Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков разработаны для налогоплательщиков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков разработаны для налогоплательщиков». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Про то, что у них есть такое право, написано в пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ. А про то, когда они запрашивают пояснения, сказано в п. 3, 6, 8.8 ст. 88 НК РФ.

Существует несколько видов налоговых рисков, вызванных теми или иными причинами. Самым распространенным среди них является риск доначисления налогов в результате выявления нарушений в ходе налоговой проверки. Но кроме него также существуют риски неэффективного налогообложения, риски усиления налогового бремени, риски уголовной ответственности.

Визит ФНС с внеплановой выездной налоговой проверкой — практически всегда неожиданность для предпринимателя. Внезапная налоговая проверка опасна не только тем, что она затрудняет работу фирмы — существует большой риск, что по ее итогам налоговики найдут не одно нарушение, привлекут виновных лиц к ответственности и заставят компанию сделать доначисление налогов.

Критерии налогового риска. Как предупредить выездную налоговую проверку

Форма предназначена исключительно для сообщений о некорректной информации на сайте ФНС России и не подразумевает обратной связи. Информация направляется редактору сайта ФНС России для сведения.

С 01.01.2022 действует запрет на ввоз и реализацию некоторых товаров из ряда стран, установленный N 700. С 08.04.2022 действует недружественных государств (приложение к постановлению N 209).

Для обеспечения безопасности в отношении налоговых рисков следует придерживаться определенных правил в процессе осуществления коммерческой деятельности, в том числе:

  • Избегать действий, вызывающих появление риска, к примеру, в виде заключения сделок сомнительного характера, пользования услугами подозрительных компаний, нарушения положений трудового законодательства.
  • Предпринимать меры по удержанию риска и его снижению путем определения и изучения последствий риска, их масштабности и критичности для компании.
  • Особое внимание в организации должно уделяться наличию документов, в том числе дополнительных, касающихся как деятельности компании, так и нормативного и законодательного характера. Подобная документальная обеспеченность поможет в ходе спорных ситуаций с проверяющими структурами.
  • Важно изучать вступившие в силу судебные решения для возможного их использования в качестве прецедента и определенной налоговой нормы при наличии споров.

Под «налоговыми рисками» следует понимать факторы, при наличии которых хозяйствующий субъект с достаточно высокой вероятностью допустит уклонение от уплаты налогов (получит необоснованную налоговую выгоду). Эти факторы систематизировала Федеральная налоговая служба.

Отбор налогоплательщиков для проведения выездной налоговой проверки

Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

Конечно, ни на одном сайте невозможно посмотреть списки фирм, деятельность которых сотрудники ФНС будут проверять в ходе выездного инспектирования.

Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

Критичным считается приближение на 95% к таким лимитам дважды и более в течение года. Отдельные критерии в приказе прописаны для плательщиков ЕСХН, УСН, ЕНВД.

Президентом Российской Федерации определено, что государственная налоговая политика должна формироваться исходя из необходимости стимулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, качественного улучшения налогового администрирования.

Государство также несет дополнительные денежные потери, связанные с налоговым администрированием хозяйствующих субъектов. Статистика показывает, что около 40% выездных налоговых проверок являются нерезультативными. Понятно, что в этих условиях недооценивать важность и значимость налогового контроля и для государства, и для бизнес-сообщества просто недопустимо.

Поэтому до 2007г. налоговики при назначении выездных проверок руководствовались внутренними документами ФНС России. А налогоплательщики не имели представления, по каким принципам налоговики производят отбор. Однако в мае 2007 г.

В июне 2007 г. ФНС России опубликовала на своем сайте критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее – Критерии оценки налоговых рисков, или КОНР).

Критерии самостоятельной оценки рисков

Официальные данные об уровне зарплат в регионе можно найти на сайте Росстата. Налоговики также учитывают наличие информации о выплате налогоплательщиком «серых» зарплат, неоформлении официально трудовых отношений и т.п.

Понятно, что медосмотр проходят все, кто работает с людьми или едой. И совсем неожиданно, что он нужен тем, кто печатает на компьютере, но это так.

В настоящее время контрольная работа базируется на инструментах риск — анализа и точечном отборе объектов для выездных проверок на основе обработки информации о налогоплательщиках и результатов камеральных проверок их отчетности.

Понятно, что медосмотр проходят все, кто работает с людьми или едой. И совсем неожиданно, что он нужен тем, кто печатает на компьютере, но это так.

В настоящее время контрольная работа базируется на инструментах риск — анализа и точечном отборе объектов для выездных проверок на основе обработки информации о налогоплательщиках и результатов камеральных проверок их отчетности.

Таким образом, в настоящей Концепции планирование выездных налоговых проверок взаимоувязано с формированием и развитием у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.

Критерии налоговых рисков

В некоторых ситуациях рекомендуется наличие определенной суммы переплаченных средств по обязательным бюджетным платежам использовать для оплаты налога и избежания возникновения долга у организации.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых:

  • выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • предупреждение налоговых правонарушений.

Окружающие, образующиеся при неравнозначности восприятия норм налоговыми структурами и предприятиями-плательщиками сумм.

Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет. Это определение подразумевает существование налоговых рисков не только для налогоплательщиков, но и для государства в лице органов исполнительной власти. В этом случае налоговые риски состоят в возможном снижении поступления суммы налогов, которые являются основной составляющей бюджета.

Нужно очень четко определить: кого проверять в первую очередь? Что толку постоянно проверять законопослушных налогоплательщиков? Они и так несут высокую налоговую нагрузку и честно выполняют свои обязанности налогоплательщиков. Главное – бороться с теми, кто нс желает платить налоги. Как же определить этих недобросовестных налогоплательщиков, которых необходимо проверять в первую очередь?

Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов – по данным отчетности налоговых органов – и оборота (выручки) организаций – по данным Росстата. Показатель выручки, участвующий в расчете, берется очищенный от налогов, которые уплачены организацией в качестве налогового агента. Причем величина налогов должна быть именно уплачена, а не начислена к уплате.

Остановимся подробно на каждом из обозначенных критериев:

Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев. Превышение налогоплательщиками порогового значения по данному критерию грозит отказом в вычете НДС, восстановлением налоговой базы и доначислением налогов.

Очевидно, что у таких организаций доля вычетов по НДС будет повышенной. Вполне может перейти границу в 89%.

В 2021 году российскими судами было вынесено множество приговоров за совершение должностных преступлений.

Иногда непроявление должной осмотрительности при выборе бизнес-партнера выходит боком. Так бывает даже у самых честных компаний. Поэтому при заключении договора с новой организацией разумно «пробить» ее саму и ее руководителей по разным проверочным базам. Про сервис от ФНС написали выше.

Концепция системы планирования выездных налоговых проверок как методическая рекомендация по самостоятельной оценке рисков.

В ней установлено, какие финансово-экономические показатели деятельности должны проанализировать инспекторы (исходя из имеющейся у них информации), чтобы оценить необходимость проведения ВНП у того или иного налогоплательщика. Концепцией определены также критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

В такую цепочку могут входить различные посредники, перекупщики — без которых, по оценке ФНС, налогоплательщик может обойтись. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков и Концепция системы планирования выездных налоговых проверок были утверждены ФНС более десяти лет назад. Применяются ли эти документы в настоящее время?

Важно понимать, что подозрения у налоговиков вызовет не сам факт работы с посредниками. Они отслеживают обстоятельства, при которых организация получит необоснованную налоговую выгоду.
Кроме прочего, в спорах с налоговиками пригодятся результаты анализа финансовой отчетности предприятия, с которым заключили договор.

Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

Налоговые риски разделяются на:

  • внешние и внутренние;
  • непредсказуемые и предсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Построение единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок базируется на определенных принципах.

Опытные специалисты могут помочь в обжаловании актов налоговых органов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *