Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всегда ли производится согласование внеплановой проверки с прокуратурой?». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Прокуратуре предоставлены достаточно широкие полномочия, связанные с проведением внеплановых проверок со стороны контролирующих органов. Прежде всего, это учет и ежегодный мониторинг выездных мероприятий.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Управление, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в части 2 п. 2.2. настоящей главы, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Не давать объяснения по ходу проверки
Исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок ГИТ установлен в соответствии с пп. 1, 3−6 ч. 1 и ч. 3 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
Теперь до обращения в суд юрлицам и ИП обязательно нужно будет пожаловаться на решение контрольного органа или действия чиновника в вышестоящий орган власти или руководителю должностного лица. Внеплановые контрольные мероприятия могут проходить в виде документарных и выездных проверок. Документарная проверка проводится камерально — по месту нахождения проводящего ее госоргана.
Привлечь к проверке уполномоченного по правам предпринимателей
В статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют полномочия по выдаче юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам обязательных для исполнения предписаний, и осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний.
Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ): плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года.
Достигается это за счёт профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.
Если требуется незамедлительное проведение проверочных мероприятий (в случае причинения вреда, указанного в пп. «б» п. 2 ст. 10 закона № 294-ФЗ), возможна внеплановая проверка без согласования с прокуратурой: проверяющий орган вправе приступить к ней, но при этом прокуратура должна быть извещена о проводимых контрольных действиях в течение суток.
Проверяйте электронный ящик, указанный в ЕГРЮЛ или ЕГРИП: уведомление могут отправить туда в виде документа с электронной подписью. А могут позвонить по телефону.
При этом устанавливается, что вмешательство контролёров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений.
Пожалуйста, скопируйте нижеприведённую ссылку в вашу программу для чтения РСС-лент. Спасибо.
В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утверждённой ранее программе профилактики на 2021 год.
Необходимость в ней возникает, когда документарной проверки недостаточно для оценки полноты и достоверности имеющихся сведений, а также, когда без визита невозможно проверить соответствие деятельности субъекта обязательным требованиям.
Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия или об отказе в согласовании его проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.
Согласование с органом прокуратуры происходит по месту работы ИП или юрлица. Порядок согласования устанавливает Генпрокурор. Он изложен в Приказе №93 от 27/03/09 г. В приказе Минэкономразвития №141 от 30/04/09 г. приведена форма заявления, с которым контролирующий орган обязан обратиться в прокуратуру за согласованием.
Направление сведений и документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, осуществляется посредством единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением направления сведений и документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну.
Согласование с органом прокуратуры происходит по месту работы ИП или юрлица. Порядок согласования устанавливает Генпрокурор. Он изложен в Приказе №93 от 27/03/09 г. В приказе Минэкономразвития №141 от 30/04/09 г. приведена форма заявления, с которым контролирующий орган обязан обратиться в прокуратуру за согласованием.
Директор или ИП может участвовать в проверках лично, а может поручить это другому сотруднику, например юрисконсульту. Так можно следить за тем, что делает инспектор, что он проверяет, да и просто поговорить с ним и узнать, в чем причина проверки.
Внеплановые проверки. Согласование с прокуратурой
Проверки бывают документарные и выездные. В первом случае инспектор запрашивает документы для изучения, а во втором приходит в организацию лично. Выездную проверку нельзя проводить без представителя проверяемой компании. Исключение — если причинен вред жизни, здоровью людей и окружающей среде или нарушение привело к ЧС.
Теперь под предлогом защиты охраняемых законом ценностей могут внезапно проверить любого предпринимателя. Кроме внеплановых контрольных мероприятий бизнес ждут мониторинг безопасности, выездные обследования, контрольные закупки и рейдовые осмотры.
Но Инспекция осуществила проверку спустя некоторое время после поступления обращения и без согласования с прокуратурой, и даже без ее уведомления. ВС РФ счел это грубым нарушением законодательства и отменил результаты проверки.
Порядок организации и проведения проверок
Подскажите пожалуйста на простом языке, что делать муниципальным образованиям, которые не используют пока риски? Как тогда проверять, если у нас нет плановых проверок? Что мы тогда можем делать?
Генеральная прокуратура Российской Федерации размещает ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря года предшествующего году проведения проверок.
Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъёмку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа.
В случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования.
Сведения о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии и прилагаемые к ним документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Организация проведения внеплановых проверок регламентируются ФЗ-294 от 26/12/08 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…». В федеральном законодательстве обозначены ситуации, при которых внеплановые проверки должны согласовываться с прокуратурой.
Могут ли должностные лица проводить проверку, если они не указаны в распоряжении о проведении проверки?
Внеплановая проверка может проводиться и без согласия прокуратуры. Однако в наиболее серьезных случаях органы прокуратуры и проверяющие должны согласовывать эти мероприятия.
Порядком организации и проведения плановых и внеплановых проверок определен Федеральным законом Российской Федерации от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Чтобы не столкнуться в дверях с внеплановыми проверяющими, лучше всего работать на опережение. Исключить все факторы, которые могут сделать такую проверку возможной.
То есть не только сама проверка, но и выезд контролеров в ходе этой проверки должен быть согласован прокурором. О проведении внеплановой выездной проверки в 2021 году юрлицо или индивидуального предпринимателя орган государственного контроля, орган муниципального контроля должен уведомить не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.
Обжаловать результаты проверки в вышестоящем органе
Внеплановые мероприятия контроля проводятся государственными и муниципальными контрольно-надзорными органами (ст. 10 ФЗ-294). Они способствуют предотвращению негативных последствий для граждан, окружающей среды, исторических, культурных объектов. Внеплановую проверку отличают от проводимой по плану в отношении тех же юрлиц и ИП (пост. Прав-ва №489 от 30/06/10).
Таким образом, учитывая буквальное толкование данных норм ФЗ 248 и ЗК РФ можно сделать вывод об отсутствии у органов местного самоуправления полномочий по выдаче предписаний.
Под оценкой риска причинения вреда (ущерба) в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольного (надзорного) органа по определению вероятности возникновения риска и масштаба вреда (ущерба) для охраняемых законом ценностей.
Когда необходимо согласование внеплановой проверки с прокуратурой
На весь 2021 год наложен мораторий на проведение плановых проверок со стороны контрольно-надзорных органов в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства.
При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.