Соотношение политики и морали кант

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соотношение политики и морали кант». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Похоже на то, что она рассчитывала больше на его разумную самооценку, чем на его внешнее благополучие. Ведь на этом пути человека ждут неисчислимые трудности. Кажется, однако, что природа беспокоилась вовсе не о том, чтобы человек жил хорошо, а о том, чтобы он сам достиг такого положения, когда благодаря своему поведению он станет достойным жизни и благополучия.

Мораль и право глубоко взаимодействуют и равным образом являются нормативно-ценностными регуляторами, но необходимо вместе с тем видеть, «что-то и другое — это две са­мостоятельные, значительно отличающиеся друг от друга, «суверенные» нормативные системы»[1]. Кант одним из первых в своих работах описал это взаимодействие.
Историческая заслуга Канта в развитии философского осмысления всеобщих основ государства и права состоит в исследовании тонких и многозначных связей между моралью и правом, между свободой воли человека и необходимостью государственного принуждения, а также источника происхождения различных видов права.

13.3. Соотношение политики и морали как регуляторов общественной жизни

Макс Вебер тоже не обошел вниманием вопросы соотношения поли­тики и морали. Он исключительно большое значение придавал политиче­ским качествам человека. Он считал, что для политика решающими явля­ются три качества: страсть, чувство ответственности и глазомер. Под страстью Вебер подразумевает, как он выражается, существо дела. Поли­тик должен всецело отдаваться тому делу, которое он избрал.

Важнейшей задачей моральной философии будет поиск всеобщих правил поведения, которым человек должен следовать в своем эмпирическом существовании. Юрист никогда не справится с вопросом о том, каков всеобщий критерий справедливости, «если только он не оставит на время в стороне эмпирические начала и не поищет источника суждений в одном лишь разуме».

Именно в этот период родились самые блестящие и выдающиеся идеи философа, хотя многим современникам казалось, что звезда Канта на тот момент уже закатилась.

Стать моральной личностью человек способен лишь в том случае, если возвысится до понимания своей ответственности перед человечеством в целом, провозгласил мыслитель. Поскольку же люди равны между собой как представители рода, постольку каждый индивид обладает для другого абсолютной нравственной ценностью.

О соотношении политики и морали

В ходе освещения социально-экономической проблематики Г.В.Ф. Гегель признает, что даже при чрезмерном богатстве гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью и возникновением черни, под которой он имеет в виду чрезвычайно обедневшую часть населения.

Волю Кант подразделяет на высшую и низшую способность желания. Низшую способность составляют влечения и склонности, направленные на чувственные, земные, конечные цели. Подчиненный низшей способности желания человек влечется к личному счастью, к благополучию.

Первые попытки жить свободно бывают обыкновенно неумелыми и опасными, однако для того чтобы научиться пользоваться своим разумом (действовать свободно), надо предпринять собственные усилия, а для этого надо быть свободным.

Рассматривая отношение права и морали, Кант характеризует правовые законы как своего рода первую ступень (или минимум) нравственности. Если в обществе установлено право, сообразное нравственным законам, то это значит, что поведение людей поставлено в строго очерченные рамки, так что свободные волеизъявления одного лица не противоречат свободе других.

Вебер полемизирует с теми, кто хочет соединить политику и мораль. Политика, пишет он, связана с насилием, а с точки зрения этики насилие недопустимо. С этим немецкий социолог категорически не согласен. По­литик, настаивает он, должен насильственно противостоять злу, иначе за победу зла он будет нести ответственность.

Кант использует руссоистское понятие «первоначального договора», но объясняет его в системе своих представлений.

Именно проблема свободы человека — есть она или ее нет — стала главной для рождения критической философии Канта.

В частности, государь должен оказывать почет и уважение тем, кто отличился в каком-либо ремесле или искусстве, не мешать заниматься торговлей, земледелием, награждать достойных людей и т. д.

Правовая теория Канта тесно связана с этикой. Определяется это тем, что право и мораль имеют у него один и тот же источник (практический разум человека) и единую цель (утверждение всеобщей свободы). Различие между ними Кант усматривал в способах принуждения к поступкам.

Доступной и приемлемой формой протеста является по Ганди, голод. Те, кто проповедует такую философию, при жизни много страдает, после смерти обретает ореол великомученика или святого.

Проблема свободы интересовала Канта на протяжении всей жизни. В поведении человека она одна из главных. Если некоторые из его современников (вольфианцы) полагали, что поступать свободно — значит поступать согласно своему влечению, то Кант понимал, что на влечения полагаться нельзя, поскольку они жестко детерминированы природой, поступать в соответствии с ними — значит оставаться животным.

Доступной и приемлемой формой протеста является по Ганди, голод. Те, кто проповедует такую философию, при жизни много страдает, после смерти обретает ореол великомученика или святого.

Воля человека подвержена воздействию побуждений и склонностей, но не определяется ими. Положительное проявление свободы воли — это ее способность быть самой себе законодателем, предписывать себе как закон действие, которое пригодно быть законом для всех. Эти законы свободы в отличие от законов природы являются моральными.

В. И. Кант: морально-правовое основание политики // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2010.

Иммануил Кант оставил после себя огромное наследие. Множество произведений, и по сей день остающихся актуальными, стали ценой множества лишений, бед и неурядиц в жизни философа. Однако конечный итог жизни Канта, несомненно, впечатляет.

Она не считалась ни с какими правовыми нормами и всецело базировалась на произволе и волюнтаризме. Причина такого отношения политиков к народу заключается в том, что государство имело вотчин­ный характер.

Но все его планы нарушила внезапная смерть отца — и Канту пришлось покинуть университет, потому что он остался без средств к существованию. Про последующие 10 лет жизни Канта известно не очень много, согласно некоторым источникам, философ подрабатывал домашним учителем в обеспеченных семьях.

Если в обществе установлено право, сообразное нравственным законам, то это значит, что поведение людей поставлено в строго очерченные рамки, так что свободные волеизъявления одного лица не противоречат свободе других.

Слайд 11

Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обя­зывает стремиться разум своим категорическим императивом». Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д.

Оставаясь на почве исторической действительности, Макиавелли пишет, что, как правило, люди замечают в государях разные качества: щедрость и скупость, жестокость и сострадательность, честность и вероломность, снисходительность и надменность и др.

Довольно интересны советы Макиавелли о том, как государю избежать льстецов. Обычно государь пытается внушить мысль подданным о том, что надо говорить только правду, но это может вызвать и презрение, так как не всякая правда нужна правителю. Это, во-первых. Во-вторых, какую бы правду они ни говорили, все равно найдутся люди, которые будут льстить, лицемерить и подхалимничать.

К воззрениям итальянского мыслителя абсолютное большинство как современных, так и прошлых мыслителей отнеслось исключительно критически. Они обвинили его во всех мыслимых и немыслимых грехах. В частности, они утверждали и утверждают, что Макиавелли оправдывает любые средства, в том числе аморальные, для удержания власти. Иначе говоря, он проповедует тезис: «Цель оправдывает средства».

Так, браки, обусловливаемые ими рождения и смерти, на которые свободная воля человека имеет столь большое влияние, кажутся не подчиненными никакому правилу, на основании которого можно было бы наперед математически определить их число.

Согласно Канту, право формально, в конечном счете оно должно лишь обеспечить сохранение всеобщей свободы в качестве главного требования морального сознания, когда между собой сталкиваются волевые устремления изначально свободных и равных друг другу индивидов.

Природные задатки человека (как единственного разумного существа на земле), направленные на примени — нее его разума, развиваются полностью не в индивиде, а в роде. Разум, которым наделено существо, — это способность расширять за пределы природного инстинкта правила и цели приложения всех его сил; замыслам его нет границ.

Право и мораль в учениях Канта

Поучителен в этом отношении советский опыт. Политическая система 70-х – начала 80-х годов, отличаясь от системы сталинских времен, в целом оставалась все той же тоталитарной по своей сути. Перемены могли наступить только в результате сигналов с самого верха. Какие – либо попытки изменить систему по инициативе политика не самого высокого ранга означали бы одно – конец карьеры этого политика.

Эту разницу Кант и делает основной для различия сферы права и сферы морали. Главной особенностью права является то, что оно касается не внутреннего духовного мира, а внешних, практических отношений между людьми.

Для специальных юридических исследований важное значение имела содержащаяся в его трудах характеристика правовых отношений как взаимосвязанных субъективных прав и обязанностей.
В «Критике практического разума» Кант установил разницу между моральностью и легальностью человеческих поступков. Моральными он считает те поступки, которые не только совпадают с объективными требованиями морального закона, но и субъективно управляются уважением к этому закону как единственному основанию человеческой воли.

Нет комментариев. Почему бы Вам не оставить свой?

Так как люди в своих стремлениях действуют, в общем не чисто инстинктивно, как животные, но и не как разумные граждане мира, по согласованному плану, то кажется, что не может быть у них планомерной истории (так же как, скажем, у пчел или бобров). Нельзя отделаться от некоторого неудовольствия, когда видишь их образ действий на великой мировой арене.

Итак, Макиавелли считает, что политика и мораль несовместимы, и для государя важна не мораль, а такая политика, которая бы укрепила его власть, вызывала уважение у подданных, ненависть у врагов и в це­лом служила бы укреплению государства.

Под гражданским обществом при этом, по существу, имеется в виду современное Г.В.Ф. Гегелю буржуазное западноевропейское общество.

Слайд 14: Положение 7

Иммануил Кант — один из самых известных философов за всю историю, чей вклад в нее едва ли можно переоценить. Я выбрал его как объект исследования для своей работы, потому что он вызывает неподдельное восхищение как ученый и человек.

Проблемы взаимоотношения морали, права и политики в жизни общества в настоящее время приобретают все возрастающую актуальность. Это объясняется в первую очередь объективной социальной потребностью дальнейшего продвижения человечества вперед по пути демократии, свободы, совершенствования и развития правовых государств. Близкой к анархизму общей оценки политики придерживается марксизм. Он трактует политику как неизбежное в условиях существования эксплуатации, классов и социального неравенства зло, область насилия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *