Возбуждение уголовного дела и привлечение следователя к уголовной ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Возбуждение уголовного дела и привлечение следователя к уголовной ответственности». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Когда возбуждается уголовное дело и вас обвиняют в совершении преступления, вы имеете право на оказание юридической помощи. Одним из наиболее эффективных способов привлечь следователя к уголовной ответственности является найм опытных адвокатов.

Примерные действия при сборе доказательств:

Шаг Действие
1 Определить, кем рассматриваются жалобы на действия должностных лиц и начальников следственного учреждения.
2 Составить заявление о нарушении и подать его в указанный орган.
3 Зафиксировать все нарушения в копии базы данных по делам следователя.
4 Подготовить свидетелей, которые смогут подтвердить факты нарушений.
5 Собрать все документы, подтверждающие нарушения в деле (письма, документы о проведении экспертиз, протоколы допросов, согласования и т.д.).
6 Пожаловаться на действия следователя в Центральный аппарат следственного комитета.
7 Противостоять незаконному решению следователя.
8 Подать заявление о возбуждении уголовного дела в специальной инстанции.

Нанимание опытных адвокатов

Адвокаты — это специалисты в области защиты прав и интересов граждан в суде. Они обладают уникальными знаниями и опытом, которые помогут вам противостоять действиям следователя и последующему рассмотрению дела в суде.

При нанимании адвокатов они смогут:

  • Обжаловать полномочия следователя и отказ уголовного дела;
  • Пожаловаться на нарушение своих прав в библиографическом центральном отделении;
  • Зафиксировать факты противозаконных действий должностных лиц в ходе следствия;
  • Подготовить жалобу на действия следователя, материалы которой будут переданы к рассмотрению в прокуратуру;
  • Специальные методы и приемы для привлечения следователя к уголовной ответственности;
  • Приемы противостоять действиям следователя при его привлечении к уголовной ответственности.

В результате найма опытных адвокатов вы получите компетентную помощь в обращении в компетентные органы и осуществлении эффективной защиты своих прав. Не стоит забывать, что адвокаты обладают богатым опытом работы и знанием всех особенностей уголовного процесса, что делает их незаменимыми помощниками при разбирательстве уголовного дела.

Процесс и порядок возбуждения

Возбуждение уголовного дела в отношении следователя является сложным и ответственным процессом, который требует выполнения определенных законодательных требований. Процесс возбуждения дела включает следующие этапы:

  1. Получение информации о возможных нарушениях. В начале процесса возбуждения уголовного дела по отношению к следователю сторона, которая имеет информацию о возможных нарушениях, должна предоставить доказательства и иная информацию о предполагаемых преступлениях.
  2. Проверка информации. Полученная информация должна быть проверена органами расследования для определения обоснованности возбуждения дела в отношении следователя. В рамках проверки могут быть проведены дополнительные оперативно-розыскные мероприятия и сбор дополнительных доказательств.
  3. Решение о возбуждении дела. По результатам проверки информации орган расследования принимает решение о возбуждении уголовного дела в отношении следователя или об отказе в возбуждении. В принятии решения участвуют также прокурор и следователь вышестоящего звена, которые анализируют представленные доказательства и определяют наличие достаточных оснований для возбуждения дела.
  4. Уведомление лица о возбуждении дела. В случае принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении следователя, ему должно быть уведомлено о возбуждении дела через официальное уведомление или передачу материалов дела по официальным каналам связи.
  5. Назначение следователя. Для расследования уголовного дела в отношении следователя назначается независимый следователь, который имеет право на полное расследование дела и вынесение соответствующего решения.
  6. Судебное разбирательство. После завершения расследования уголовное дело по отношению к следователю передается в суд, где проходит судебное разбирательство. На основе представленных доказательств суд принимает решение о виновности или оправдательном приговоре.

Роль прокурора в уголовном преследовании следователей

Прокурор играет ключевую роль в уголовном преследовании следователей, осуществляя надзор за законностью и обоснованностью проводимых следственных действий. Его задача заключается в обеспечении справедливого расследования и признания лиц виновными в совершении преступлений.

Основные функции прокурора в уголовном преследовании следователей:

  1. Контроль за действиями следователя. Прокурор имеет право проконтролировать все этапы уголовного процесса, включая проведение допросов, обысков, арестов и прочих следственных действий следователей.
  2. Участие в рассмотрении запросов и жалоб, связанных с деятельностью следователя. Прокурор рассматривает запросы граждан и заинтересованных сторон, а также жалобы на неправомерные действия следователя.
  3. Предъявление обвинения. Если прокурор установит наличие достаточных доказательств виновности следователя в совершении преступления, он предъявит ему обвинение и привлечет к уголовной ответственности.
  4. Защита законности и прав человека. Прокурор следит за соблюдением прав следователя и защитой законности во время расследования. Он имеет право обжаловать незаконные постановления суда, если они наносят вред следственному процессу или нарушают права и интересы обвиняемого.

Прокурор, будучи государственным представителем, обладает особыми полномочиями и должен действовать в соответствии с принципом свободы судопроизводства. Он не только следит за законностью деятельности следователя, но и гарантирует справедливость всего уголовного процесса.

Последствия и наказания за преступления следователей

Следователь является одним из ключевых лиц в уголовном процессе и обладает высокой властью и ответственностью. Однако, как и в любой сфере деятельности, встречаются случаи нарушений и преступлений со стороны следователя. Ниже приведены основные последствия и наказания за такие преступления.

1. Дисциплинарное взыскание.

В случае выявления нарушений в деятельности следователя, применяется дисциплинарное взыскание. Это могут быть предупреждение, замечание, выговор, лишение премии и прочие. Дисциплинарное взыскание может быть применено в отношении следователя за несоблюдение законодательства, неправомерные действия, включая злоупотребление служебным положением, превышение должностных полномочий, негодность для занятия следственной деятельностью и другие нарушения, установленные законодательством.

2. Уголовная ответственность.

Если преступление следователя имеет уголовную квалификацию, то его ожидает уголовное наказание. Следователь может быть привлечен к уголовной ответственности за взяточничество, злоупотребление властью, подлог, сокрытие или уничтожение доказательств и другие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом. За совершение таких преступлений могут быть назначены штрафы, лишение свободы на срок до нескольких лет, а в некоторых случаях – пожизненное лишение свободы.

3. Профессиональный дискредитации.

Принятие взятки, использование служебного положения для личной выгоды или иные преступления следователя могут повлечь за собой его профессиональную дискредитацию. В этом случае следователь может быть лишен должности, лицензии или иного документа, подтверждающего его права на занятие следственной деятельностью.

4. Потеря доверия общества и служебного имущества.

Преступления следователя оскорбляют общественное сознание и ведут к потере доверия общества к органам уголовного преследования. Кроме того, при совершении преступлений следователь может нанести ущерб служебному имуществу, такому как утрата или порча документов, материальный ущерб и прочие. В таком случае следователь может нести материальную ответственность и быть обязан возместить причиненный ущерб.

5. Лишение права заниматься следственной деятельностью.

При совершении тяжких преступлений следователь может быть лишен права на занятие следственной деятельностью навсегда или на определенный срок. Такое решение может быть принято судебным органом или компетентным административным органом в соответствии с законодательством.

Примеры наказаний за преступления следователей:

Вид преступления Вид наказания
Взяточничество Штраф, лишение свободы
Злоупотребление властью Штраф, лишение свободы
Подлог Штраф, лишение свободы
Сокрытие или уничтожение доказательств Штраф, лишение свободы

В заключение, следователи, как и другие представители правоохранительных органов, не должны забывать о своей ответственности и законности во всех сферах своей деятельности. Совершение преступлений со стороны следователей влечет за собой серьезные последствия и наказания, которые могут нанести ущерб как самому следователю, так и органам уголовного преследования и обществу в целом.

Гордиев узел доследственной проверки

Нами ранее неоднократно отмечалось, что этот процессуальный институт несет в себе целый железнодорожный состав законодательных дефектов и практических проблем. Вот лишь некоторые из них:

1. Сроки проведения доследственной проверки носят неограниченный характер.

Так, по смыслу ч. 1 ст. 144 УПК РФ должностное лицо обязано принять решение по сообщению о любом совершенном или готовящемся преступлении в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения.

Этот срок может быть продлен руководителем до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок еще до 30 суток. К сожалению, предусмотренные ст. 144 УПК РФ сроки никак не препятствуют нередко встречающимся на практике фактам неоднократных отмен вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел с целью искусственного продления этих сроков. В результате таких действий сроки проведения проверок могут длиться несколько месяцев. При этом лица, в отношении которых эти проверки ведутся, находясь в состоянии правовой неопределенности: государство не предъявило им никаких претензий, они еще не являются подозреваемыми и не наделены необходимыми для защиты процессуальными правами, чаще всего не имеют адвоката, но в отношении них уже осуществляется весь комплекс репрессивных процессуальных мер. Конституционный Суд в своих многочисленных решениях, связанных с рассмотрением жалоб на ст.144, 145 УПК РФ, отмечал, что уголовно-процессуальный закон не предполагает произвольную и многократную отмену по одному и тому же основанию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов для дополнительной проверки, предусматривает соблюдение установленных законом сроков для совершения процессуальных действий (Определения Конституционного Суда от 20 декабря 2005 г. № 477-О, от 17 октября 2006 г. № 425-О, от 16 мая 2007 г. № 374-О-О, от 11 мая 2012 г. № 667-О, от 24 декабря 2013 г. № 1936-О). Вместе с тем нарушения сроков проверки сообщений не влекут для следователей никаких неблагоприятных процессуальных последствий, в том числе признания постановления о возбуждении уголовного дела незаконным либо исключения доказательств, а поэтому такие произвольные действия продолжаются.

2. В период доследственной проверки, когда сторона защиты еще не сформировалась, законодатель позволил следователю проводить полноценное расследование и получать любого вида доказательства виновности будущего обвиняемого.

Так, согласно ч. 1 ст.

144 УПК РФ при проверке сообщения о преступлении следователь вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий. При этом добываемые на данной стадии документы принимаются судами именно в качестве доказательств виновности лица.

Как происходит возбуждение уголовного дела?

Это только в сериалах полицейский сочувственно выслушивает жертву кражи, подает ей бумажный платок, чтобы вытереть слезы, и тут же бежит искать виновника по горячим следам. В реальности все происходит далеко не так радужно. Процесс довольно сложен.

Так что, если вы пришли с заявлением в МВД, будьте готовы к тому, что открывать дело станут неохотно. Вас будут отговаривать. Могут убедить, что вам все равно ничего не светит.

Случай не тянет на уголовное дело. Возбуждать его просто нет причин. Могут пообещать разобраться в самые короткие сроки, принять заявление и прислать отказ. Отсюда рождается недоверие к сотрудникам данного ведомства, а также отсутствие веры граждан в то, что можно добиться справедливости.

Дача показаний следователю

Итак, в ходе производства по уголовному делу на стадии предварительного следствия гражданин может быть допрошен в качестве свидетеля. Опустим порядок вызова для допроса, остановимся на самом допросе, даче показаний, основаниях и механизме их признания заведомо ложными. Следователь, пригласив гражданина для допроса свидетелем, удостоверяет его личность и уведомляет его о возможной ответственности за преднамеренную ложь при даче показаний. С этого момента у гражданина и возникает обязанность дать исключительно правдивые показания. Однако, ни дознаватель, ни следователь, ни другое лицо, проводящее допрос, не наделено полномочиями признания показаний заведомо ложными. Как следует из Конституции РФ, только суд устанавливает вину человека в том или ином преступлении. Так и в данном случае, ответственность за сообщение заведомо ложных показаний наступает лишь после рассмотрения основного уголовного дела в суде, когда в приговоре суд укажет на недостоверность тех или иных свидетельских показаний. Но сам механизм привлечения гражданина, давшего ложные показания, к уголовной ответственности, рассмотрим чуть позже.

Законодательством в качестве одного из основных направлений деятельности прокурора определен надзор за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов на досудебном этапе уголовного процесса. Основные полномочия прокурора в этой сфере закреплены в нормах УПК РФ, в частности в ст. 37.

Пожалуй, самый значительный объем работы на этом направлении приходится на обеспечение законности и обоснованности принимаемых поднадзорными органами процессуальных решений. Это касается и решений о возбуждении уголовных дел и об отказе в их возбуждении.

В частности, сразу после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела его копия должна быть направлена прокурору. Он изучает этот документ, материалы проверки.

В случае если решение по итогам изучения он признает незаконным и необоснованным, он вправе в течение суток с момента получения материалов дела отменить его своим мотивированным постановлением.

Отменить возбуждение вправе руководитель следственного органа (если оно вынесено его подчиненным). Сроки для этого не установлены.

Прокурор наделен полномочиями не только для предотвращения незаконного возбуждения уголовных дел, но и для того, чтобы не допустить незаконного отказа в возбуждении дела и укрытия имевшего места преступления. В этом случае в определенном УПК РФ и ведомственными приказами порядке он может отменить незаконное постановление, которым в возбуждении дела отказано.

Что происходит после возбуждения дела

С возбуждением дела стартует процесс поиска и сбора доказательств и иных имеющих значение сведений, составляющих предмет доказывания. Практически все, что было собрано в ходе доследственной проверки по сообщению о преступлении, доказательствами в смысле УПК РФ не будет.

Например, объяснения, полученные у потенциального потерпевшего, предполагаемого преступника и свидетелей, собираются не с целью доказывания вины, а с целью установления, есть ли в рассматриваемом происшествии признаки состава преступления. Они доказательствами не являются.

Впоследствии в рамках возбужденного дела будет происходить их допрос по правилам проведения следственных действий, установленным УПК. Нарушение этих правил влечет признание доказательств недопустимыми.

Некоторые документы, полученные от потерпевшего, например, на похищенное имущество: телефон, технику, чеки и т. д., просто приобщаются к материалам проверки. А в рамках уголовного дела для того, чтобы документы имели доказательственное значение, они должны быть соответствующим образом оформлены протоколами выемки, осмотра и признаны доказательствами постановлением следователя или дознавателя.

Однако некоторые сведения, полученные до возбуждения дела, являются доказательствами. Например, результаты осмотра места происшествия, оформленные соответствующим протоколом.

Доказательствами по делу могут являться сведения, полученные на стадии доследственной проверки, если соблюдены правила проведения, предусмотренные УПК РФ для проведения соответствующего процессуального действия.

Как добиться возбуждения?

Если по сообщению о преступлении, несмотря на наличие повода для возбуждения дела и основания, должностным лицом принимаются решения об отказе в возбуждении, тем более неоднократно, эти решения также можно обжаловать в вышеописанном порядке. Обжаловать можно и ненадлежащие действия должностных лиц при проведении проверки, в том числе волокиту, непринятие мер по всестороннему и полному исследованию обстоятельств происшедшего.

Добиться возбуждения дела иным законным способом невозможно.

Единственная возможность поспособствовать принятию этого решения – предоставить документы, сведения, которые будут свидетельствовать о составе преступления. Другими словами, оказать некую помощь сотрудникам правоохранительного органа, которые в силу каких-либо объективных причин, загруженности или халатности не в состоянии провести проверку в полном объеме или дать надлежащую оценку установленным фактам.

Какие органы включены в систему контроля?

В процессе расследования преступлений следователь должен соблюдать ряд требований процессуального порядка. Однако, если его действия вызывают сомнения или нарушают права граждан, то существует система контроля за его деятельностью.

Контроль может осуществляться следующими органами:

  • Прокурор — при возбуждении уголовного дела он имеет право подавать обжалования на действия следователя, защищая при этом интересы государства.
  • Суд — решает вопрос о привлечении подозреваемых и обвиняемых к уголовной ответственности. Судебные решения могут быть обжалованы в вышестоящую инстанцию.
  • Конституционный суд — в случае признания каких-либо действий следователя незаконным или иным образом нарушающим права граждан, защитник может обратиться в этот орган.
  • Адвокат — действует в интересах своих клиентов. Как правило, защитник напрямую не участвует в процессе расследования, однако, имеет право подавать заявления и жалобы на действия следователя.

Важно отметить, что контроль за деятельностью следователя должен осуществляться в соответствии с процессуальным порядком и на основании доказательств. Так, если имеется подозрение в бездействии следователя, обвиняемые и подозреваемые имеют право обратиться в суд с заявлением об наложении ареста на следователя. Также, решения по обращениям и жалобам должны рассматриваться в установленный срок. Если решение является необоснованным, то его можно обжаловать в вышестоящий орган.

Итак, система контроля следит за всеми сторонами процесса расследования, оценивает действия следователя и защищает права граждан в рамках установленных законом правил.

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.

Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений. А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально. С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.

Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей. Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки». Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».

Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит. А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает. Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.

«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура». И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место. Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.

Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан. Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении). Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ. Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.

Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инст­рукций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация, перечислим документы такого рода. Это:

  • приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;
  • приказ Минюста РФ от 11.07.2006 г. № 250 «Об утверждении Инст­рукции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях»;
  • приказ ФСБ РФ от 16.05.2006 г. № 205 «Об утверждении Инструкции по организации в органах федеральной службы безопасности приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иной информации о преступлениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности»;
  • приказ МЧС РФ от 02.05.2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»;
  • приказ Минюста РФ от 02.05.2006 г. № 139 «Об утверждении Инструкции о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях»;
  • приказ Генеральной прокуратуры РФ от 16.03.2006 г. № 12 «О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации»;
  • приказ МВД РФ от 01.12.2005 г. № 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной ­информации о происшествиях»;
  • приказ МВД РФ от 22.09.2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России».

Всему на свете приходят сроки

Теперь несколько слов о сроках рассмотрения заявления о преступлении. Здесь, так же как при оформлении заявлений, на первом месте не инструкция, а закон, а именно – Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии со статьей 144 Уголовно-процессуального кодекса дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения. Правда, часть 3 указанной статьи позволяет продлить срок проверки до 10 суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ­ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок аж до 30 суток.

Если все приведенные выше сроки прошли, а из милиции – ни слуха ни духа, есть повод поинтересоваться результатами разбирательства. Вообще-то пункт 34 Инструкции, дублируя часть 2 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса, возлагает на органы милиции обязанность информировать заявителя о принятом решении по сообщению о происшествии. Заявителю даже должно разъясняться его право обжаловать принятое решение и ­порядок обжалования.

Однако бывает и так, что в проверочном материале имеется бумага о том, что заявитель якобы уведомлен о принятом решении, а тот об этом и знать ничего не знает. В таком случае на свои вопросы относительно судьбы заявления заявитель обычно получает уклончивые ответы, что работа, мол, ведется, что ответ будет выслан или уже отправлен и когда-нибудь вы его получите. Такое поведение работников милиции должно насторожить заявителя, его надо расценивать как сигнал к началу активных действий.

Не ждите наступления странной даты «когда-нибудь». Если истекли установленные законом для проверки сроки, а вам в ответ несут подобный бред – пишите жалобу прокурору с требованием обязать такой-то отдел или его начальника уведомить вас о принятых мерах и решении.

Не помогло такое обращение – смело идите в суд. Как и отказ в приеме сообщения о преступлении (ч. 5 ст. 144 УПК РФ), так и бездействие можно обжаловать в суд. Текст жалобы, разумеется, может быть любым, но главное, чтобы из него было ясно:

  • кто, когда, к кому и с каким заявлением обратился;
  • чем подтверждается факт обращения;
  • в чем конкретно выражается обжалуемое действие или бездействие чиновника;
  • чьи права и свободы нарушены, и какие именно;
  • о чем просит лицо, подающее жалобу.

Иногда для достижения искомого результата достаточно одной жалобы. Но если и вышестоящая структура решила закрыть глаза на лень или нерадивость подчиненных, то заявитель вправе добиваться своего, обращаясь во все инстанции, включая Верховный Суд РФ.

Другой комментарий к статье 146 УПК РФ

1. К уголовным делам публичного обвинения относятся дела, предусмотренные ч. 5 ст. 20 УПК (см. коммент. к этой статье).

2. Компетенция в решении вопроса о возбуждении уголовного дела публичного обвинения прокурора, следователя и дознавателя различна.

Прокурор вправе возбудить уголовное дело о любом преступлении, за исключением тех, которые преследуются в порядке частного и частно-публичного обвинения. В случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК, прокурор вправе возбудить уголовное дело частно-публичного и частного обвинения (см. коммент. к ст. 20).

3. Следователь, орган дознания и дознаватель возбуждают уголовное дело с согласия прокурора.

4. Решение о возбуждении уголовного дела принимается при наличии повода и основания к возбуждению уголовного дела, если при этом нет сведений о наличии какого-либо из обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу (см. коммент. к ст. 24).

5. Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 50 Конституции влечет признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.

6. Постановление о возбуждении уголовного дела должно содержать сведения, предусмотренные ч. 2 комментируемой статьи. Структурно оно состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. О формах постановления о возбуждении уголовного дела и постановления о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству см. приложения 12 — 14 к ст. 476 УПК.

7. Уголовное дело возбуждается как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица (см. коммент. к ст. 46).

8. Уголовное дело возбуждается в отношении конкретного лица в случаях, когда фактические данные преступления указывают на совершение деяния этим лицом (неуплата алиментов, сведения о взятке, о злоупотреблении служебным положением и т.д.). В Определении Судебной коллегии ВС РФ от 28.02.2006 N 46-дп05-77 по делу К. было указано, что судебные решения по делу о злоупотреблении должностными полномочиями оставлены без изменения, поскольку для возбуждения уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285 и ч. 2 ст. 286 УК, установление конкретного должностного лица, занимающего государственную должность и допустившего злоупотребление и превышение, является обязательным, а возбуждение уголовного дела по факту злоупотребления неопределенным кругом лиц является незаконным.

9. Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или дознавателем, незамедлительно направляется прокурору вместе с материалами, указанными в ч. 4 комментируемой статьи. О форме постановления об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела см. приложение 22 к ст. 476 УПК.

10. В случае, если решение о возбуждении было принято преждевременно, по недостаточно проверенному материалу и имеется возможность провести дополнительные проверочные действия в пределах срока, установленного законом, прокурор возвращает материалы для дополнительной проверки с тем, чтобы собрать достаточные данные для возбуждения уголовного дела или обоснованного отказа в этом. Срок такой проверки — не более 5 суток.

11. О порядке возбуждения уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления, судьи КС РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции и некоторых других лиц см. коммент. к ст. 448.

Заключение судебной коллегии областного суда о наличии в действиях депутата областной Думы признаков состава преступления изменено с исключением из него указания на состав преступления и включением в него указания о признаках преступления, поскольку судебная коллегия ошибочно дала заключение о наличии признаков состава преступления, так как признаки состава преступления являются более широким понятием, чем признаки преступления (Определение ВС РФ от 30.06.2005 N 72-о05-21).

Понятие и значение стадии возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела – это первая стадия уголовного процесса, которая является важным юридическим актом, провозглашающим начало расследования совершенного преступления и вынос решения о возбуждении уголовного дела.

Стадия возбуждения уголовного дела имеет огромное значение, так как она ставит в движение все механизмы уголовно-правовой защиты общественных отношений, которые нарушены преступлением, а также обеспечивает защиту прав и свобод граждан, которые являются участниками уголовного процесса.

Возбуждение уголовного дела проводится компетентными органами, такими как следственные комитеты, прокуратура и суды. Подтверждение факта возбуждения уголовного дела происходит постановлением, которое содержит сведения о событиях, совершенном преступлении, лицах, имеющих отношение к делу, а также о дальнейших действиях, которые будут осуществляться в ходе уголовного процесса.

Стадия возбуждения уголовного дела является одной из самых важных, так как в данной стадии определяется целый ряд вопросов, таких как объективность собранной информации, возможность проведения расследования, установление подозреваемых и потерпевших, а также принятие мер для обеспечения сохранности доказательств.

Таким образом, стадия возбуждения уголовного дела играет особую роль в уголовно-правовой системе, поскольку она является отправной точкой для осуществления следующих этапов уголовного процесса.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *