Налог на транспортные средства в Казахстане в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на транспортные средства в Казахстане в 2024 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.


Помимо официального сайта KGD.GOV есть и другие приложения, с помощью которых легко узнать сумму задолженности. Скачайте мобильное приложение E-Salyq Azamat. Перейдите в раздел «Налоговый кошелек» из личного кабинета. Подходит в том случае, если вы знаете сумму оплаты. Чтобы войти в приложение номер телефона должен быть зарегистрирован в базе по ИНН. Эта мера необходима для безопасности данных.

Таблицу налогов для казахстанских компаний возглавляет налог на прибыль (его также называют корпоративным подоходным налогом). Базовая ставка равна 20%.

КПН – это налог, который платят компании (ТОО, ТДО, АО и т. д.) с полученного дохода. КПН уплачивают компании-резиденты и юридические лица-нерезиденты, работающие в РК через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в РК.

Однако налоговая система в стране предусматривает различные специальные режимы для представителей малого и среднего бизнеса, которые позволяют платить меньше.

Так, при упрощенном режиме предприниматели платят всего 3% от дохода (за полгода). Однако такая система актуальна не для любого бизнеса. На упрощенке могут работать компании, которые отвечают трем условиям:

  1. Их прибыль не превышает 24 038 МРП.
  2. Количество работников – до 30 человек.
  3. Компании, услуги которых не затрагивают деятельность по агентским договорам и не имеют структурных подразделений. С полным перечнем ограничений можно ознакомиться в статье 683 НК РК (пункт 2, подпункт 3).

Также можно воспользоваться режимом фиксированного вычета. Он позволяет получить вычет до 30%, но предусматривает, что все расходы будут подтверждены документально. Например, прибыль вашей организации за год составила 10 млн тенге. Документально вы подтвердили расходы в размере 5 млн тенге. В этом случае можно воспользоваться вычетом 30% от дохода – он составит 3 млн тенге. Таким образом, общая сумма (расходы + вычет) составит 8 млн тенге. Однако предприниматель может вычесть расходы только тогда, когда они не превышают 70% от дохода. 8 млн – это превышение. Значит, вычесть можно лишь 7 млн (равно 70%). Таким образом, налоговая база составит всего 3 млн тенге (10 млн минус 7 млн).

Но, конечно, и здесь есть свои ограничения. Во-первых, фиксированный вычет актуален только для бизнеса, доход которого не превышает 144 184 МРП. Во-вторых, в компании могут работать до 50 человек. Третье ограничение связано с видом деятельности – оно такое же, как и для упрощенки.

Обратите внимание, что постоянные учреждения иностранных юрлиц платят не только налог на прибыль, но также налог на чистый доход филиалов. Он составляет 15% от той суммы дохода, которая осталась после вычета корпоративного подоходного налога.

Сколько нужно заплатить?

Чтобы рассчитать и оплатить сумму сбора за 2022 год, следует опираться на ставку МРП в размере 3,063 тыс. тенге. По сравнению с 2021 годом налог вырос на 5% (тогда МРП равнялся 2,917 тыс. тенге). Впрочем, если автовладелец испытывает финансовые сложности, оформление онлайн-кредита с 18 лет поможет вовремя внести нужную сумму без значительных переплат.

Чтобы рассчитать налог на транспорт 2023 (который нужно будет внести в следующем году), ориентируйтесь на МРП 3,450 тыс. тенге. То есть, размер сбора в 2024-м будет больше примерно на 12%.

Ставка сбора для владельцев легковушек зависит в первую очередь от объема мотора, а в ряде ситуаций — от года выпуска или регистрации транспортного средства. Если объем мотора легковушки составляет меньше 3 литров, ключевым фактором является год выпуска транспортного средства или ввоза его на территорию государства: 1–9 МРП (сумма за 2022 год — от 3,063–27,567 тыс. тенге, за 2023-й — 3,450–31,050 тыс. тенге). Для сравнения, минимальная пенсия в 2023 году составляет 24,341 тыс. тенге.

Размер сбора для машин с мотором свыше трех «кубов» зависит от даты регистрации.

Кто обязан уплачивать налог на ТС?

Вопросы налогообложения и уплаты налога на транспорт в Казахстане регулируются разделом 13 НК РК (ст.490-496). Поскольку транспортный налог относится к местным налогам, его уплата производится в местный бюджет по месту регистрации авто.

Согласно ст.490 НК РК, обязанность по уплате транспортного налога несут:

  • физлица, на которых зарегистрировано ТС;
  • юридические лица, имеющех ТС на праве собственности, управления или хозяйственного ведения;
  • структурные подразделения юридических лиц, если головная компания своим решением признала их самостоятельными плательщиками по ТС, зарегистрированным на данное подразделение;
  • лизингополучатели, если ТС получено по договору финансового лизинга.

Также НК РК определены категории лиц, которые освобождены от уплаты налога:

  • юридические лица –производители сельхозпродукции (только по технике, включенной в перечень, утвержденный Приказом №86.2 от 23.02.2018 г.);
  • крестьянские хозяйства (применяющие спецрежим) по ТС, которые используются в деятельности, но в количестве не более лимита, установленного пп.2 п.3 ст.490 НК РК. Если количество ТС превышает лимит, по дополнительным ТС придется уплатить налог;
  • госучреждения;
  • общественные объединения инвалидов (1 авто до 3 тыс. куб.см. и 1 автобус).

Физические лица, которые освобождены от обязанности по уплате налога, перечислены в пп.5 и пп.6 п.3 ст.490 НК РК:

  • участники ВОВ;
  • многодетные матери;
  • инвалиды.

Что грозит автовладельцам за неуплату налога в срок?

Сроки уплаты налога на ТС установлены ст.494 НК РК. Платежи в 2023 г. вносятся:

  • юридическими лицами –до 05.07.2023 г., если ТС приобретено после 01.07.2023 г. –в течение 10 календарных дней после срока подачи декларации. Декларация подается до 31 марта года, следующего за отчетным (ст.496 НК РК).
  • физическими лицами –до 01.04.2023 г.

Если сумма налога не будет уплачена вовремя, владельцам грозит:

  • начисление пени;
  • ограничение на открытие банковских счетов;
  • ограничение на выезд с территории страны.

Налоговые ставки на легковые авто в Казахстане

Объем двигателя, куб.см

Налоговая ставка в МРП

До 1 100 включительно

1

От 1 100 до 1 500 включительно

2

От 1 500 до 2 000 включительно

3

От 2 000 до 2 500 включительно

6

От 2 500 до 3 000 включительно

9

От 3 000 до 4 000 включительно

15

От 4 000

117

Что будет, если не заплатить налог вовремя?

Оплатить свою налоговую задолженность граждане могут с помощью приложения своего банка. Если не сделать это вовремя, то могут быть проблемы.

Срок для уплаты транспортного налога за прошлый год истек 1 апреля 2023 года. Это значит, что скоро лица, которые не уплатили налог, получат уведомления о задолженности. Через 30 рабочих дней после отправки уведомления готовится приказ о взыскании задолженности. Если гражданин игнорирует и приказ, то через несколько дней он отправляется судебным исполнителям.

Если долг попадает к исполнителям, то к сумме долга начинает добавляться размер штрафа. Также на сумму долга начисляется пени. Иными словами, каждый день промедления с оплатой будет способствовать росту задолженности. Платить рано или поздно все равно придется, но только в более крупном размере, чем, если бы гражданин заплатил вовремя без напоминаний.

Кстати, возможности у судебных исполнителей довольно обширные. Они могут наложить арест на банковский счет гражданина или закрыть ему выезд за границу.

Особенности для граждан и предприятий

Для граждан:

Новые изменения в налоговом законодательстве РК 2024 года затрагивают и граждан, владеющих транспортными средствами. Владельцы автомобилей, мотоциклов и других видов транспорта будут обязаны уплачивать налог на транспорт. Размер налога будет зависеть от типа и мощности транспортного средства, а также от его стоимости.

Налог будут начислять на основе данных о владении и использовании транспорта, предоставленных информационными системами государственного органа по транспорту и дорожному хозяйству. Владельцам транспортных средств предоставляется возможность самостоятельно внести данные и произвести расчет налога через электронный портал.

Кроме того, для граждан предусмотрены некоторые льготы. Например, семьям, имеющим трех и более детей, будет предоставлена возможность получения скидки на налог или освобождение от его оплаты. Также предусмотрено увеличение льготных категорий, включающих инвалидов, ветеранов и другие социально значимые группы населения.

Для предприятий:

Предприятия, владеющие транспортными средствами, также будут обязаны уплачивать налог на транспорт. Размер налога будет рассчитываться на основе мощности и типа транспортного средства, а также его стоимости. Компаниям будет предоставлена возможность внесения данных и расчета налога через электронный портал.

Для некоторых отраслей бизнеса предусмотрены особые условия оплаты налога на транспорт. Например, для транспортных компаний, осуществляющих грузоперевозки, предусмотрено льготное начисление налога на основе перевезенного груза и пробега транспортных средств.

Будет также обновлена система штрафов и санкций за невыплату налога на транспорт. Предусмотрены штрафы в зависимости от пропущенных сроков уплаты и размера задолженности. Кроме того, для предприятий-нарушителей могут применяться иные санкции, вплоть до аннулирования регистрации транспортных средств.

Последствия и перспективы

Введение новой системы налогообложения транспорта в Республике Казахстан имеет как положительные, так и негативные последствия. После внедрения изменений в налоговый кодекс возможно увеличение доходов бюджета и обеспечение финансовой устойчивости государства.

Однако, рост стоимости налогов на транспорт может иметь прямое влияние на бюджеты обычных граждан и предпринимателей. Увеличение налогов может привести к увеличению стоимости услуг пассажирского и грузового транспорта, что в конечном итоге отразится на росте цен на товары и услуги.

Важно отметить, что изменения в системе налогообложения транспорта могут также оказать воздействие на экономическую сферу. Высокие налоговые ставки на транспорт могут стать фактором, мешающим развитию и привлечению инвестиций в транспортную отрасль страны.

Вместе с тем, нововведения в системе налогообложения транспорта могут предоставить возможности для модернизации и улучшения инфраструктуры, что в свою очередь способствует развитию отрасли. Значительные доходы от налогов на транспорт могут быть направлены на строительство и обновление дорог, развитие общественного транспорта и улучшение логистики в стране.

Налог на транспорт в Казахстане: сроки и новые правила на 2024 год

Согласно новым правилам налогообложения транспортных средств в Казахстане, владельцы автомобилей и других транспортных средств должны уплатить налог в течение определенного срока каждого года. В 2024 году срок оплаты налога на транспорт будет установлен с 1 января по 1 марта.

Оплата налога производится через систему электронной государственной услуги «электронное расчетное агентство», которая позволяет владельцам транспортных средств упростить процедуру оплаты налога и избежать очередей в налоговых органах. Необходимо заполнить соответствующую декларацию и произвести оплату налога в установленные сроки.

Новые правила также предусматривают штрафы для лиц, не уплативших налог вовремя. Штрафы могут варьироваться в зависимости от срока просрочки и суммы неуплаченного налога. Владельцы транспортных средств обязаны следить за сроками оплаты и своевременно производить платежи, чтобы избежать неприятных последствий.

Собранные средства от налога на транспорт направляются на развитие дорожной инфраструктуры и обслуживание автомобильных дорог в Казахстане. Это позволяет улучшить условия дорожного движения и обеспечить безопасность на дорогах для всех участников.

Важно отметить, что налог на транспорт является обязательным для всех владельцев транспортных средств, включая автомобили, мотоциклы, грузовики и другие виды транспорта. Налоговые сборы должны быть внесены в установленные сроки, чтобы избежать негативных последствий.

Суммы налога на легковые автомобили и мотоциклы

Налог на легковые автомобили и мотоциклы в Казахстане варьируется в зависимости от различных факторов, включая тип транспортного средства, его возраст и рабочий объем двигателя.

Согласно новым правилам, введенным с 2024 года, суммы налога на легковые автомобили и мотоциклы будут определяться следующим образом:

  • Для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя до 3000 кубических сантиметров ставка составит 1,5% от стоимости автомобиля, но не менее 10 000 тенге.
  • Для легковых автомобилей с рабочим объемом двигателя свыше 3000 кубических сантиметров ставка составит 3% от стоимости автомобиля, но не менее 20 000 тенге.
  • Для мотоциклов ставка налога составит 1% от стоимости мотоцикла, но не менее 5 000 тенге.

Таким образом, владельцы легковых автомобилей и мотоциклов в Казахстане будут обязаны выплачивать налог в зависимости от спецификаций своего транспортного средства. Суммы налога будут использоваться для развития транспортной инфраструктуры и поддержки дорожной безопасности в стране.

Особенности уплаты налога на электромобили

В Казахстане налог на электромобили имеет некоторые особенности, которые следует учесть при его уплате. Ниже перечислены основные правила и порядок оплаты данного налога:

  • Налог на электромобили взимается ежегодно в размере определенного процента от стоимости транспортного средства.
  • Размер налога зависит от мощности электромобиля и его пробега. Чем больше мощность и пробег автомобиля, тем выше будет сумма налога.
  • Оплатить налог на электромобиль можно через электронную систему государственных платежей или в офисах налоговой службы.
  • Срок уплаты налога на электромобиль составляет 15 дней с момента получения уведомления о необходимости его уплаты.
  • В случае неуплаты налога в установленный срок, предусмотрены штрафные санкции, которые могут составить до 50% от суммы налога.

Уплата налога на электромобили является обязательной для всех владельцев электротранспорта в Казахстане. Соблюдение правил и своевременная уплата налога позволят избежать негативных последствий и штрафных санкций.

В 2024 году в Казахстане вступили в силу новые правила, касающиеся налога на машину. Они были разработаны с целью улучшения эффективности сбора и использования средств от данного налога, а также для обеспечения более справедливого распределения налогового бремени среди владельцев автомобилей.

Одним из главных изменений стало введение дифференцированного налогового тарифа в зависимости от экологической классности автомобиля. Теперь чем экологически чище автомобиль, тем меньше налог он должен будет заплатить. Это стимулирует владельцев приобретать более экологически чистые модели автомобилей и способствует снижению выбросов вредных веществ в атмосферу.

Также было увеличено минимальное значение налога, которое должны платить владельцы автомобилей. Это изменение направлено на увеличение доходов от налога на машину и обеспечение финансовой устойчивости государства.

Дополнительно, для соблюдения прозрачности и борьбы с налоговыми мошенничествами, владельцев автомобилей обязали предоставлять подтверждающую документацию о стоимости и свойствах транспортного средства при уплате налога. Это меры сделают процесс сбора и администрирования налога более эффективным и предотвратят возможные злоупотребления.

Налог и экологические нормы

Введение новых изменений в налоговое законодательство Казахстана касается не только размеров налога на автомобили, но и экологических норм, которые учитываются при расчете этого налога. Отказ от использования устаревших и малоэкологичных моделей автомобилей стимулирует владельцев к приобретению более экономичных и экологически безопасных машин.

Согласно новым правилам, при расчете налога на машину учитываются следующие параметры, связанные с экологической безопасностью автомобиля:

Категория транспортного средства Ставка налога, тенге
Электромобили
Автомобили с нулевым выбросом 200 000
Автомобили с выбросом до 100 г/км 150 000
Автомобили с выбросом от 101 до 150 г/км 100 000
Автомобили с выбросом свыше 150 г/км 50 000

Таким образом, более экологически безопасные автомобили будут облагаться меньшим налогом, что позволит владельцам экономить на этой статье расходов. При этом, как видно из таблицы, самый высокий налог предусмотрен для автомобилей с наибольшим выбросом вредных веществ.

Однако, важно отметить, что размер ставок налога на экологические категории автомобилей может быть изменен в будущем в зависимости от изменения экологической ситуации и технологического прогресса в автомобильной индустрии. Поэтому владельцы автомобилей всегда должны быть готовы к возможным изменениям в требованиях и размерах налоговой ставки.

Возможность получения льгот в случае продажи транспортного средства

Владельцы транспортных средств, которые продадут свое транспортное средство, также имеют право на получение льгот на транспортный налог. Более того, льгота в этом случае может быть получена не только на оставшуюся часть года, но и на год, следующий за годом продажи транспортного средства.

Для получения льготы в случае продажи транспортного средства необходимо своевременно представить соответствующую декларацию в налоговую инспекцию. При этом, необходимо учитывать, что срок подачи декларации о продаже транспортного средства составляет не более 30 календарных дней с момента сделки.

Льгота на транспортный налог будет предоставлена исходя из фактического времени нахождения транспортного средства в пользовании нового владельца. То есть, если продажа произошла в первой половине года, а новый владелец использовал транспортное средство только в течение нескольких месяцев, то льгота будет предоставлена исходя из этого времени.

В целом, льготы на транспортный налог в случае продажи транспортного средства дают возможность значительно снизить налоговую нагрузку на граждан, которые решают продать свое транспортное средство. Кроме того, это способствует более эффективному управлению автопарком населения и обеспечивает мобильность в обществе в целом.

Ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными

Житель Астаны, автовладелец с 11-летним стажем, Егор Серегин отмечает, что МРП – величина непостоянная. Но даже если учитывать автопарк в Казахстане, который представлен автомобилями в общей массе с объемом двигателя до 2 л, то, в целом, повышение МРП не так сильно сказывается на бюджете автовладельцев.

«К примеру, у меня автомобиль объемом двигателя 1,5 л и в этом году я заплачу налог в 6126 тенге. Между тем, эта сумма меньше, чем стоимость полной заправки моей машины АИ-92. То есть для казахстанцев, владеющих машинами с объемом двигателя до 2 л, транспортный налог не будет превышать 10 тыс. тенге. Если смотреть на автомобили с объемами двигателей больше 2 л, здесь налоги уже гораздо выше. Однако и они не являются неподъемной суммой. Но если, предположим, вы владеете автомобилем премиум-сегмента с объемом двигателя 4,7, то вы заплатите в этом году около 360 тыс. тенге. И это уже достаточно внушительная цифра. Но если вы покупаете подобную машину, то, разумеется, вы должны понимать, что расходы на более мощное авто будут больше».Автовладелец Егор Серегин

Другие опрошенные корреспондентом Zakon.kz автовладельцы с транспортными средствами объемом двигателя менее 3 л уверены в том, что ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными. В особенности для тех, в чьей собственности автомобили средней и малой мощности.

«У меня малолитражка Daewoo Damas. За год я плачу не более 10 тыс. тенге. Думаю, подобная сумма по плечу каждому владельцу железного коня, конечно, если объем двигателя небольшой. Но даже для любителей огромных джипов и пикапов ежегодный налог на транспорт не является чем-то неподъемным, потому что градация автомобилей по мощности объема определена совершенно корректно. Меньше объем – меньше налог».Автовладелец и предприниматель Даулет Мухамеджан

В свою очередь автолюбитель и основатель автомобильного клуба «Mitsubishi club Astana» Дмитрий Попов тоже отмечает, что в Казахстане адекватные налоговые ставки, которые составляют лишь малую часть расходов семейного бюджета. Однако, по его словам, при расчете налога на транспорт в Казахстане необходимо учитывать еще и возраст транспорта.

«По моему субъективному мнению, в нашей стране невысокие налоговые ставки. В большинстве развитых стран при расчете транспортного налога главным параметром выступает экологичность автомобиля. Было бы хорошо, если в Казахстане тоже учитывали возраст. Ведь современные машины оборудованы катализаторами, которые снижают выброс CO². При этом считаю не нужной привязку налога к топливу. Объем двигателя, класс экологичности и, может быть, мощность двигателя. Мне кажется наиболее логичным, если эти характеристики авто будут взяты во внимание в первую очередь при расчете транспортного налога», – рассуждает Дмитрий Попов.

Он напомнил, что, к примеру, в Европе очень накладно владеть старой машиной из-за строгого техосмотра и налогообложения, учитывающего экологичность. Там легко можно получить запрет на эксплуатацию неисправного авто до приведения его в надлежащее техническое состояние. Тогда как в Казахстане зачастую для прохождения техосмотра можно даже не выходить из дома.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *