В заключение, новые правила и последствия для нарушителей тахографов в 2024 году вызывают серьезное волнение в автотранспортной отрасли. Водителям и компаниям необходимо внимательно ознакомиться с новыми правилами и аккуратно соблюдать их, чтобы избежать негативных последствий для себя и своих деловых партнеров.
Какова Актуальность Данного Материала?
Конечно, законодательство в области тахографии регулярно меняется. Тематика для России относительно новая и только развивается. В этой связи, достаточно часто изменяются (откладываются) сроки оснащения тахографами для различных категорий автомобилей. Также постоянно сокращается список исключений — кому не надо ставить тахограф! Политика выстроена таким образом, чтобы планомерно и поэтапно оснастить устройствами контроля режимов труда и отдыха все коммерческие типы автомобилей. Если Вы хотите получать объективную и актуальную информацию по вопросам кому нужно устанавливать тахограф, а кому не надо его ставить — рекомендуем сохранить ссылку на эту статью. Мы будем постоянно следить за нововведениями в нормативно-правовых документах и регулярно обновлять материал этой страницы.
Актуальность материала на данный момент: Февраль 2020 года.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
На данный момент Министерство транспорта и перевозок уже занимается подготовкой нового федерального закона, основные положения которого регулируют деятельность юридических и физических лиц, которые занимаются перевозкой, а также частных владельцев грузового транспортного средства.
К подобному положению водители относятся по-разному, но основное предназначение закона об устройствах способно благосклонно сказаться на общей транспортной ситуации.
Устройства такого плана эффективно контролируют скорость движения, оптимизируют время работы и отдыха, рассчитывает заработную плату и оптимизирует маршрут.
Автолюбителям настоятельно рекомендуется позаботиться о наличии данного приспособления. Вопрос, обязателен ли тахограф на грузовое авто при осуществлении коммерческой деятельности, является положительным.
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2022 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2022 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.
Тахограф — специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.
Изначально установка тахографов преследует хорошую цель — предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.
Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.
В этой статье Вы узнаете:
- Для чего нужен тахограф?
- Категории автомобилей, на которые нужен тахограф.
- Список автомобилей-исключений, на которые тахограф не требуется.
- Нужен ли тахограф на личный грузовик?
- Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
- Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой?
- Сроки установки тахографов с СКЗИ
- Размер штрафа за отсутствие тахографа.
- Будут ли отменены тахографы?
Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.
Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов — приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», приложение №2 «Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами».
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 марта 2025 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |