Коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступлению патологических процессов в организме. В то же время сопротивляемость дефекту, его компенсация усиливаются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей.

У взрослых патологические состояния могут быть вызваны сосудистыми заболеваниями и нарушениями мозгового кровообращения.

Принципы восстановительного лечения детей с хронической патологией

Понятие реабилитация, как и коррекция, указывает на сис­тему внешних мероприятий по отношению к человеку.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.

Будучи внешними по отношению к индивиду, реабилитационные мероприятия опираются на компенсаторные внутренние процессы. Можно сказать, что реабилитация есть не что иное, как попытка управлять и воздействовать на компенсаторные способности человека. При этом разные виды реабилитации опираются и направлены на разные уровни компенсаторных процессов.

Карелина И.Б., Туркина М.В. Психолого-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов // Universum: медицина и фармакология : электрон. научн. журн. 2016. № 11 (33).

Психолого-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов

Например, компенсация недостаточности запоминания производится путем рациональной организации запоминаемого материала, введением приемов запоминания (мнемотехники).

Таким образом, работа педагога-дефектолога и/или логопеда обеспечивает комплексность терапии и позволяет добиться максимального эффекта в преодолении социально-педагогической запущенности ребенка.

Любая живая система должна обладать определенным запасом «прочности» на случай резких неблагоприятных изменений во внешней и внутренней среде. Для этого необходимы специфические компенсаторные механизмы. Сложность живой системы прямо пропорциональна ее эффективности. Но усложнение системной организации повышает вероятность внутренних «сбоев» в процессе ее работы.

Целью нашего исследования является изучение системы психолого-педагогической абилитации и реабилитации детей-инвалидов в России, и в частности, в Ярославской области; выявление недостатков этой системы и создание альтернативной междисциплинарной системы раннего выявления и абилитации детей с ОВЗ.

по разделу 3 «Основные категории специальной психологии»

Ситуация абилитации характеризуется тем, что факта и мо­мента утраты не было — человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением. Стало быть, речь не может идти о восстановлении, ибо вос­станавливать можно лишь то, что было утрачено.

Для теории и практики специальной психологии данная категория является одной из ключевых. То, как происходит восстановление нарушенных функций, от чего оно зависит, составляло предмет острых дискуссий на протяжении не одного столетия. Существовало и существует множество теорий компенсации. Особое значение в понимании сущности компенсаторных механизмов сыграли исследования П. К Анохина, Л. С. Фоминых Е.С. Виктимизация и девиктимизация студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных образовательных условиях // Клиническая и специальная психология. – 2012. – № 4 (4). – С.40-48.

В рамках единого учебно–воспитательного процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно–развивающей деятельности.

В) исследование соматического статуса ребенка

Система разрабатывается авторами в течении двадцати лет и внедрена в практику лечебно-реабилитационной работы с 2007 года, с начала в городской детской больнице г. Рыбинска, а затем в Центре коррекции речи «Возрождение» г. Ярославль.

Сo­циa­льнa­я a­дa­птa­ция o­c­ущe­c­твляe­тc­я путe­м уc­вo­e­ния нo­рм и цe­ннo­c­тe­й дa­ннo­гo­ o­бщe­c­твa­ (или, пo­ крa­йнe­й мe­рe­, ближa­йшe­гo­ o­кружe­ния: c­e­мьи, o­прe­дe­лe­ннo­й c­o­циa­льнo­й группы).

Позитивная социализация лиц с ОВЗ предполагает формирование такого качества, как адаптивность, понимаемого как способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в трудных жиз­ненных ситуациях [7].

Сo­циa­льнa­я a­дa­птa­ция o­c­ущe­c­твляe­тc­я путe­м уc­вo­e­ния нo­рм и цe­ннo­c­тe­й дa­ннo­гo­ o­бщe­c­твa­ (или, пo­ крa­йнe­й мe­рe­, ближa­йшe­гo­ o­кружe­ния: c­e­мьи, o­прe­дe­лe­ннo­й c­o­циa­льнo­й группы).

В основе виктимологической концепции социокультурной реабилитации инвалидов [5] – понятие адаптационных барьеров, возникающих вследствие дефицита социальной, эмоциональной и когнитивной компетентности, блокирующих социальную адаптацию лиц с ОВЗ и возможность его полноценного социального функционирования.

Биологический, психологический, социально-психологический и социальный уровни протекания компенсаторных механизмов. Работа компенсаторных механизмов.

Их целью является максимальное по возможности смягчение кризисных переживаний личности, формирование адекватной самооценки и позитивного самовосприятия, расширение представлений о жизненной перспективе, формирование трудовых установок личности инвалида.

Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадения. Коррегировать зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно. Тем не менее, коррекция и компенсация могут дополнять друг друга. Даже при незначительном снижении зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. Это компенсаторный акт.

Неслучайно часто отдельно выделяются такие виды реабилитации как семейная, социально-психологическая и профессиональная. Эти виды реабилитационной помощи показаны в том случае, если в результате инвалидизации у человека возникают проблемы в сфере семейных отношений (в том числе и по вине самого инвалида), трудоустройства и межличностных контактов с окружающими людьми.

Уменьшение трудностей адаптации и максимально возможное приближение психического развития аномальных детей к нормальному (нормализация) достигаются путем коррекции и компенсации недостатков развития.

Н. Граборов (1885-1949), Г.М. Дульнев) разрабатывались системы коррекционной работы с детьми с отставанием в развитии, с умственной отсталостью.
Нейрокоррекция с использованием метода замещающего онтогенеза (МЗО). Специально подобранные упражнения оказывают стимулирующее воздействие на мозговые структуры, то есть на так называемый сенсомоторный уровень (связь между движением и психическими функция…

Таким образом, речь идет все же о специальной педагогике с медицинским сопровождением. Но едва ли можно говорить обо всех людях с отклонениями в развитии как о больных.

Компенсация (лат. compensation – возмещение, уравновешивание) – это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых психофизиологических функций организма. Компенсаторный процесс опирается на резервные или недостаточно задействованные возможности организма человека.

Make an appointment and we’ll contact you.

Кo­ррe­кция — c­иc­тe­мa­ пc­ихo­лo­гo­-пe­дa­гo­гичe­c­ких и лe­чe­бных мe­рo­приятий, нa­прa­влe­нных нa­ прe­o­дo­лe­ниe­ или o­c­лa­блe­ниe­ нe­дo­c­тa­ткo­в пc­ихo­физичe­c­кo­гo­ рa­звития и o­тклo­нe­ний в пo­вe­дe­нии и дe­тe­й.

В целом можно сказать, что адаптация и компенсация — это единые, но разнонаправленные процессы, целью которых является восстановление равновесия между средой и индивидом.

Так, к примеру, при слепоте ребенка его обучение и социальная адаптация наиболее эффективно происходит через активное задействование слухового механизма. А если у ребенка поражены и зрение, и слух, в обучении широко используются возможности осязания.

Основная задача данной работы – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.

Коррекция, реабилитация, абилитация как категории специальной психологии.

Сo­циa­лизa­ция — фo­рмирo­вa­ниe­ c­пo­c­o­бнo­c­тe­й личнo­c­ти к жизнe­дe­ятe­льнo­c­ти в o­бщe­c­твe­ нa­ o­c­нo­вe­ уc­вo­e­ния e­гo­ c­o­циa­льных цe­ннo­c­тe­й и c­пo­c­o­бo­в c­o­циa­льнo­ пo­лo­житe­льнo­гo­ пo­вe­дe­ния.

Стало быть, речь не может идти о восстановлении, ибо вос­станавливать можно лишь то, что было утрачено.

Если инвалидизирующее ребенка патологи­ческое состояние возникло в раннем возрасте, то речь идет об абилитации, т. к. у ребенка в этом возрасте еще не сформированы двигательные стереотипы, гностическо-практические и речевые функции, а так же ребенок не владеет навыками самообслуживания, и не имеет опыта общественной жизни.
Современная специальная психология работает с детьми, имеющими нарушения в социально-психологической адаптации небиологического … военный конфликтов и т.д.

Особенности процесса реабилитации

В России этим термином пользовались врачи-психиатры И.В. Маляревский, А.С. Грибоедов, В.П. Кащенко, Г.И. Россолимо, которые в первые десятилетия ХХ в. занимались лечением и обучением детей с отклонениями в психическом развитии. Сегодня этот термин в отечественной педагогической науке считается устаревшим, не отражающим сущности изучаемой предметной области и малоупотребительным.

В рамках единого учебно–воспитательного процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно–развивающей деятельности.

Высший уровень организации компенсаторных процессов — соци­альный. Его реализация связана с отношением в целом об­щества к инвалидам.

Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОЖИЛЫХ И ИНВАЛИДОВ

Следует отделять понятие «реабилитация» от понятия «компенсация». Компенсация — это, по сути, внутренний процесс; реабилитация — это нечто внешнее по отношению к человеку с теми или иными нарушениями. Кроме того, реабилитация, как эго подчеркивается в определении, есть не одноразовое мероприятие, а система мероприятий.

Основными категориями специальной психологии являются компенсация, коррекция, реабилитация, абилитация. Их соотношение представлено на рисунке 1. Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *