Понятие мер процессуального принуждения и их классификация

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие мер процессуального принуждения и их классификация». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Задержанный подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 ч с момента его фактического задержания. Однако, если не подтвердилось подозрение в совершении преступления либо отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, а также если задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ, то задержанный освобождается из-под стражи.

Реабилитированным считается лицо, имею–щее в соответствии с УПК право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследова–нием (п. 35 ст. 5 УПК).

Принуждение в уголовном судопроизводстве

Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П, в таком случае административное задержание не складывается с уголовно-процессуальным, а поглощается им.

The grounds, conditions and procedure for applying measures of restriction in criminal proceedings largely depend on the correct systematization of criminal procedure legislation, which may be the basis for a systematic interpretation of the text of the law.

Меры уголовно-процессуального принуждения неодинаковы по своему характеру и преследуют разные цели. Одни из них направлены на пресечение возможного продолжения преступной деятельности подозреваемого и обвиняемого, их уклонения от следствия и суда либо препятствования процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности). До середины 60-х годов XIX столетия, как известно, в России суд по сути был придатком администрации. Любые меры процессуального принуждения фактически носили сугубо полицейский характер, что создавало благодатнейшую почву творить в уголовном процессе безнаказанный произвол.

Раздел IV. Меры процессуального принуждения (ст. 91 — 118)

Завершая рассмотрение этого вопроса необходимо подчеркнуть, что меры процессуального принуждения – важнейший институт уголовного судопроизводства. Решение об их применении на досудебных стадиях вправе принимать дознаватель, следователь или суд, а в ходе судебного производства только суд. Однако никто из них не обязан этого делать.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Меры процессуального принуждения подлежат незамедлительной отмене в тех случаях, когда исчезли основания для их применения.

К об­ви­няе­мо­му или по­доз­ре­вае­мо­му при­ме­ня­ет­ся лишь од­на из мер пре­се­че­ния; она мо­жет быть из­ме­не­на по хо­ду уго­лов­но­го де­ла.

Меры процессуального принуждения: понятие и классификация

Соотношение четвертого из перечисленных специальных оснований задержания с одним из четырех дополнительных условий можно проиллюстрировать следующим примером. Допустим, совершено опасное преступление, наказуемое лишением свободы. По описаниям потерпевших изготовлен фоторобот подозреваемого лица, который разослан в отделения полиции.

Процедура задержания подозреваемого установлена в гл. 12 УПК РФ. В любом случае лицо может быть задержано по подозрению в совершении лишь того преступления, за которое в соответствии с УК РФ может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, меры процессуального принуждения это закрепленные в действующем законодательстве меры, которые применяются специально уполномоченными органами и должностными лицами к определенным участникам уголовного судопроизводства с целью создания надлежащего режима производства по уголовному делу и недопущения их противоправного поведения.

Аннотация: Исторические аспекты возникновения института принуждения в Российской империи, понятие и виды мер государственного принуждения, классификация мер принуждения и их характерные черты.

Возрождение прогрессивных идей и традиций российской судебной реформы 1864 г. состоялось в известной мере в период проведенной у нас судебно-правовой реформы 1922-1924 гг., когда были восстановлены судебные следователи и предприняты попытки поставить под их контроль законность действий милиции и других органов дознания.

Меры принуждения в уголовном процессе применяются компетентными органами государства и должностными лицами, осуществляющими предварительное расследование и судебное разбирательство в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством при условии соблюдения ими соответствующих гарантий законности, обоснованности и мотивированности их применения.

В тех случаях, когда лицо по тем либо иным причинам не выполняет обязанности, возложенные на него в соответствии с законом, государство оставляет за собой право применять специально предусмотренные меры. Они направлены на то, чтобы не допустить противоправного поведения лица и обеспечить надлежащий порядок уголовного судопроизводства.

УПК России принятый в 2001 году предусматривает отдельный раздел меры процессуального принуждения, включающий задержание подозреваемого, меры пресечения, иные меры процессуального принуждения.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 ч с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения заключение под стражу. Исключение составляют случаи, когда одна из сторон предоставляет дополнительные доказательства, а судья принимает решение о продлении заключения под стражу на срок не более чем 72 ч.

Задержание здесь необходимо для доставления подозреваемого в суд, что предполагает кратковременное ограничение его физической свободы. Та же самая ситуация имеет место, если подозреваемый (обвиняемый) скрывается и объявлен в розыск.

Уголовно-процессуальное задержание подозреваемого (гл. 12 УПК) является мерой процессуального принуждения, которая применяется органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления, влекущего назначение наказания в виде лишения свободы.

УПК РФ требует определенной юридической культуры, учитывающей исторические и сравнительно-правовые корни соответствующих положений и формулировок.

Уголовно-процессуальное принуждение — совокупность предусмотренных уголовно-процессуальных законом мер принудительного воздействия, призванных обеспечить исполнение участниками процесса своих обязанностей при производстве по уголовному делу. Они не явл мерами уголовной ответственностью.

УПК). Задержание не является мерой пресечения. Задержание применяется только в отношении подозреваемого.

51. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ

В системе мер пресечения последние располагаются от наиболее легких к наиболее строгим. Меры пресечения взаимосвязаны между собой. Несоблюдение избранной меры пресечения влечет применение более строгой меры пресечения.

Пропуск срока без уважительных причин влечет оставление ходатайства, жалобы или представления без рассмотрения. Например, такое правило спе–циально установлено для жалоб и представлений на решение суда первой инстанции, поданных с пропус–ком срока (ч. 3 ст. 356 УПК).

Следует также иметь в виду, что эти условия при отсутствии доказательств, подтверждающих необходимость задержания, не служат основаниями для применения данной меры процессуального принуждения.

Kharzinova Violetta Mukhametdinovna, PhD at law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North-Caucasian Advanced Training Institute. Department: State and Civil Legal Disciplines chair.

Как вид мер принуждения, меры пресечение впервые в России появились после принятия Свода законов Российской Империи в 1832 года. Позже принуждение как термин в уголовном процессе России было закреплено в 1845 году в Уложении «о наказаниях уголовных и исправительных». Развернутое определение принуждению впервые было дано в нормах права Саксонского кодекса 1855 г.

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения.

Обязанность подвергнуться принуждению со стороны государства в случае совершения виновным преступления и понести уголовную ответственность — понятия не тождественные, прежде всего в силу того, что меры принуждения могут быть применены не к каждому лицу, совершившему преступление.

Суть этой меры заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях выяснения его личности, причастности к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения – как правило, заключения под стражу.

Важным значением для обеспечения прав участ–ников судопроизводства является установление сро–ков применения мер процессуального принуждения.

Карательные цели преследует наложение денежного взыскания (ст. 117–118) и обращение в доход государства залога, внесенного в виде меры пресечения (п. 4 ст. 106). Восстановительные принудительные меры защищают субъективные права и обеспечивают исполнение обязанностей.

На­блю­де­ние ко­ман­до­ва­ния во­ин­ской час­ти за по­доз­ре­вае­мым или об­ви­няе­мым, яв­ляю­щим­ся во­ен­но­слу­жа­щим или гра­ж­да­ни­ном, про­хо­дя­щим во­ен. сбо­ры, со­сто­ит в при­ня­тии мер, пре­ду­смот­рен­ных ус­та­ва­ми Воо­руж.

Меры принуждения могут быть направлены на ограничение процессуальных и непроцессуальных прав и участников процесса. Вид ограничиваемого права и степень его ограничения позволяют разделять меры принуждения и по степени строгости.

37. ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуально-правовой характер.
Закон детально регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения. Они применяются по мотивированному решению соответствующих должностных лиц или суда, а наиболее строгие из них могут быть применены только по судебному решению (заключение под стражу, домашний арест, временное отстранение от должности).

В действующем законодательстве основания и порядок задержания подозреваемого регламентированы гл.12 УПК РФ (ст.ст. 91 – 96 УПК РФ). Его суть – в кратковременной изоляции лица, подозреваемого в совершении преступления, для выяснения обоснованности возникшего в отношении него подозрения.

Неодинаковая правовая природа мер процессуального принуждения явилась базовым основанием их законодательной классификации.

52. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ

При­смотр за не­со­вер­шен­но­лет­ним по­доз­ре­вае­мым или об­ви­няе­мым со­сто­ит в обес­пе­че­нии его над­ле­жа­ще­го по­ве­де­ния ро­ди­те­ля­ми, опе­ку­на­ми, по­пе­чи­те­ля­ми или др. за­слу­жи­ваю­щи­ми до­ве­рия ли­ца­ми, а так­же долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми спе­циа­ли­зир. дет­ско­го уч­ре­ж­де­ния, в ко­то­ром он на­хо­дит­ся, о чём эти ли­ца да­ют письм. обя­за­тель­ст­во.

УПК РФ. Протокол должен быть составлен не позднее трех часов после доставления полицией подозреваемого в орган дознания или следователю. При составлении протокола подозреваемому должны быть разъяснены все его права.
Так, до судебного решения лицо не может быть под–вергнуто задержанию по подозрению в совершении преступления на срок более 48 часов с момента фак–тического задержания (ч. 3 ст. 94, ч. 3 ст. 128 УПК).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *