Какое сословие составляло основную базу русского просвещенного абсолютизма

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какое сословие составляло основную базу русского просвещенного абсолютизма». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Разрешение свободного предпринимательства должно было способствовать развитию экономики, но этого не произошло из-за применения рабского труда крепостных. Новые технологии не внедрялись.

В чём особенности подобного правления? Какие новые черты характерны для абсолютной монархии, которая называется просвещённой?

«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II Великой

Императрица старалась устранить различия в управлении, традиционно существовавшие на некоторых национальных территориях. Екатерина считала, что многонациональная империя должна управляться по единым принципам. В 1764 г. Екатерина II ликвидировала гетманство на Украине, и соответственно, автономию вместе с ней.

В целом, экономическое развитие было замедленным из-за обилия пережитков, товарно-денежные отношения настраивались медленно. В результате, феодально-крепостническая система себя исчерпала, и к концу $XVIII$ в. Россия стала отставать от европейских экономик.

Наконец, Екатерина II отличалась живым умом и увлеклась идеями Просвещения, особенно французскими авторами.

Принятие мер, которые бы способствовали снижению социальной напряжённости в стране, предотвратили народные бунты и возмущения.

Философы называли этот момент «общественным договором». Политика просвещенного абсолютизма подвергала критике и церкви. Духовенство должно заниматься делами духовными и не иметь влияния на политику, писали ученные, труды которых использовала Екатерина. Они предлагали забрать все церковные земли и передать их в ведение государства.

Превращение дворянства в привилегированное сословие, предоставление ему максимума прав и свобод., ведь именно дворянство — опора царской власти.

В Комиссию было избрано 450 депутатов от дворян, горожан, казачества, государственных крестьян, нерусских народов Поволжья, Приуралья и Сибири. По одному депутату выделили центральные учреждения — Сенат, Синод, канцелярии. Крепостные крестьяне, составлявшие большинство жителей страны, были лишены права выбирать своих депутатов. Не было депутатов и от духовенства.

Складывание просветительской общественной мысли внутри Российской империи (М. Ломоносов, Е. Дашкова, Н. Новиков, А. Радищев).

тесты на тему «Абсолютизм в России и его кризисное состояние 1762-1801 гг.»

Крестьяне по указу 1763 г. должны были сами оплачивать расходы, связанные с подавлением их выступлений (если они признавались зачинщиками волнений). Указ 1765 г. разрешал помещикам без суда и следствия ссылать крестьян на каторгу. Указ 1767 г. запрещал любые крестьянские жалобы на помещиков. При Екатерине II крепостное право достигло своего пика. Крепостной уже мало отличался от раба.

Губернская реформа значительно увеличила число городов, поскольку ими были объявлены все центры губерний и уездов. Это было время проведения ряда реформ, которые, однако, не затронули основ феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами.

Черпая идеи и принципы из трудов философов-просветителей, Екатерина II в течение двух лет (1764-1766) адаптировала их к реалиям жизни русского общества.

Просвещённый абсолютизм как термин, характеризующий политику ряда европейских держав во второй половине XVIII в., впервые появился в XIX в.

Задача монарха заключалась в издании «наилучших законов», а правительства и других органов управления – в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Кроме того, активное законотворчество Екатерины II было призвано укрепить правовую базу самодержавия.

Социальный взрыв Крестьянской войны ошеломил царицу. После подавления восстания, Екатерина приступила к новым преобразованиям, хотя они и носили весьма противоречивый характер. Всего было составлено 19 проектов поддержанных видными государственными деятелями и сановниками:

  • В 1775 году Россия была разделена на 50 губерний. Каждая губерния делилась в свою очередь на уезды, число которых могло быть от 10 до 15. Главной управляющей фигурой был губернатор, ему были подчинены суд и полиция.
  • Согласно реформе 1775 года город становился самостоятельной единицей. Главой города был городничий, он выбирался из дворянского сословия.
  • После передачи части дел местной власти, роль коллегий перестала быть столь значимой и в 80-х годах XVII века они были упразднены. Три основных оставшихся коллегии – Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел, как и непосредственно Синод, подчинялись центральной власти.
  • В 1782-1786 годах была создана система среднего образования. Создавались закрытые училища, воспитательные дома, открывались университеты. Однако крестьянство доступа в эти учреждения не имело.

Задача монарха заключалась в издании «наилучших законов», а правительства и других органов управления – в исполнении его воли. Все подданные и сам монарх обязаны следовать этим законам, что, как считала императрица, и отличает просвещенную монархию от деспотии. Кроме того, активное законотворчество Екатерины II было призвано укрепить правовую базу самодержавия.

Социальный взрыв Крестьянской войны ошеломил царицу. После подавления восстания, Екатерина приступила к новым преобразованиям, хотя они и носили весьма противоречивый характер. Всего было составлено 19 проектов поддержанных видными государственными деятелями и сановниками:

  • В 1775 году Россия была разделена на 50 губерний. Каждая губерния делилась в свою очередь на уезды, число которых могло быть от 10 до 15. Главной управляющей фигурой был губернатор, ему были подчинены суд и полиция.
  • Согласно реформе 1775 года город становился самостоятельной единицей. Главой города был городничий, он выбирался из дворянского сословия.
  • После передачи части дел местной власти, роль коллегий перестала быть столь значимой и в 80-х годах XVII века они были упразднены. Три основных оставшихся коллегии – Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел, как и непосредственно Синод, подчинялись центральной власти.
  • В 1782-1786 годах была создана система среднего образования. Создавались закрытые училища, воспитательные дома, открывались университеты. Однако крестьянство доступа в эти учреждения не имело.

Таким образом, из-за смены взгляда на государство и его функции, были приняты реформы, как в России, так и других странах Европы.

В $1764$ г. был реформирован Сенат. Он перестал играть важнейшую роль в государстве, но обрел больше задач. Его разделили на $6$ департаментов. В том же $1764$ г. было секуляризировано имущество церкви, что поставило ее в подчиненное подчинение к монарху.

Тяжелое впечатление от масштабного восстания Емельяна Пугачева принесло реформу местного управления. Центральная власть укреплялась на местах путем укрупнения количества губерний, а также предоставления местным органам более обширных полномочий. Губернаторы имели теперь финансовые, судебные и административные права на своих местах.

Реакцией на такую политику стало восстание под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775) – крупнейшее в российской истории. В историографии это восстание часто называется крестьянской войной. Восстание охватило Приуралье и Поволжье. Оно напугало правящий слой, побудив укрепить государственный строй.

Во второй половине $XVIII$ в. для стран Европы был характерен Просвещенный абсолютизм. Это специфическая политика, направленная на ликвидацию пережитков, развитие общества, основанная на идеях философии Просвещения. При этом преобразования проводились сверху начитанными монархами.

Настоящий материал опубликован пользователем Никишина Алина Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы.

Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа.

Предоставление в 1785 г. Жалованной грамоты городам обеспечивало некоторыми привилегиями городовых обывателей, разделенных на шесть разрядов в зависимости от рода занятий и материального положения, а также регулировало работу органов самоуправления.

Проводя губернскую реформу, Екатерина стремилась окончательно уничтожить особый порядок управления на окраинах. В 1775 г. была разрушена Запорожская Сечь. Распространив на Украину губернскую реформу, Екатерина в начале 1780-х гг. ликвидировала старинное деление Запорожской Сечи на полки и сотни. В 1783 г. украинским крестьянам было запрещено переходить от одного владельца к другому.

Представители избирались от дворян, горожан, казаков, сельского населения, инородцев, государственных крестьян. Руководящим документом Комиссии стал «Наказ», написанный императрицей.

Принципы просвещенного абсолютизма

Крестьяне освободились от монастырской барщины и перешли в собственность государства, которому и должны были платить налоги. Это событие позволило увеличить крестьянам наделы и дало им больше возможностей заниматься торговлей.

Нет сомнения, что Екатерина хотела изменить страну. Однако, оказавшись на троне, она не торопилась претворять в жизнь реформы. За годы жизни в России императрица поняла, что кардинальные изменения приведут только к бедам и беспорядкам. Монарх не мог посягать на права дворянства – главной опоры государства и строя.

Во главе государства стоит « просвещённый», умный монарх, издающий справедливые законы, способствующие развитию общества. Именно такой монарх способен добиться идеала « общего блага», экономического , культурного процветания страны.

Согласно идее просвещённого абсолютизма, закон должен был стать единым для всех. На деле указами и манифестами императрицы были закреплены особые выгоды для дворянства. Например, по уголовным делам не предполагалась конфискация их имущества, которое должно было передаваться наследникам.

В 1763 г. императрица провела реформу Сената, который был разделен на шесть департаментов, лишен многих полномочий и превращен в высшее судебно-апелляционное учреждение. Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями. В целом в стране усиливался бюрократический аппарат: выросла его численность, расширилась сфера деятельности.

При Екатерине I увеличилась территория страны. Турция поступилась России городами на Кавказе, Ширванской областью. 1727 года, в мае, Екатерина Алексеевна умерла. Она оставила наследником внука Петра II, но он слишком мал, поэтому регентом стал А. Д. Меншиков.

Абсолютная власть не отнимает свободу, понимаемую как право подданных делать то, что не запрещается правовыми нормами.

Нельзя сказать, что Екатерина Алексеевна плохо управляла, но ее не волновали дела государства. В связи с таким неответственным отношением к обязанностям, дворяне создали Тайный Государственный Совет, на котором решали проблемы страны. Совет возобновил правление воеводств. Сенат потерял былое значение при Екатерине, хотя и получил статус «Высокий».

От преемников Екатерине досталась абсолютная монархия, в которой слово самодержца было законом. Императрица умело пользовалась всеми своими возможностями. Такое сочетание консерватизма и ее либеральных идей и получило название просвещенного абсолютизма.

В 1785 году была издана “Жалованная Грамота Городам”. По этому новому документу население городов разделялось на шесть сословий:

  • к высшему первому сословию, естественно принадлежало дворянство;
  • ко второму разряду относилось купечество, вне зависимости от гильдии;
  • к третьему разряду относились рабочие, закрепленные за каким-либо предприятиям (цеховые рабочие) и ремесленники;
  • к четвёртому разряду принадлежали иностранцы и иногородние люди;
  • пятый разряд состоял из “именитых горожан”: крупных магнатов-промышленников и предпринимателей;
  • большая часть горожан, приписанных к шестому разряду состояла из посадских людей.

Важнейшим механизмом государственного управления стал Кабинет. В целом в стране усиливался бюрократический аппарат.

Фактически можно говорить о том, что суть политики просвещенного абсолютизма определяет главенствующую роль государства, которым управляет сильный и образованный человек. Екатерина 2 видела себя в роли такого монарха.

Государь обязан заботиться обо всех слоях общества, повышая их образованность, гарантируя медицинскую помощь, развитие искусства и науки.

С того момента в Российской Империи началось столетие правления женщин. Императрица родила Петру 10 детей, но большинство из них умерло, не достигши подросткового возраста. Выжили только две дочери: Анна и Елизавета, которые в дальнейшем продолжили род Романовых.

Убедившись, что ее правлению ничто не угрожает, а также осознав неготовность общества к радикальным переменам в духе идей Просвещения, императрица распустила Уложенную комиссию под предлогом начавшейся в 1768 г. войны с Турцией.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *