Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общеустановленный пенсионный возраст в РБ 2024 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Но здесь не все так просто, речь идет не о фактическом прошлом заработке пенсионера в рублях, а о расчетной величине. Напомним, что 5-10 лет назад зарплата в рублях была в 2-4 раза ниже чем теперь. При прямом расчете, особенно у тех, кто ушел раньше, пенсии были бы мизерными. Потому применяется метод расчета коэффициентов от среднего заработка.
Пенсия в Беларуси – денежная регулярная выплата, которая полагается человеку при наступлении определенного условия. Чаще всего таким условием является достижение установленного пенсионного возраста. Другие условия – потеря трудоспособности, присвоение группы инвалидности, потеря кормильца и т.д. Выплата пенсионного обеспечения осуществляется как из государственных фондов, так и негосударственных (средства физических лиц, частных фирм).
В РБ функционируют трудовые и социальные пенсии. Система индивидуальных счетов практически не представлена. Перерасчет социальных пенсий происходит 4 раза в год – 1 ноября, 1 февраля, 1 мая и 1 августа. Это даты ежегодного увеличения бюджета прожиточного минимума (БПМ), к которому привязаны социальные и минимальные трудовые пенсии. В 2024 году тоже будут плановые повышения трудовых пенсий.
Однако, с 2024 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.
- дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
- инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
- детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
- мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).
На заметку
Работник-пенсионер может отказаться от получения пенсии на время работы с целью ее увеличения в будущем. Это можно сделать сразу после назначения пенсии. В данном случае работодателю целесообразно передать заявление об отказе работника одновременно с документами для назначения ему пенсии .
Судебная практика
При подаче документов на оформление пенсии работнику работодатель не представил копию удостоверения пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Вследствие этого работник не получал полагающуюся ему доплату к пенсии. Материальный ущерб в виде неполученных сумм доплат к пенсии был взыскан с работодателя в пользу работника.
Порядок назначения пенсии начинается с момента получения от работника заявления о назначении пенсии по установленной форме (далее — заявление). Напомним, что работающие граждане обращаются за назначением пенсии через своих работодателей по месту последней работы .
Когда белорусы будут выходить на пенсию в зависимости от даты рождения
дата рождения | время выхода на пенсию | пенсионный возраст, лет | |||
---|---|---|---|---|---|
мужчины | женщины | мужчины | женщины | мужчины | женщины |
с 1 января по 30 июня 1957 года | с 1 января по 30 июня 1962 года |
с 1 июля по 31 декабря 2017 года |
60, 6 | 55, 6 | |
с 1 июля по 31 декабря 1957 года | с 1 июля по 31 декабря 1962 года |
с 1 июля по 31 декабря 2018 года |
61 | 56 | |
с 1 января по 30 июня 1958 года | с 1 января по 30 июня 1963 года |
с 1 июля по 31 декабря 2019 года |
61,5 | 56,6 | |
с 1 июля по 31 декабря 1958 года | с 1 июля по 31 декабря 1963 года |
с 1 июля по 31 декабря 2020 года |
62 | 57 | |
с 1 января по 30 июня 1959 года | с 1 января по 30 июня 1964 года |
с 1 июля по 31 декабря 2021 года |
62, 6 | 57, 6 | |
с 1 июля по 31 декабря 1959 года и младше | с 1 июля по 31 декабря 1964 года и младше |
с 1 июля 2022 года |
63 | 58 |
Повышение пенсионного возраста
Государственные службы планируют меры, которые позволят уменьшить бремя финансовых выплат ФСЗН, связанных с увеличением числа стареющих граждан. Подсчеты экономистов утверждают, что молодые белорусы 30-35 лет получают гарантию социальных выплат при условии реформирования пенсионной системы и увеличения возраста выхода на заслуженный отдых.
Новости от BBQcash: Совет Республики рассматривает увеличение сроков выхода на пенсию для женщин. В период с 2023 по 2032 предлагают пенсионный возраст для женщин уравнять с мужчинами – 63 года.
Считают, что это спасет ФСЗН от увеличения дефицита и сохранит выплаты на прежнем уровне, который составляет 40 % среднемесячной оплаты труда. Такой мерой предотвращают и рост суммы взносов фонду.
Женщины в Беларуси живут дольше мужчин на 10 лет. Поэтому повышение пенсионного возраста для них практически неизбежно.
Специалисты приводят статистические данные, что по сегодняшний день в республике Беларусь мужчины, отправившись отдыхать, живут всего 7 лет. Условия жизни, нестабильность приводят к такому плачевному результату. Это лишает смысла дальнейшее увеличение возраста выхода на пенсию.
Эксперты совета республики рекомендуют использование накопительной формы пенсионной системы. Стимулирование ее развития может стать выходом из сложившейся трудной ситуации. Это станет возможным лишь при условиях макроэкономической стабильности. Уверенность граждан в сохранности своих денежных средств реализуется добровольными пенсионными взносами.
Тонкости оформления пенсии
Назначение пенсионных выплат не производится автоматически. Белорус должен подать ходатайство в орган по труду, занятости и соцзащите граждан. Оформлять и подавать обязательные бумаги должен наниматель (для трудоустроенных белорусов) или сам заявитель.
Перечень бумаг, которые потребуются, зависит от типа пенсионного обеспечения. Общими считаются документы, которые подтверждают трудовой стаж и доходы.
Документами, которые удостоверяют личность, возраст, адрес проживания, гражданскую принадлежность считаются:
- белорусский паспорт – для граждан Беларуси;
- паспорт иностранного гражданина, ВНЖ – для иностранцев и апатридов;
- свидетельство о рождении, паспорт – для детей, которые не достигли шестнадцатилетнего возраста.
К ходатайству может понадобиться приложить такие документы:
- представление нанимателя (для трудоустроенных белорусов);
- трудовая книжка;
- военный билет;
- бумаги, подтверждающие, что заявитель обучается по очной форме;
- свидетельства о рождении детей;
- выписка, подтверждающая, что заявитель находился в декрете в течение определенного периода;
- выписка, подтверждающая, что заявитель получал пособие для безработных в течение определенного периода.
Важно! Кроме того, потребуются бумаги, которые подтверждают данные о заработной плате. Если пенсионное обеспечение назначается в текущем году, нужно будет подготовить справки о зарплате за предыдущие 24 года работы.
Справки о заработной плате за периоды работы, которые имели место после 01.01.2003, предоставлять нет необходимости. Обусловлено это тем, что, когда был введен индивидуальный учет, информация об этих периодах стала подтверждаться справкой из лицевого счета гражданина. Она выдается ФСЗН. Запрос данного документа выполняет орган соцзащиты, в который гражданин подает заявление об оформлении пенсионных выплат.
Пенсии в Белоруссии, как и во многих других странах мира, делятся на разные типы. Общим является то, что их размер зависит от длительности определенных периодов в жизни гражданина (трудовая деятельность, армейская служба). Исключением являются пенсии, предоставляемые по факту выполнения каких-либо требований (наличие статуса «инвалид», утрата кормильца).
Положительные последствия увеличения пенсионного возраста
Увеличение пенсионного возраста в Республике Беларусь в 2024 году приведет к ряду положительных последствий. Во-первых, это позволит сохранить финансовую устойчивость пенсионной системы. В условиях демографического кризиса и увеличения средней продолжительности жизни, увеличение пенсионного возраста позволит сбалансировать соотношение между числом пенсионеров и числом работающих граждан, что будет способствовать накоплению средств в Пенсионном фонде и обеспечению выплат по пенсиям.
Во-вторых, увеличение пенсионного возраста позволит продлить активное участие людей в трудовой деятельности. Это будет способствовать сохранению и повышению профессиональных навыков, а также укреплению физического и психологического здоровья граждан. Работа является не только источником дохода, но и средством самореализации и социального взаимодействия, поэтому увеличение пенсионного возраста позволит людям продолжать активную и полноценную жизнь.
В-третьих, увеличение пенсионного возраста будет способствовать развитию экономики страны. По мере старения населения, общество нуждается в опытных и квалифицированных специалистах, которые смогут создавать новые рабочие места и привлекать инвестиции. Увеличение пенсионного возраста позволит сохранить и использовать потенциал более зрелых и опытных работников, что положительно скажется на развитии экономики страны.
Таким образом, увеличение пенсионного возраста в Республике Беларусь в 2024 году имеет ряд положительных последствий. Оно способствует финансовой устойчивости пенсионной системы, продлевает активное участие людей в труде и способствует развитию экономики страны.
Увеличение пенсионного возраста в 2024 году в Республике Беларусь неминуемо повлечет за собой ряд социальных последствий. В первую очередь, это касается около трех миллионов граждан, которые будут вынуждены продолжать работу до позднего возраста.
Один из главных аспектов социальных последствий заключается в ухудшении здоровья работающих пенсионеров. Частое проблема в пожилом возрасте приводит к необходимости обращения к медицинским услугам и большему расходу на лекарственные препараты, что негативно сказывается на финансовом положении пенсионеров.
Кроме того, увеличение пенсионного возраста может столкнуть старшее поколение с проблемой поиска работы или утраты источника дохода, особенно для сотрудников, занимающихся физическим трудом. Это может привести к увеличению численности безработных пенсионеров и социальной напряженности в обществе.
Другим социальным последствием является ухудшение качества жизни пенсионеров. Увеличение пенсионного возраста означает, что пожилые люди будут проживать меньшую часть своей жизни на пенсии, что может сказаться на их возможности отдыхать и наслаждаться свободным временем после тяжелой трудовой деятельности.
Более высокий пенсионный возраст также может повлиять на демографическую ситуацию в стране. Многие молодые люди могут задуматься о возможности уехать за границу в поисках лучших условий жизни и работы, что может привести к сокращению численности трудоспособного населения.
В целом, увеличение пенсионного возраста в 2024 году имеет серьезные социальные последствия, которые требуют внимательного анализа и принятия соответствующих мер для защиты и поддержки пожилых граждан.
Пенсионное обеспечение
Текст вопроса |
Текст ответа |
Какой минимальный стаж работы требуется для трудовой пенсии по возрасту? |
Длительность минимального стажа работы для назначения трудовой пенсии по возрасту или за выслугу лет зависит от года, в котором будут назначаться такие пенсии. При назначении пенсии в 2023 году необходимо иметь не менее 19 лет стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж). Страховой стаж ежегодно с 1 января будет увеличиваться на 6 месяцев до 20 лет. Поэтому, если пенсия будет назначаться в 2024 году, то потребуется уже 19 лет 6 месяцев и т.д. При назначении пенсии в 2025 году и позднее потребуется наличие страхового стажа не менее 20 лет. Страховой стаж — это работа, предпринимательская и иная деятельность с уплатой обязательных страховых взносов. Для назначения досрочных пенсий родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа. При наличии страхового стажа не менее 10 лет право на пенсию по возрасту имеют: лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, при стаже работы не менее 40 лет (мужчины) и не менее 35 лет (женщины); лица, проходившие военную службу (службу в военизированных организациях), — мужчины при стаже работы не менее 25 лет и женщины при стаже работы не менее 20 лет, включая не менее 10 календарных лет военной службы (службы в военизированных организациях), и отсутствии права на пенсию в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований»; женщины, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, при стаже работы не менее 20 лет, родившие четверых детей и воспитавшие их до 8-летнего возраста. Также установлено снижение страхового и общего стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту гражданам, которые являлись инвалидами I и (или) II группы более 10 лет – на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности Справочно: При нахождении на инвалидности I и (или) II группы: 11 лет – страховой стаж снижается на 5 лет 6 месяцев 12 лет – страховой стаж снижается на 6 лет 13 лет – страховой стаж снижается на 6 лет 6 месяцев 14 лет – страховой стаж снижается на 7 лет 15 лет – страховой стаж снижается на 7 лет 6 месяцев 16 лет – страховой стаж снижается на 8 лет 17 лет – страховой стаж снижается на 8 лет 6 месяцев 18 лет – страховой стаж снижается на 9 лет 19 лет – страховой стаж снижается на 9 лет 6 месяцев 20 лет – страховой стаж снижается на 10 лет более 21 года – до 5 лет. Одновременно для указанной категории лиц снижено требование к общему стажу для женщин – с 20 до 15 лет, для мужчин – с 25 до 20 лет. Инвалидам с детства I и (или) II группы на 5 лет снижен общий стаж для назначения досрочной пенсии по возрасту по статье 22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон о пенсионном обеспечении). |
Включаются ли в страховой стаж, дающий право на трудовую пенсию, периоды учебы, военной службы, ухода за малолетними детьми? |
В страховой стаж не засчитываются периоды отпуска по уходу за ребенком, военной службы (службы) протекавшей до 1 января 2020 г., учебы и другие, когда обязательные страховые взносы не уплачивались. Однако такие периоды учитываются в общий стаж для исчисления размера пенсии. Таким образом, если требуемый страховой стаж имеется и, соответственно, пенсия может быть назначена, то для исчисления размера этой пенсии будут учтены также периоды отпуска по уходу за ребенком, учебы и другие. Мужчинам, достигшим возраста 65 лет, и женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим требуемого страхового стажа, назначается пенсия по возрасту при неполном страховом стаже. Размер такой пенсии исчисляется в размере 73 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пенсионера, установленного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала. При этом за каждый год страхового стажа сверх 10 лет пенсия дополнительно увеличивается на 3 процента указанной величины, но не более чем до 100 процентов этой величины. При отсутствии требуемого страхового стажа назначается социальная пенсия: женщинам, достигшим возраста 60 лет, мужчинам – 65 лет. Размер социальной пенсии составляет 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пенсионера, установленного Министерством труда и социальной защиты, за два последних квартала. |
Предусматривается ли в нашем законодательстве какая-то льгота, надбавка к пенсии для тех, кто отработал непрерывно на одном предприятии как я, например, – 39 лет в одном цеху, на одном заводе ВЗЭП? У меня в трудовой книжке одна запись. |
В действующем законодательстве повышение пенсии за непрерывный стаж, не предусмотрено. Стаж работы для назначения пенсии исчисляется путем суммирования периодов работы, протекавших у различных работодателей, и иной деятельности (времени учебы, военной службы, ухода за детьми, получения пособия по безработице и т.д.) |
Я уже на пенсии, а в детстве мы жили в деревне и детьми подрабатывали на зернотоке, телят кормили, на полевые работы выходили, нам начисляли трудодни по ведомости. Смогу ли я, если архивы подтвердят этот стаж, рассчитывать на перерасчет того стажа, с которым пошла на пенсию? |
Да, можете. При документальном подтверждении, работа в колхозе в возрасте до 16 лет во время летних каникул засчитывается в стаж по фактической продолжительности. |
Я пенсионерка, могу ли перейти на пенсию мужа, он был инвалидом I группы? |
Вам может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца, но размер Вашей новой пенсии не будет такой, как у мужа, пенсии по случаю потери кормильца назначаются в размере 40 процентов среднемесячного заработка кормильца. Обратитесь в управление по труду, занятости и социальной защите соцзащиты по месту жительства, Вам посчитают размер указанной пенсии, и Вы примете решение, стоит ли отказываться от пенсии по возрасту в пользу пенсии по случаю потери кормильца. |
Если я собираюсь оформить ИП, доход будет нестабильным, каким образом это скажется на пенсии? |
В стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов. При этом, если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены обязательные страховые взносы оказался ниже минимальной заработной платы, указанные периоды засчитываются в стаж работы с применением поправочного коэффициента. Поправочный коэффициент рассчитывается путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) лица на среднеарифметическую величину минимальной заработной платы за соответствующий период уплаты обязательных страховых взносов. Если Ваш фактический заработок ежемесячно будет превышать минимальную заработную плату (в январе 2023 г. для расчета берется 554 руб.), стаж Вам будет засчитан полностью, т.е. ”год за год“. |
У меня четверо детей. При назначении пенсии в 2010 г. мне засчитали в стаж только 9 лет. Слышала, что произошли какие-то изменения. Коснутся ли они меня? |
В стаж работы для исчисления пенсии учитываются периоды отпуска по уходу за ребенком и ухода за детьми до достижения ими возраста 3 лет, но не более 12 лет в общей сложности. Данная норма применяется не только при первичных назначениях пенсий женщинам, родившим четверых и более детей, но и к пенсиям, назначенным ранее. При этом ранее назначенные пенсии будут перерасчитываться с учетом данной нормы с первого числа месяца, следующего за тем, в котором женщина обратится за перерасчетом пенсии в органы по труду, занятости и социальной защите с заявлением и свидетельствами о рождении детей. |
Мой брат, гражданин Беларуси, сейчас работает водителем в Москве, официально уплачивает взносы в пенсионный фонд Российской Федерации. Будет ли работа в России засчитана в трудовой стаж при начислении пенсии в Беларуси? |
С учетом норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 г. каждое государство-член ЕАЭС назначает пенсию и исчисляет её размер за стаж работы на его территории. За время работы в России назначать и выплачивать пенсию будет Российская Федерация. При назначении пенсии в Республике Беларусь для определения права на пенсию может суммироваться стаж, приобретенный на территории других государств-членов ЕАЭС, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени. |
В период с 1994 года по 2007 год работала медицинской сестрой выездной бригады станции скорой и неотложной медицинской помощи. Больше льготного стажа не имею. Слышала, что подписан Указ, согласно которому, если до 1 января 2009 г. выработана половина и более льготного стажа, то пенсию могут назначить раньше общеустановленного пенсионного возраста. |
В соответствии со статьей 48 Закона о пенсионном обеспечении отдельным категориям медицинских работников предоставлена возможность назначить пенсию за выслугу лет на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста при наличии специального стажа работы для женщин – 25 лет, для мужчин – 30 лет. Ваш специальный стаж составляет не более 14 лет при требуемом – 25 лет. Право на оформление пенсии за выслугу лет у Вас отсутствует. |
Планирую обратиться за назначением льготной пенсии, так как работаю электрогазосварщиком. Стаж работы до 1 января 2009 г. составляет 8 лет. Но для назначения льготной пенсии этого стажа недостаточно и необходимо прибавить стаж работы, отработанный после 1 января 2009 г. Поэтому я хотел бы узнать какой документ может подтвердить факт уплаты моей организацией за меня взносов и какой у меня сформировался стаж работы в качестве электрогазосварщика после 1 января 2009 г.? |
В случае, если Вы работаете в качестве электрогазосварщика на аттестованном рабочем месте и за Вас нанимателем производятся ежемесячные отчисления взносов на профессиональное пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения, Ваш профессиональный стаж формируется и накапливается на специальной (профессиональной) части Вашего индивидуального лицевого счета. Учет указанных сведений производит Фонд социальной защиты населения на основании отчетов и сведений, предоставляемых нанимателем. Законодательством о профессиональном пенсионном страховании предусмотрено предоставление данной информации как непосредственно самому работнику, так и нанимателю. Если Вы обратитесь в районный отдел Фонда по месту жительства, то Вам предоставят информацию о текущем состоянии специальной части индивидуального лицевого счета. |
Получаю пенсию по возрасту. Коэффициент заработка 0,9. Планирую пойти поработать с невысокой зарплатой. Потеряю ли я что в пенсии? |
Если индивидуальный коэффициент заработка пенсионера не превышает 1,3, то в период работы (службы) или период, в течение которого пенсионер являлся индивидуальным предпринимателем, пенсия выплачивается в полном размере. Поэтому вы ничего не потеряете. |
Возраст для выхода на пенсию в условиях нового закона
Согласно новому закону о пенсионном обеспечении в Беларуси, женщины будут выходить на пенсию в зависимости от накопленного стажа работы. Начиная с 2024 года, для получения пенсии необходимо достичь определенного возраста и иметь определенный стаж.
По новому закону, возраст для выхода на пенсию для женщин будет увеличиваться постепенно. На 2024 год возраст для женщин составляет 58 лет. Однако, в дальнейшем этот возраст будет увеличиваться на полгода каждый год, чтобы достичь 63 лет к 2031 году.
Важным условием для получения пенсии является накопление определенного стажа работы. На 2024 год этот стаж составляет 20 лет. Таким образом, для получения пенсии в 58 лет женщина должна иметь стаж работы не менее 20 лет.
Однако, с 2027 года для получения пенсии будут учитываться не только годы работы, но и успешно пройденные профессиональные испытания. Для женщин, достигших 58 лет, но не имеющих достаточного стажа, будет предоставляться возможность проходить профессиональные испытания. Это позволит им получить пенсию даже при отсутствии полного накопительного стажа.
В таблице ниже приведена сводная информация о возрасте и стаже, необходимых для выхода на пенсию в Беларуси для женщин в 2024 году:
Год рождения | Возраст для выхода на пенсию (год) | Минимальный стаж для получения пенсии (год) |
---|---|---|
до 1966 года | 58 | 20 |
1967-1968 | 58.5 | 20 |
1969-1970 | 59 | 20 |
1971-1972 | 59.5 | 20 |
1973-1974 | 60 | 20 |
1975-1976 | 60.5 | 20 |
1977-1978 | 61 | 20 |
1979-1980 | 61.5 | 20 |
1981-1982 | 62 | 20 |
1983-1984 | 62.5 | 20 |
1985-1986 | 63 | 20 |
Таким образом, женщины в Беларуси, рожденные до 1966 года, смогут выйти на пенсию в 2024 году, достигнув 58-летнего возраста и имея стаж работы не менее 20 лет.
Варианты получения пенсии до достижения пенсионного возраста
В Беларуси предусмотрены варианты получения пенсии до достижения пенсионного возраста. Они позволяют рассчитывать на пенсионные выплаты при определенных условиях.
Пенсия по инвалидности является одним из вариантов получения пенсии до достижения пенсионного возраста. Она предназначена для граждан, у которых установлена инвалидность. Чтобы стать получателем этого вида пенсии, необходимо обратиться в соответствующий орган социальной защиты населения и предоставить необходимые медицинские документы.
Еще одним вариантом получения пенсии до достижения пенсионного возраста является пенсия по выслуге лет. Эта пенсия предоставляется гражданам, которые имеют достаточный стаж работы. Для женщин в 2024 году необходим стаж работы не менее 20 лет. Оформление пенсии по выслуге лет также производится через соответствующий орган социальной защиты населения.
Кроме того, возможен вариант получения досрочной пенсии. Для этого необходимо иметь определенный стаж работы и достигнуть определенного возраста. Условия получения досрочной пенсии могут различаться в зависимости от пола и года рождения. Подробности можно узнать в социальных органах.
Варианты получения пенсии до достижения пенсионного возраста предоставляют дополнительную поддержку гражданам Беларуси. Они помогают обеспечить достойный уровень жизни и финансовую стабильность до официальной пенсии.
Что изменится по пенсиям для многодетных матерей
С 1 января 2021 года женщинам, родившим четверых детей, будут засчитывать в трудовой стаж для назначения пенсии время нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет в общей сложности (сейчас — 9 лет). Назначать им трудовые пенсии будут при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет (сейчас — 17 лет 6 месяцев).
Сейчас многодетные мамы, которые воспитывают четверых детей, рискуют не выработать требуемый страховой стаж, а значит, могут угодить в «пенсионную ловушку» — не получить трудовую пенсию, а только социальную. Дело в том, что сейчас матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для матерей, у которых пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы. А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска.
Обязательным условием для назначения трудовой пенсии является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН (страховой стаж).
С 1 января 2023 г. в Беларуси минимальный страховой стаж, который гарантирует назначение трудовой пенсии, будет повышен до 19 лет (в 2022 г. – 18,5 лет).
К 2025 г. запланировано повышение минимального страхового стажа до 20 лет.
Периодически на разных площадках возникают дискуссии насчет включения в страховой стаж дополнительных видов деятельности, кроме работы с уплатой страховых взносов. Например, в 2020 г. установили, что военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т.е. пенсионному страхованию. Взносы в ФСЗН за них поступают за счет средств республиканского бюджета. Соответственно, с 2020 г. в страховой стаж включают срочную службу в армии.
Но многие другие инициативы пока заблокированы: включение в страховой стаж периодов получения высшего образования, времени декретного отпуска. Позиция регулятора высказана четко: нет вливаний в ФСЗН – нет права на пенсию.
Если страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту не хватает, может быть назначена только социальная пенсия.
Уровень пенсионных выплат поддерживают периодические перерасчеты.
Минтруда и соцзащиты гарантирует, что в 2023 г. трудовые пенсии будут повышены как минимум один раз. Прогноз главы государства оптимистичнее: на совещании 23 декабря он утверждал, что в следующем году трудовые пенсии могут поднять трижды.
По законодательству перерасчет осуществляется:
– трудовых пенсий – в связи с ростом средней заработной платы работников в республике на основании указов Президента не реже 1 раза в год в пределах средств ФСЗН;
– минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, доплат к пенсиям лицам в возрасте старше 75 лет – в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ). БПМ обновляют 4 раза в год – 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября. Соответственно, социальные пенсии и доплаты, будем надеяться, пересмотрят четырежды.
Второй этап повышения пенсионного возраста
В Республике Беларусь планируется второй этап повышения пенсионного возраста, который затронет мужчин и женщин, достигающих определенного возраста после определенной даты.
Согласно планам, начиная с 1 января 2022 года и до 2024 года будут поэтапно увеличиваться возрастные границы для выхода на пенсию. На данный момент конкретные цифры и даты не объявлены, однако правительство активно обсуждает данное изменение в пенсионной системе.
Ожидается, что повышение пенсионного возраста на втором этапе будет спровоцировано снижением демографической нагрузки и ростом средней продолжительности жизни. Эти изменения в пенсионной системе помогут обеспечить устойчивость пенсионной системы в условиях глобальных вызовов.
Однако, помимо повышения пенсионного возраста, правительство Беларуси принимает ряд других мер для обеспечения социальной защиты населения. Особое внимание уделяется развитию дополнительных форм пенсионного обеспечения, созданию условий для продолжения трудовой деятельности пожилых людей, а также оказанию социальной поддержки незащищенным слоям населения.
Второй этап повышения пенсионного возраста будет реализован с учетом социально-экономических условий и интересов граждан. Весь процесс будет сопровождаться информационными кампаниями, чтобы каждый гражданин имел возможность получить объективную информацию о внесенных изменениях и своих правах и обязанностях.
Ожидаемые изменения в пенсионном возрасте
По данным официальных источников, с 2024 года планируется постепенное повышение пенсионного возраста для женщин и мужчин в Белоруссии. Эти изменения были приняты в целях обеспечения устойчивости пенсионной системы страны и адаптации ее к современным требованиям и вызовам.
Согласно новым правилам, пенсионный возраст будет постепенно увеличиваться для различных групп населения. В частности, планируется увеличить возраст выхода на пенсию для женщин с 55 до 60 лет, а для мужчин – с 60 до 65 лет.
Ожидается, что это изменение позволит сбалансировать количество работающих и пенсионеров, сохранить финансовую устойчивость пенсионной системы и обеспечить достойный уровень пенсионного обеспечения для граждан Белоруссии.
Введение новых правил позволит государству более точно учитывать возрастно-социальную структуру населения и прогнозировать расходы на пенсионное обеспечение в будущем. Также ожидается, что это изменение стимулирует продолжение трудовой деятельности и активное участие граждан в экономической жизни страны.
Влияние на жизнь пенсионеров
Поднятие пенсии в Беларуси в 2024 году играет важную роль в жизни местных пенсионеров. Это решение будет иметь существенное влияние на их финансовое положение и качество жизни.
Во-первых, повышение пенсий позволит пенсионерам справляться с растущими ценами на товары и услуги. В условиях инфляции и экономического роста, люди на пенсии зачастую испытывают затруднения в достатке. Повышение пенсий поможет пенсионерам улучшить свою финансовую ситуацию и обеспечить себя необходимыми товарами и услугами.
Во-вторых, поднятие пенсий может способствовать улучшению качества жизни пенсионеров. Благодаря повышению доходов, пенсионеры могут себе позволить больше возможностей для отдыха, развлечений и здорового образа жизни. Они смогут больше времени уделять своим увлечениям и следить за своим здоровьем без лишних финансовых затруднений.
Кроме того, повышение пенсий может способствовать росту экономики в целом. Пенсионеры, получая больше денег, могут увеличить свое потребление и вкладывать в различные отрасли экономики. Это может создать дополнительные рабочие места и способствовать росту производства, что, в свою очередь, положительно повлияет на жизнь не только пенсионеров, но и других граждан страны.
Казалось бы, повышение пенсий в Беларуси в 2024 году — маленький шаг. Однако этот шаг говорит о заботе государства о своих гражданах, о признании их вклада в развитие страны и обеспечении их достойной жизни. Поднятие пенсий имеет позитивное влияние на жизнь пенсионеров и является важным фактором развития и социальной стабильности Беларуси.